344. Школа даосов о свободе и необходимости

344.

О СВОБОДЕ И НЕОБХОДИМОСТИ

Как-то одним вечером я со стариком Накамура играл в шашки «го», и мы заспорили об одном философском вопросе, который когда-то поднимал французский философ Сартр. Категорию свободы он противопоставлял необходимости, возражая тезису «Свобода – это осознанная необходимость». Сартр говорил, что человеческое существование – это непрестанное самоотрицание, и всё бытие по отношению в свободе – это как строительные леса, и нужно жить так, чтобы весь мир крутился вокруг тебя, а не ты - вокруг мира. Я сказал, что эгоцентрическое понимание мира экзистенциалистами, как утверждение свободы в виде безусловного принципа, есть ничто иное, как разрыв с детерминизмом, рационализмом, объективным научным пониманием действительности. На это старик Накамура мне возразил так: «Истинна свобода – это та, которая ставит человека в зависимости от своей води, а не от воли других людей, которые навязывают ему свою волю. Человек не признаёт никакую необходимость, если она не соответствует его интересам. Свобода не терпит ни принципа, ни основания. Свобода не определяется возможностью человека действовать в соответствии с тем, каков он есть, ибо сама его свобода есть выбор своего бытья, и человек таков, каким он себя свободно выбирает. Вся эта надуманная целесообразность – это ничто иное, как вовлечение его в какую-то чужую игру. Сам человек должен вести свою собственную игру, как говорил Сартр: «Свобода – это человеческое существо, выводящее своё прошлое из игры». А игрой может быть вся наше жизнь, любые проекты, которые мы осуществляем в ней, будь то строительство Великой стены, построение социализма или глобализма. Истинная свобода – это разрыв казуальной зависимости, причинной обусловленности. Человек свободен совершенно независимо от реальной возможности осуществления своих стремлений; уже само стремление, сама постановка задачи, сам выбор цели достаточны для утверждения его свободы, ибо для обретения истинной свободы человек должен поставить задачу, которая заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить своё отношение к нему.

- «Но разве могут быть такие независимые люди, которые бы обладали этой истинной свободой»? – с сомнением произнес я.

- «Могут, - сказал, рассмеявшись, старик, - они были, есть и будут всегда. Истинная свобода живёт в наших сердцах, потому что сама природа свободна и независима от человека с его сознанием».

И в доказательство своих слов старик Накамура дал мне один древний текст из цикла «О чём не говорил Конфуций», который я перевёл так: 
 

ВОЛОСАТЫЕ ЛЮДИ ВРЕМЁН ЦИНЬ
 
В уезде Фансянь, в том, что в области Юньян в Хугане,
Гора есть Фаншань, что касается небес верхушкой,
Имеет неприступный вид, как рог на великане,
В ней есть пещеры, так похожие на комнатушки.

В пещерах множество живёт людей там волосатых,
В три метра высотой, всегда от голода страдают,
Выходят из пещер в плащах из шкур зверей крылатых,
Людей, собак, кур и другую живность поедают.

Тот, кто сопротивлялся, в них стрелял, не мог их ранить,
Все пули падали на землю, как бы отлетая.
Один лишь способ справиться был, как считали ранее:
Схватиться в рукопашную, при этом восклицая:

- «Великую стену сейчас ещё всё воздвигают!
Вы для строительства нужны, бросайте ваши прятки!»
И люди волосатый все тут же убегают,
Несутся, сломя голову, от страха без оглядки.

Так жители все местные всегда их разгоняли,
Рассказывали, то во время Цинь (1) происходило,
Когда Великую стену в том месте воздвигали,
В горах попряталось народа много, и там жило.

Они не умирали долго, и так сохранились,
И спрашивали там, когда кого-либо встречали:
- «Работы по строительству стены не прекратились»?
Благодаря чему их узнавали и пугали.

Прошло уж тысяч несколько лет, а они боятся.
Благ вместо цивилизации предпочли природу,
И продолжают до сих пор такими оставаться,
Отсюда видно, страх какой внушал Ши хуан (2) народу.
 

Примечание

1. Времена Цинь – 246 – 207 гг. до н. э.

2. Ши хуан-ди – первый император династии Цинь (246 -207 гг. до н. э.), впервые объединивший Китай в империю. Традиция приписывает Ши Хуан строительство Великой китайкой стены протяжённостью более 4000 км.


 (продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии