Жизнь Джона Леннона в период с 1968 по 1973 годы
Разочаровавшись с одной стороны в методах Махариши Махеш Йоги, а с другой тайно подстёгиваемый желанием увидеть автора посылаемых ему открыток, Леннон принимает решение уехать из Индии на две недели раньше намеченного срока. Вскоре после возвращения в Лондон, под предлогом подготовки написания песен для новой пластинки он предложил Синтии поехать с друзьями на отдых в Грецию. По возвращении из Греции, Синтия обнаружила Джона и Йоко вместе и в итоге, брак, который планомерно распадался ещё с 1966 года, фактически был разорван.
Параллельно с личными драмами в жизни Джона в 1968 году происходил целый водоворот событий – выпуск «Белого альбома», вклад Джона в который огромен. На нём нельзя не отметить такие произведения музыканта, как - «Dear Prudence», «Happiness Is a Warm Gun», посвящённую своей матери - «Julia», призрачную «Sexy Sadie», а также навеянную мотивами так называемой конкретной музыки Карлхайнца Штокхаузена шедевральную «Revolution №9». Можно сказать, что на эту пластинку попали одни из самых лучших произведений музыканта.
На записи этого альбома музыкант нарушил негласное правило – подруги музыкантов не имеют права находится в студии при работе над альбомом. Во время записи альбомов группы в студию фактически вообще было невозможно попасть, не пускали даже людей, которым доверяли, музыкальный продукт демонстрировался исключительно в законченном виде. И вот теперь, рядом с Джоном, каждый день сидела Йоко, причём не только находилась вместе с ним, но ещё и давала рекомендации по музыкальной работе, всячески принимая участие в творческом процессе. До этого момента лишь четверым участникам группы и Джорджу Мартину была допустима такая высокая привилегия. На тот момент музыкант подчёркивал полную неразрывность с Йоко – физическое, духовное и творческое взаимодействие с ней.
Стоит отметить, что в ноябре 1968 года состоялся и старт сольной карьеры Леннона – альбом «Unfinished Music No.1: Two Virgins» был привлекателен, прежде всего, своей обложкой, на которой запечатлены обнажённые Джон с Йоко. По словам самого музыканта, альбом был записан всего за одну ночь. Музыку на нём было найти трудно. При вычленении звуковых фрагментов можно найти влияние конкретной музыки Карлхайнца Штокхаузена и Яниса Ксенакиса, но лишь под микроскопическим взглядом. Возможно, Леннон, оттолкнувшись от их экспериментов, захотел пойти своим путём, но получилось, мягко говоря, неважно. Пластинка представляла собой синтез различных шумов, стонов и криков. При выпуске пластинки фирма ЭМИ отказалась неё, ссылаясь на обложку, Пол Маккартни выступал в качестве дипломата и оказал влияние на некий компромисс. В итоге фирма согласилась отпечатать пластинку, но отказалась её продавать. Распространение материала было поручено заниматься фирме «Apple». И в Англии и в США пластинка была полностью обречена на провал, но Джон оставался непоколебимым:
- Это была наша декларация – сказал он.
Стоит также отметить, что после выхода этого альбома, в июле 1969 года, Джон и Йоко создают коллектив под названием «Plastic Ono Band», который просуществовал до 1975 года. Среди членов коллектива были Эрик Клэптон, коллеги Джона по группе Джордж Харрисон и Ринго Старр, будущий ударник группы «Yes» Алан Уайт, барабанщик группы «The Who» Кит Мун, сессионный клавишник «Битлз» Билли Престон, старый друг Леннона из Гамбурга Клаус Форман, звукорежиссёр Фил Спектор и так далее. Кредом группы было – « Вы - Plastic Ono Band», таким образом, подчёркивалось, что членом коллектива является каждый, кто участвует в записи музыкального материала. К слову, до этой группы у Джона с Йоко был коллектив «Unfinished Music No.1: Two Virgins», просуществовавший с 1968 по 1969 годы и реорганизованный в «Plastic Ono Band».
1969 год ознаменовался первыми совместными акциями Джона Леннона с Йоко Оно. После свадьбы в Гибралтаре они отправились в Амстердам, заявив, что дадут так называемое «постельное интервью». Журналисты, собравшись возле номера, ожидали, что звёздная пара будет заниматься сексом, но оказалось, что Джон и Йоко просто сидят на кровати в пижамах и рассуждают о Мире. Джон говорил:
- Генри Форд знал, как продавать автомобили с помощью рекламы. Я и Йоко «продавали» мир. Многим это казалось смешным, но многие начинали задумываться.
Джон и Йоко сидели в кроватях, украсив свой номер цветами. Двери номера были открыты в любое время суток. Вход был открыт каждому. И люди входили. Телевидение, фотографы, газетные репортёры дневали и ночевали в номерах Леннона в Амстердаме и Торонто. Джон и Йоко не сходили с экранов телевидения, с газетных полос. И вместе с этим в мир непроизвольно просачивался их призыв положить конец агрессии во Вьетнаме.
- Мы мечтали что-то изменить в этом мире…но всё осталось таким же. По-прежнему продают оружие в Южной Африке, а чёрных убивают на улице. Люди по-прежнему живут в бедности и по ним бегают крысы. Лишь толпы богатых бездельников ходят по Лондону в модных тряпках. Я больше не верю в миф о «битлз».
Стратегией мирного наступления Леннона было постоянное действие. По его мнению, создание сенсаций в прессе было одним из главных методов. И вот, после Амстердама и Монреаля, Джон вспомнил о своём ордене Кавалера Британской Империи, которым лейбористское правительство представило к награде четырёх участников группы в 1965 году. Джону всегда казалось, что принимая этот орден, они продавались истэблишменту. И вот спустя четыре года, музыкант решил отказаться от этой важной правительственной награды. Он запечатал орден в конверт и отправил письмо британской Королеве:
«Ваше Величество, я возвращаю этот орден Кавалера Британской Империи в знак протеста против вмешательства Великобритании в Нигерии – Биафре, против нашей поддержки Америки во Вьетнаме, а также против того, что моя песня «Cold Turkey» опускается вниз в хит-параде недели».
Копия письма была отослана премьер-министру Великобритании Гарольду Уилсону. Награда музыканта находилась дома у его тёти Мими, которая вырастила и воспитала своего племянника. За орденом был послан шофёр Джона, сказав тете, что Леннону на время нужна эта награда, на что Мими ответила:
- Хорошо, только передайте, ему, пожалуйста, пусть не забывает, что орден этот – мой, и, пусть он его вернёт.
На следующий день о произошедшем, Мими узнала из газет и отреагировала на это с гневом.
- Если бы я знала, что ты собирался отослать его назад и этим оскорбить Королеву, то только через мой труп ты бы получил его. Королева здесь ни при чём, зачем ты ставишь её в идиотское положение?
В итоге в печати и по радио прокатилась широкая волна возмущения связанная с антипатриотическим поступком музыканта. Но благодаря этой волне протеста Джону удалось привлечь внимание людей к международному конфликту с общечеловеческой позиции. 15 декабря 1969 года Ленноны организовали антивоенный концерт под названием – «Война закончится, если ты захочешь этого». 30 декабря британское телевидение показало программу посвящённую музыканту, в которой поставило Джона на третье место в списке политических лидеров десятилетия после Джона Кеннеди и Мао Цзэдуна.
С музыкальной точки зрения данный год был довольно бурный – выпуск ещё двух сольных альбомов «Unfinished Music No.2: Life with the Lions» и «Wedding Album», в которых наряду с первым сольным альбомом Леннона 1968 года было очень мало музыки. С точки зрения творчества группы Джон написал для пластинки «Abbey Road» немало хороших вещей, таких как «Come Together» и «I Want You». Тем не менее большая часть альбома была написана его коллегой по группе Полом Маккартни.
В сентябре 1969 года к Джону и Йоко обратились организаторы рок-концерта в Торонто с просьбой выступить на нём. Джон собирает группу для выступления в последний момент. По воспоминаниям Эрика Клэптона ему позвонил Джон и сказал:
- Мы тут завтра выступаем в Торонто, не хочешь с нами поехать?
Компанию им также составил давний друг Леннона по Гамбургу бас-гитарист Клаус Форман. Репетировать пришлось по пути в Канаду на самолёте. Запись выступления Джона с этого концерта была выпущена под названием «Live Peace In Toronto» в декабре 1969 года.
Также на 1969 год приходятся съёмки документального фильма о творчестве группы под названием «Let It Be». Фильм заканчивается съёмками концерта на крыше Лондонской студии «Abbey Road» конце выступления Джон, произносит фразу, которая звучит, как эпитафия творчеству группы:
- Я хочу сказать спасибо по поручению группы и всех нас, и я надеюсь, мы прошли прослушивание.
В общем и целом 1968 и 1969 годы для Джона и Йоко были довольно бурными – упомянутая ранее акция о борьбе за мир, всевозможные авангардные художественные и кинопроекты, выпуск скандальных и непопулярных пластинок «неоконченной музыки», конфликты внутри группы, итогом которых стали бесконечные судебные тяжбы, бракоразводные процессы Джона и Йоко и как результат потеря ими своих детей. Впрочем, если Леннон мог видеться с Джулианом без препятствий со стороны Синтии, то бывший муж Йоко, Энтони Кокс, увёз в США дочь Киоко и адрес его был неизвестен.
К середине 1970 года во взаимоотношениях Джона и Йоко стали появляться небольшие трещины, что было вполне объяснимо, поскольку последние несколько лет они провели рядом друг с другом, не расставаясь ни на час. Бурная политическая и общественная жизнь Джона привела к тому, что у него начался психологический кризис. Как раз, в это время в руки Джону попалась книга американского доктора Артура Янова, под названием – «Первородный крик. Лечение неврозов». Джон и Йоко поверили в систему доктора и пригласили его к себе в гости в графство Беркшир. Теория Янова состояла в том, что человек, вырастая, вырабатывает в себе систему защитных психологических слоёв и чтобы добраться до сердцевины личности пациента её нужно очистить и оголить подобно луковице, признаваясь себе самому в слабостях и недостатках. Джон говорил по этому поводу:
- Доктор Янов научил меня чувствовать собственный страх и боль, научил меня управлять ими.
Результатом подобной практики стал четвёртый сольный альбом Леннона и первый после распада группы с одноимённым названием. На запись лонгплея Джон пригласил коллегу по группе Ринго Старра, гамбургского приятеля Клауса Формана, сессионного клавишника группы «Битлз» Билли Престона. За звукорежиссуру отвечал Фил Спектор. Альбом получился самым откровенным в творчестве музыканта.
Открывающая альбом «Mother» это крик боли по погибшей в 1958 году матери Джона – Джулии.
В «God» происходит отрицание всего, кроме Йоко. Проникновенная вещь.
«My Mummy’s Dead» закрывает грустный и личный альбом музыканта на минорной ноте.
Пластинка лишена всевозможных звуковых и инструментальных новинок и экзерсисов, звучание достаточно сухое, эмоции потерянного человека выливаются наружу. Творение довольно специфическое, но удивительно откровенное. С точки зрения звукозаписи можно отметить интерес к этой пластинке лидера группы «Pink Floyd» Роджера Уотерса, который хотел в работе над альбомом группы 1973 года привнести подобное «сухое» звучание.
В 1970 году выражение «Нет пророка в своём отечестве» в полной мере могло быть отнесено к Джону. Какие бы трансформации внутри себя он не проходил, в какие бы музыкальные и не только эксперименты он не пускался, для английской публики, на глазах которой он вырос, Джон продолжал оставаться тем же ливерпульским парнем, другом Пола Маккартни, одним из «Битлз». Кроме того, к Йоко Оно в Англии отношение если было не враждебное, то, во всяком случае, довольно сдержанное. Также у Йоко было желание разыскать свою дочь Киоко, по слухам находящуюся в Нью-Йорке. В связи с этими обстоятельствами Джон и Йоко принимают решение эмигрировать в США в сентябре 1971 года.
Однако, до переезда в Америку, Джону удалось выпустить ещё один лонгплей под названием «Imagine» который многими критиками признаётся лучшей работой музыканта в сольной карьере, а также является самым популярным творением в сольном творчестве Леннона. В отличие от предыдущей пластинки звучание выполнено в более коммерческом ключе, текстовое направление песен смещено с пессимистично-личного ключа в более социально-политическую линию и рассматривает мировые проблемы. В записи альбома принимали участие коллеги Джона по группе – Джордж Харрисон и Ринго Старр, бас-гитарист Клаус Форман (на тот момент Джоном даже рассматривался проект группы с Форманом вместо Маккартни на бас-гитаре). Также в записи принимал участие будущий ударник группы «Yes» Алан Уайт. За звукозапись, как и прежде, отвечал Фил Спектор. Альбом, прежде всего, известен заглавной песней с одноимённым названием, которую можно охарактеризовать как «балладу коммунистического гимна». Стоит упомянуть также о конфликте с Маккартни – несколько песен с альбома содержат прямые нападения на личность музыканта, такие как – «Моральный калека» и «Как тебе спится?». На пластинке Леннон затрагивает такие темы как ложь СМИ – «Дай мне правды», тему военного положения - «Я не хочу быть солдатом, мама», темы личной неприязни к Маккартни о которой было написано выше. Также на пластинке имеет место и романтическая тематика – «Ревнивый парень», «Как» и «О, Йоко».
Оформление альбома выполнено в голубых тонах, что символизирует небо. На переднюю сторону конверта помещена фотография Леннона, а на заднюю его же изображение смотрящего в небо (намёк на строчку из песни «Imagine» – «Above us only sky»).
Стоит отметить, что вместе с альбомом вышел и одноимённый фильм, появившийся на экранах в 1972 году. Фильм представляет автобиографическое видео бытовой жизни Джона с Йоко.
После выхода пластинки в сентябре 1971 года Ленноны эмигрируют в США. С тех пор Джон ни разу не побывает в Великобритании.
По прибытии в Нью-Йорк Ленноны сразу же купили небольшую двухкомнатную квартиру на Гринвич Вилидж, артистическом районе Нью-Йорка, где ранее Йоко, ещё в 60-х годах приобщилась к художественному авангарду. В квартире, кроме пианино, мебели не было почти никакой, спали на полу, на матрасе, покрытом американским флагом. Одевались просто – джинсы, футболки, свитера. Артистическая атмосфера города пришлась по душе Джону, к тому же в отличии от Великобритании общественного схождения с ума по нему не было и он мог спокойно ходить, куда ему вздумается. По совету Боба Дилана пара купила себе велосипеды – по этому району города он был лучшим средством передвижения. Джон говорил по поводу США:
- Нью-Йорк – это сегодняшний Рим. Мне всегда нравилось жить в гуще событий. Если бы я жил в старые времена, я бы предпочёл Рим, Париж или Восток, но семидесятые годы принадлежат Америке.
Сразу после переезда за океан Джон включился в политическую жизнь США. Он выступал за наделение индейцев гражданскими правами, за смягчение условий содержания заключённых в американских тюрьмах.
За всей этой политической деятельностью внимательно следили из администрации президента Никсона. Америка в те годы воевала во Вьетнаме и люди из окружения музыканта были одними из идейных центров антивоенного протеста. Организация, проводившая антиленноновскую политику в период 1972-1976 годов называлась «Сенатский Подкомитет По Внутренней Безопасности». Комитет этот получил записку, в которой говорилось, что Джон Леннон, возможно, финансирует деятельность политической группировки, которая в 1968 году пыталась сорвать съезд демократической партии США и что она снова предпримет попытку сорвать съезд республиканской партии в 1972 году. В марте 1972 года Леннону было предложено под угрозой депортации покинуть США в течении двух месяцев.
Борьба Леннона за право остаться в США вовсе не означала готовность его идти на какие-либо уступки, свидетельством тому служит выступление Джона и Йоко на большом митинге в Нью-Йорке в апреле 1972 года против бомбёжек Северного Вьетнама. Совершенно логично, что к делу подключилось Федеральное Бюро Расследований – ФБР. Агенты это службы посещали концерты музыканта, занимались изучением текстов песен, прослушивали телефонные разговоры (Ленное даже заявил об этом по телевидению).
Музыкальные дела Леннона в 1972 году тоже не стояли на месте – в июне был выпущен шестой студийный альбом музыканта и третий после распада группы – «Some Time in New York City». Альбом был совместный с Йоко Оно. Звукорежиссёром пластинки как обычно на альбомах Леннона выступил Фил Спектор. Пластинка состояла из двух частей – первая включала студийный материал, вторая – концертный.
Открывающая альбом яркая - «Woman Is the Nigger of the World» - одна из самых красивых вещей в творчестве музыканта.
Нельзя не отметить «New York City» с энергичным соло клавишных и заводным вокалом Леннона.
Небольшой намек на регги в «Sunday Bloody Sunday», при этом нельзя не отметить вокальные находки от Йоко в завершении этюда.
Закрывает лонгплей интересная смесь рок-н-ролла и авангарда «We’re All Water».
Несмотря на свою специфичность и заслуживающие внимания музыкальные поиски, альбом после своего выхода был слабо оценён критиками, не идя ни в какое сравнение с популярностью альбомов 1970 и 1971 годов.
30 августа музыкант принял участие в концерте в Мэдисон-Сквер Гарден, где исполнил песни, как коллективного творчества группы «Битлз», так и сольного материала. Это выступление было последним концертом музыканта в сольной карьере и единственное живое выступление Джона, полностью заснятое на плёнку. Выпуск видеозаписи под названием «Live in New York City» состоялся в 1986 году.
В июле следующего года, Джон приступает к записи пластинки «Игры разума», которая разительно будет отличаться от предыдущих его работ 1970, 1971 и 1972 годов. В связи с отказом Фила Спектора участвовать в записи в качестве звукорежиссёра, Джону пришлось взять эти функции на себя, что сказалось на записи. Тем не менее, на качестве материала это не сказалось. На работу приглашены были гитарист Дэвид Спиноза (до этого работавший на альбоме «Ram» 1971 года у Пола Маккартни) и один из лучших сессионных ударников США, работавшим также с Джорджем Харрисоном и Эриком Клэптоном – Джим Келтнер. Пластинка получилась продуманной, душевной и проникновенной. Примечательна обложка альбома, на которой маленькое изображение Леннона запечатлено на фоне скалы с изображение Йоко. Это символизирует временную разлуку музыканта с женой и то влияние, которое было у неё на Леннона.
Рассказывая о музыкальной деятельности Леннона, не было упоминания о личной жизни музыканта, а именно о полуторагодовой разлуке Джона с женой Йоко, которая носит название «Потерянный уик-энд». Осенью 1973 года произошли события, поразившие многих – Джон и Йоко приняли решение временно расстаться. Джон говорил:
- Мы провели совместно семь лет, и это была не просто обычная семейная жизнь, когда утром муж уходит на работу, а вечером возвращается – мы находились вместе 24 часа ежедневно. Так что, рано или поздно размолвка должна была произойти.
Йоко признаётся, что временное расставание было им необходимо:
- В разводе не было никакой нужды, я знала, что, в конце концов, мы снова будем вместе.
К тому времени Джон и Йоко переехали в квартиру в доме №1 на западной 72-ой улице в Манхэттене, в престижном здании с окнами на Центральный парк, в доме под названием «Dacota Building». В этой квартире они вели дела своей фирмы «Lennono». Секретаршей была уроженка Китая Мэй Пэнг – девушка, обладающая набором хороших качеств. Когда Джон и Йоко приняли решение о размолвке, жена посоветовала музыканту поехать в Калифорнию и по её совету Мэй Пэнг отправилась вместе с Джоном. Сделано это было из следующих соображений – Леннон был совершенно неприспособлен к жизни, никогда не водил в Америке машину, не умел покупать продукты в супермаркете, не знал, как заказать телефонный разговор. Отправляя Мэй вместе с Джоном, Йоко не могла не понимать, что между ними, возможно, возникнут интимные отношения, но она смотрела на это философски:
- Пусть уж лучше он будет с Мэй, чем с разными златокудрыми почитательницами таланта.
Йоко знала также то, что Пэнг не курила, не принимала наркотиков, была девушкой трудолюбивой, аккуратной и преданной. О том, что во время этой разлуки у Джона и Мэй возникла романтическая связь стало известно из книги Пэнг. Однако, по мнению друзей музыканта никакой интимной связи не существовало, хотя бы потому, что Джон поддерживал постоянную связь с Йоко по телефону, разговаривая с ней практически ежедневно.
Владимир Курбалиев
Свидетельство о публикации №218051901671