Восхождение. В поисках себя

    “Это место, где ты обретёшь себя и найдёшь свою душу”

     С этих слов начался долгий путь поиска смысла, а затем ожидание доказательств этих слов.
     Как и любой другой человек, Ли не верил во что бы то ни стало до тех пор, пока подтверждение не появлялось перед его глазами. А когда это происходило, то почему-то было уже поздно – вся магия растворялась и исчезала безвозвратно.
     О том, что где-то в его жизненном механизме каждый раз в самый сокровенный момент происходил сбой, юноша начал задумываться только после того, как однажды таинство ускользнуло прямо перед его носом. Незаметно. Мимолетно.
     Океан самых разных эмоций охватил молодое сердце, выбросив на берег одно – спокойствие.
     По-видимому, океану оно было попросту не нужно. Ведь невозможно представить, как разношерстная водная стихия мирно покоится, взяв оплачиваемый бессрочный отпуск. У океана свои игры – с ветром, с моряками, с подводными течения, с движением тектонических плит… Куда ж тут до спокойствия!? А вот юноше оно могло бы пригодиться.

         «Иногда мы просто забываем, какие вещи скрываются в нашем шкафу»

     Каждый раз, разрывая шумом байка подножие горы, Ли встречал толпы людей, среди которых были и «знающие», и «думающие», и «верующие».
     Каждый из них придерживался своей философии. И никто не нападал на «остальных». Даже не навязывался. Если ты слушаешь – значит ты хочешь услышать. Так просто и буднично.

     - Ванто, за последний месяц я посетил это место больше двадцати раз! И никаких изменений…
     - Босс, зачем тебе это? Ради чего ты поднимаешься? – снова и снова, изо дня в день, Ванто задавал эти вопросы своему… уже другу. Ведь Ли никогда не проходил мимо, не начав новый диалог.
     - А зачем ходите вы туда?
     - У каждого на то свои причины. Кто-то за молитвой. Кто-то за прощением. Кто-то из-за обязательств. Кто-то за нечто большим.
     - И где это «нечто большее»?
     - Ли, представь, что ты стоишь перед лестницей из двадцати ступенек.
     Каждый день отведен для того, чтобы ты смог покорить одну ступень. Не больше. Не ставя перед собой цель забраться на неё настолько быстро, насколько это возможно. Ведь твоя задача вовсе не в том, чтобы залезть на лестницу, а в том, чтобы оказаться на последней ступеньке, а затем увидеть – что там дальше.
     Но вместо этого ты тщетно пытаешься с земли, да даже не с первой ступени, а с самой земли, запрыгнуть сразу на двадцатую…
     Это реально?
     - Не совсем…
     - Реально. Если ты, например, великий прыгун.
     Но в чем заключатся твоя цель? Зачем тебе это? Ты делаешь это разве ради того, чтобы просто покорить эту лестницу?
     - Нет. Я ищу что-то. «Нечто большее»…
     - Ты ищешь, а поиск – это процесс. Поиск – это смысл. А результат – итог, к которому ты в любом случае придёшь. Но не из-за желания, а благодаря поиску и открытиям на этом пути.
     - Стоит ли мне сейчас подниматься, Ванто? – немного рассеянно и потеряно спросил Ли?
     - Ты и сам знаешь.

     Мотор байка вновь зарычал. Ли впервые честно ответил на свой вопрос и раскрыл свой «стыд». Не перед кем-то, не за кого-то. А за себя и перед собой.

        “Пройди этот путь снова и снова. И вспомни, что и где ты потерял”

     Мы часто делаем вещи неосознанно, «на автомате», а затем настолько теряем себя, что начинаем жить на этом самом «автомате». Правда в том, что вырваться из этого замкнутого, а для некоторых и порочного круга, крайне сложно по нескольким причинам.
     Боязнь признаться в ошибочности и неверности хода жизни – своей собственной истории, которую пишет каждый из нас. Признание равносильно принятию ошибок, а ошибки верный признак того, что некоторые страницы истории написаны неверно или, по крайней мере, хуже, чем могло бы быть. Бывают такие ошибки, что если их найти и устранить, то смысл истории теряется напрочь. Исчезает.
     Недостаток навыков или инструментов. В этот момент ты не знаешь, с чего начать и что дальше делать.
     Страх. Боязнь взглянуть в глаза своим мучителям.
     Неясность взгляда, к сожалению, усиливает вращение порочного круга, как крупье, запустивший шарик в уже вращающееся колесо.
     Но если начать передвигаться по этой замкнутой цепи раз за разом мысленно, осознано, то начинает рассветать, словно проясняется реальность, а вместе с тем растворяется дымка тумана, как она это делает перед первыми лучами солнца.

     Ли вновь начал ездить на гору. Вновь забираться.
     Он всё так же приветствовал Ванто и надевал саронг, уважая правила святого места.
     Однако диалоги исчезли. И если Ли иногда задумывался в чём причина, то Ванто прекрасно знал, что время на «поговорить» ещё не пришло.
     Забеги на вершину горы закончились сами собой. Началось нечто новое.
Ли стал обращать внимание на паломников, перекидываясь с ними парой-тройкой фраз на местном языке. Стал мысленно проделывать предстоящий путь и анализировать предыдущие восхождения, стараясь замечать всё новые и новые таинства, открывавшиеся в процессе.
     Его ум становился спокойнее. Его концентрация усиливалась. Слова исчезали – появлялись мысли.
     Ванто видел это всё и однажды сказал своим друзьям: “Этот буле найдёт, что ищет. Он наконец-то растоптал правильную тропу.”

     Начало светать.

          “В темноте найди себя, а затем и солнце”

     Прошло сколько лет.

     Ли то исчезал, то появлялся. На него уже не обращали внимания. Он стал чем-то настолько привычным, что местные даже перестали приставать к нему, предлагая купить всякую всячину.
     - Нет, Ванто, он скорее сойдёт с ума, чем доберется до смысла! – шутили друзья смотрителя храма.

     Но однажды шутки уступили место беспокойству. Ли исчез в темноте на несколько часов – такого ещё не было.
     “Змеи!” – сразу пополз слух среди местных.
     Ванто на правах смотрителя возглавил отряд из пяти юношей, цель которых заключалась… В чём она заключалась мне до сих пор не удается понять. Отважные и добрые сердца! Да и только.
     Пробираясь сквозь размытые дождями ступеньки, разбитые камни, разбросанные по земле пальмовые листья и беспокойный шум дикого мира, эти пятеро шли каждый в своём мире.
     Спустя полтора часа они забрались-таки на вершину, и увидели там сидящего с закрытыми глазами Ли. Что делать дальше? Тревожить ли? Ради чего вся эта паника?
     Трое уже было собрались нарушить тишину, но Ванто остановил их рукой, прошептав:
     - Он сейчас ищет, а возможно уже нашёл.
     Вернётся.
     А мы - по домам.    

         “Я потерял всех и нашел нечто большее”

     Прошло какое-то время, прежде чем я смог осознать, что происходит.

     Я куда-то мчался на байке, не успевал, воздух наносил пощечины холодными порывами, и вот на мне саронг и до боли знакомая тропа.
     Однако всё совершенно иначе, никак обычно.
     Я потерял всех. Обо всём забыл, оставив только самое важное в моей голове.

     “Ты столько раз поднимался и только сейчас увидел путь”, “А ты знаешь, в чём смысл? – Ты знаешь. Открой глаза”, “Что дальше зависит только от тебя”, “Мы не даём тебе больше, чем тебе нужно. Придёт время – возьмёшь сам” …

     Весь путь, мне казалось, изолирован от влияния внешней жизни. Не было ни обычных звуков у подножия горы, ни привычного шелеста пальм, ни громких голосов джунглей. Только то, что кипело в моей голове.
     И да, ветер. Его порывы верно направляли мысли, не пропуская через фильтр ежедневную чепуху и суету.

     Задавал вопрос “зачем?” – находил ответ.
     Спрашивал “как?” – лицезрел со стороны процесс.
     “Где?” – сразу появлялось место.
     “В чём?” – вырисовывались все возможные пути.

     К тому моменту, когда я оказался на вершине, гора уже мне дала больше, чем когда-либо.
     Дальше я растворился в темноте, в своих мыслях и в мантрах, исчезнув из мира.

        “Некоторые места открывают нечто большее, чем двери”

     Сидя там, на вершине, пришло чёткое понимание почему всё всегда ускользало от меня в самый последний момент. Момент - за секунду до того, как надо схватить, чтобы поймать.
     Моё страстное желание очень часто шло параллельно со страхами, которые нападали «когда не нужно».
     Спокойствия в моём сознании не наблюдалось, порядка – тоже, понимания – никакого.
     Суета. “А как от неё избавиться?” – спрашивал себя каждый раз.

     Сидя там, на вершине, я вспомнил своего учителя. Как его нашел.
     Рассказывать о моих поисках совсем не хотелось никому, так как они были полны слепых блужданий. Даже из святой горы я сделал какую-то игрушку, уже изрядно намозолив глаза местным жителям. Но открыть свой порочный круг учителю было необходимо. Нет, он-то его увидел сразу. Я должен был это сделать для себя, чтобы увидеть себя со стороны. Таким какой есть.

     - В тебе есть одно качество, которое уже давно стало развиваться, однако ты его не раскрыл, не нашел, а может просто не обратил на него внимания.
     Оно – ключ. К тому что ты ищешь, за чем гонишься, чего тебе не хватает.
     - А зачем мне эта гора!? Почему меня так бессмысленно на нее тянет!?
     Чувствую себя полным дураком – ведь люди видят, что я сам не знаю, зачем поднимаюсь на неё каждый раз...
     - Значит этих восхождений было еще недостаточно.
     Знай, гора тебе даст то, что ты ищешь.

     Сидя там, на вершине, я вспомнил своего учителя. И этот диалог.
     Оно было найдено. Оно привело моё сознание в равновесие. Дало возможность концентрировать на одном предмете. На одном! Отдавая этому предмету всё внимание, всю энергию.
     Оно было спокойствие, которое захватило власть в моём сознании.

     Там, на вершине горы, было необычно темно и туманно.
     Однако закрыв глаза, почувствовалось тепло, начало светать, никакой тревоги, свойственной состоянию страха, никакого страха, свойственного таким моментам, как этот: послезакатное время на вершине горы в джунглях; кроме тебя – вокруг никого.
     Только этот дикий мир, способный поглотить тебя в секунду.
     И всё же ничего подобного произойти не могло.
     Я был в другом мире. В другом месте. Физически, кажется, тоже.

         “Принять правду сложно, но с неё начинается путь”

     “Ли, ты так долго искал, что у меня не было сомнений в том, что ты найдешь то, что ищешь, а найденное поможет двигаться дальше.
     Прости за то, что не давал тебе ответы. В противном случае – ты бы отдалялся от них всё стремительнее, а количество вопросов увеличивалось с невероятной скоростью. Сам понимаешь, что в этом котле разобрать «что к чему» практически невозможно, поэтому мы предпочитаем весьма скромные на ингредиенты блюда.
     Также хочу сказать, что очень рад, что ты всё-таки нашёл вершину горы. Да-да, я застал тот сакральный момент вместе с моими товарищами. Один из них высказал интересную мысль:
     “Этот буле за последний год в несколько раз чаще поднимался на эту гору, чем я. Но ни разу так и не взобрался. До сегодняшнего дня.
     Мы смотрели на его забеги и едва ли верили, что он найдёт что-то выше вершины, дальше этого пути. Но он нашёл.”
     Сохрани это.
     Возможно, ты уже и сам понимаешь, почему твои забеги были тупиком. И всё же: каждый твой забег – это желание найти доказательство. Найти его для того, чтобы поверить.
     Но веришь ли ты в то, что завтра днём будет солнечно? Или ты полон сомнений и хочешь это проверить? А если солнечно и не будет, то значит ли это, что ты усомнишься в существовании солнца? И отправишься ли ты его искать, чтобы найти доказательства?
     Так и во всём.
     Не ищи доказательств. Верь так же, как в солнце, которое ты не можешь увидеть, когда оно за горизонтом. Правда ли, что не можешь, а? Если веришь – значит видишь.
     Запомни и это.
     И последнее.
     Не бойся этого, но всё уже давно предначертано. Здесь не о фатализме, роке или судьбе.
     Ты создатель.
     Ты мечтаешь, ты фантазируешь, ты представляешь себе плохое и хорошее – всё это найдет место в твоей истории. Рано или поздно. Поэтому направляй своё сознание, свои мысли и свою энергию. Дари людям добро, оно может и не вернётся к тебе, но достанется тем, кому нужнее.
                Люби людей безусловно.”
                Ванто

     Историю этого восхождения мне рассказали несколько десятков лет назад. Десятков! Многие детали того рассказа уже забылись и канули в лету, так и не продолжив своего странствия по времени.
     Корни уходят в Ришикеш, где я проходил двухнедельный ретрит в одной из скал Гималаев.
     Мой наставник – Пуспа – не отличался особой разговорчивостью, однако очень тонко помогал моему духовному поиску.
     Перед заключительными днями ретрита он как раз и поведал-таки мне эту историю, сопроводив её фразой:
     - Однажды и ты найдёшь своего учителя, свою гору…

     После на долгие годы забросил искания, и вернулся в материальный мир, строя там свою империю. На самом деле, весьма хрупкий порочный мир. Оставив его, вновь вернулся в Азию.

     - Зачем тебе это? Ради чего ты поднимаешься? – спросил меня смотритель храма.
     - Хочу найти свой путь. «Нечто большее», чем то, что вокруг меня.
     - … добро пожаловать домой, мистер Ли.
     - Простите, но вы… меня с кем-то путаете. У меня совсем другое имя! – разведя руками, я привел веский аргумент и немного усмехнулся.
     - Если у тебя другое имя – это не значит, что я тебя с кем-то путаю.
     - Простите. О чём вы? И… могу я узнать ваше имя?
     - Конечно.
     Зови меня - Ванто...


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.