Рюрик. Король ругов. новелла

РЮРИК. КОРОЛЬ РУГОВ.



В конце ХI - начале ХII веков славянская цивилизация имела три геополитических центра – Южная Русь со столицей в Киеве, Северная Русь со столицей в Новгороде и Западная Русь, раскинувшаяся по всему южному побережью Балтийского моря, со столицей Аркона - культовым городом, расположенным в самом центре острова Буян.
В немецком произношении Буян – это Руян и позднее Рюген.
Считается, что жители Рюгена населяли племена ругов. Но кто они, откуда пришли – никто не знает. Зато точно известно, что франки относили ругов к славянским народам. А российский археолог-славист В.В.Седов считает, что руги-русь были потомками антского населения (междуречье Днепра и Дуная), продвинувшегося в потоках аварской миграции (после 550 г.) далеко на запад.
И если Киевская Русь, крещеная в быстрых водах Днепра, была официальным, представительским центром государства, то Новгородская земля, как территориальный анклав Киева, еще долгое время мирилась с такими дикими формами проявлениями язычества, как волхование и идолопоклонство.
Что же касается Западной Руси, которую заселяли славянские (полабо-поморские) племена, то там язычество было господствующей религией вплоть до 1168 года. Однако подобная стойкость и преданность западных славян древним традициям была оплачена ими большой кровью.
Начиная с IХ века, Вендская держава полабских славян – бодричей, лютичей и поморян -  начала испытывать мощное давление сначала со стороны саксов, затем франков, а позднее Дании и Англии. Чтобы яснее представить себе, о каких именно землях идет речь, нужно просто взглянуть на географическую карту и найти на ней государство Германия. Земли современной Германии – это и есть территория, которую заселяли полабские (ободритские) племена славян. Даже название немецкой столицы Берлин – это искаженное название города полабских славян, что в переводе означает «запруда» (бурлин).

                ***
Особую роль в истории западных славян сыграли племенные союзы. Так на северо-западе занимаемой ими территории наиболее известным было племя ободритов, бодричей и рерогов (рароги). Они заселяли земли, расположенные в нижнем течении Эльбы (Лабы) и порой назывались полабскими славянами.  Ныне это западные земли современного Мекленбурга. Столичным городом ободритов был город – Рерик. Ободриты представляли собой один из самых крупных средневековых племенных союзов. Название племени было военным и обозначало «соколы».  К этому племени принадлежал и призванный на Русь -  Рерик (Рюрик) или просто «сокол».
Второй не менее значимый союз славянских племен, который располагался на центральной территории ареала между Одером и Эльбой, составляли лютичи (вильцы, велеты).  В настоящее время это земли северной и восточной Германии. Столицей лютичей был город Ретра. Название племени было военным и обозначало «волки».
И третий союз, который составляли племена поморян, заселявших территорию между Одером на западе, Вислой на востоке и Нотечу на юге. Эти племена дали название исторической местности Померании. В число поморянских племён включают волинян и пыжичан. Нынче это земли Германии и Польши. В XI веке по инициативе поморского князя Вартислава I поморяне приняли христианство.
Отдельное племенное объединение славян составляли жители острова Руян. Так из летописания Адама Бременского, северогерманского хрониста, «Деяния священников Гамбургской церкви» следует: «… остров расположен напротив вильцев (лютичей). Им владеют ране, храбрейшее славянское племя. ...Ране, у других называемые руанами, — это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. Поэтому благодаря особому почитанию этого святилища они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться».

                ***
Как известно, легендарный варяг Рюрик был старшим сыном короля ободритов князя Годолюба и старшей дочери новгородского князя Гостомысла Умилы. Как старший среди сыновей, он считался наследником своего отца.  Однако в одном из сражений с франками Годолюб погиб, и Рюрику, утратившему свой удел, пришлось долгое время скрываться от преследования в обществе таких же бесприютных и безземельных искателей удачи, как и он сам.
То исчезая из вида, то появляясь на страницах летописного хронографа вновь, Рюрик то и дело оказывается в компании викингов - отъявленных морских разбойников.  Принято считать, что он вместе с братьями примкнул к отряду «ирландских» пиратов, которые еще в 839 году завладели церковной святыней Ирландии городом Арма и превратили его в свою столицу.
В чистом виде ирландские «джентльмены удачи» не были скандинавами, поскольку в их рядах было немало и разноплеменных славян. По этой причине у каждого отряда викингов был свой предводитель, своя военная база и, соответственно, свое территориальное обеспечение в Атлантике. Но при всем при этом им был не чужд и принцип корпоративной солидарности, особенно, если дело касалось внешних врагов – англов, данов, саксов или франков.
Предположительно, начиная 845 года и по 862 год включительно, в надежде вернуть отцовские владения и восстановить единоличное административное управление племенным союзом ободритов, он, опираясь на наемные силы викингов, предпринимал неоднократные походы на франков и данов. В итоге Рюрику удалось не только овладеть родовыми землями, но и захватить у данов южную часть Ютландского полуострова, за что он получил прозвище – Рюрик Ютландский.
Посвятив более 19 лет своей жизни   борьбе с данами и франками, Рюрик добился   восстановление себя в законных правах наследника королевского титула и земельных владений.

                ***
Что касается Новгородской земли, то она на протяжении всей своей долгой истории не раз противостояла атакам воинственных викингов. Данные факты упомянуты в летописных историях разных народов. Так согласно одной из них еще в конце VIII века новгородский князь Буривой несколько раз отражал нападение воинственных скандинавов. Но в одном из сражений дружина Буривоя была разбита, сам он погиб, а Новгород покорен.
Прошло время, и борьбу за освобождение Новгорода возглавил его сын и наследник Гостомысл. Судьба благоволила к изгою и изгнаннику.   Гостомыслу удалось очистить свои владения от иноземных захватчиков, восстановить княжеский титул и вернуть себе законное право на власть.
Долго и праведно правил Гостомысл, но снедала его душу горькая дума о том, что нет у него наследника, а значит, некому и княжеский престол завещать. Как следует из тех же самых летописных источников, у Гостомысла было четверо сыновей, но все они погибли в сражениях, а три дочери, отданные в жены соседним князьям в жены, проживали в чужих землях. И тогда, чувствуя, что жизненные силы покидают его, Гостомысл созвал совет старейшин от союза славянских и финских племен и объявил о своем намерении передать княжеский стол наследнику по женской линии, своему внуку Рюрику - старшему сыну дочери Умилы.
И хоть мнение совета не нашло своего отражения в исторических хрониках, Рюрик был в 860 году призван своим дедом, новгородским князем Гостомыслом в Новгородские земли на княжение. Подобное предложение оказалось для Рюрика большим подарком судьбы, потому что никаких законных прав наследования новгородских земель он не имел. Остается только догадываться о том, что доводы, изложенные Гостомыслом в пользу внука, оказались достаточно убедительными.

                ***
По легенде, которая сопровождала княжеский род Годолюба, имя Рюрика восходило к священному соколу «рарогу», откуда и произрос геральдический знак Рюриковичей, на котором был изображен   сокол. Кстати, вырезанная фигурка сокола украшала и носовую часть военных кораблей Рюрика.
Известно также и то, что верховную власть племенного союза ободритов, князь Годолюб возглавлял   с 830 года и что погиб он в 844 году во время войны с восточнофранкским королем Людовиком Немецким. Защищая столичный город ободритов Рарог (Рерик – «Великий город»), Годолюб был хитростью взят в плен и повешен. 
Вместе с его гибелью союз ободритских племен, как союз объединенных военных сил, перестал существовать. Он распался на четыре части – вагров, полабов, бодричей и варнов. Во главе каждого из этих племен встал тот или иной князь или герцог. Подобное размежевание власти, военных сил и территорий в конечной итоге и предопределило печальную судьбу западных славян.
В 862 году Рюрик вместе с женой Ефандой, которая была родом из норвежских князей, по призыву новгородского вече прибыл на княженье в Новгород.  Вместе с Рюриком пришла в новгородские земли и его испытанная в боях дружина. Но прошло не так уж и много времени, как недовольство местного населения, вызванное дикостью и жестокостью установившихся порядков, начало нарастать.  Особенно активную и непримиримую позицию в отношении Рюрика заняли волхвы.

                ***
При этом надо иметь в виду, что все божества викингов - морских разбойников имели воинственную, агрессивную природу. Чего стоил только один одноглазый седобородый скандинавский бог войны – Один, который по легенде был одержим тремя видами безумств – безумством воина в битве, безумием погруженного в экстаз провидца и безумием поэта. Постоянными спутниками Одина были вороны, волки и восьминогий конь.
Другой не менее, а, может и быть, и более всех почитаемый скандинавский бог грома и молнии – Тор был огромным и могучим победителем великанов, которых он сокрушал силой своего молота. К нему викинги и обращались с мольбой о хорошей погоде, а простые люди, веря в его справедливость, помимо молитв, носили еще на счастье и амулеты в форме молота.
Бог морей Ньерд был одновременно и богом богатства, рыболовства и мореплавания. Глубоко почитаемый моряками и рыбаками, он помогал попавшим в беду кораблям, посылал попутные ветры и вызывал летние дожди.
В отличие от Ньерда - великодушного и щедрого добряка, боги Один и Тор требовали время от времени человеческих жертв и случалось, что викинги не обманывали их ожиданий. Причем в качестве объекта жертвоприношения мог оказаться любой, чаще всего неугодный правящей элите человек, будь то мужчина или женщина. 
Понятно, что подобная кровавая практика шла вразрез с языческими представлениями славян об устройстве окружающего их мира.
В конце концов, политика Рюрика – чужака по духу и вере переполнила чашу терпения коренного населения, и в 864 году в Новгороде под руководством Вадима Храброго вспыхнуло восстание. Но восстание оказалось слабым и успеха не имело. Вадим Храбрый был убит, а волхвам, которые инициировали это восстание, пришлось спасаться от возмездия викингов бегством.

                ***
Но при всем при этом, сам Рюрик – герцог Ютландский, король ругов и его наследники признавались всеми королевскими дворами Европы равными себе. О том свидетельствуют и многие династические браки, заключенные Рюриковичами по всему миру.
Большое значение для Киевской Руси имело такое событие, как принятие в 988 году христианства, которое вывело Русь из тьмы языческого суеверия в большой христианский мир просвещенных народов, превратив со временем в центр православного вероисповедания. Большим политическим успехом стал брак Владимира с византийской царевной Анной, который не только закрепил союзнические отношения между Царьградом и Киевом, но и возвысил политический статус киевских князей.
Так один из сыновей Владимира – Ярослав, прозванный Мудрым, взял себе в жены дочь шведского короля Олафа и ободритской княжны Эстреди – Ингигерду, получившую при крещении созвучное имя Ирина. Как и многие браки того времени этот брак тоже был заключен по политическим мотивам и представлял собой взаимовыгодный для обеих сторон договор о мире и взаимопомощи перед общим врагом – норвежскими викингами, более известными как морские пираты.
Дальше – больше.
Четвертый и любимый сын Ярослава и Ингигерды – Всеволод был женат на дочери византийского императора из Македонской династии Константина IX Мономаха - Марии. Брак был заключен в 1043 году как дополнение к договору о мире, подписанному двумя сторонами по окончании единственного после крещения и последнего похода Руси на Константинополь. Родившийся в 1053 году сын от этого брака Владимир Всеволодович получил от родителей прозвище по имени деда - Мономах.
Дочь Ярослава – Анна была выдана замуж за короля Франции Генриха I и была известна как «дочь короля Руси». Этот титул - «король Руси» киевский князь Ярослав и другие Рюриковичи до ордынского периода унаследовали от своего варяжского предка. Во Франции в городе Санлис в память о ней установлен памятник. Другая дочь Ярослава – Елизавета, выданная замуж за норвежского короля Харальда Сурового, стала норвежской королевой, а дочь Анастасия – жена венгерского короля Андраша I – венгерской королевой.
Династические браки русских принцесс и принцев охватывали королевские дома во всех сторонах света. Англия, Норвегия, Дания, Польша, Венгрия, Германия имели с Киевской Русью ту или иную степень родства.
Но и после ордынского периода Запад чтил в потомках Рюрика благородную королевскую кровь. Так последний представитель этого древнего рода Василий Шуйский хоть и принадлежал к его нисходящей младшей Владимиро-Суздальской ветви, но признавался законным царем и имел в титуле порядковый номер Василий IV Шуйский.
Первые Романовы такой привилегии не имели, и просвещенная Европа, не признавая их за царей, величала родоначальников новой династии как простых бояр по имени-отчеству.

                ***
В 2008 году вышла в свет диссертация кандидата исторических наук Молчановой А.А. "Балтийские славяне и Северо-Западная Русь в раннем средневековье", в которой приводятся следующие неожиданные открытия.
 Оказывается, большое количество каменных конструкций - груды камней неправильной формы (лишь в одном случае отмечено правильное «сферовидное» скопление камней), обнаруженных в насыпях (сопках) Волхова, аналогичны тем, что встречаются на юге Балтики – на острове Руян (Рюген). Причем, в районе Ладоги сопки более высокие, чем на Рюгене и, судя по археологическим данным, представляют собой культовые сооружения (капища), аналогичное круглым культовым сооружениям западных славян. Но, как известно, обстановка на Ладоге на протяжении многих веков оставалась напряженной и в 860 году славянское поселение на Ладоге было разрушено, а сама Ладога захвачена варягами. Желанием вернуть свои земли и защитить их от разорительных набегов варваров отчасти объясняется и сам  факт призвания Рюрика – старшего сына ободритского князя Годолюба на княжение.
С этого времени характер развития региона начинает приобретать черты свойственные для политического самосознания правителей полабских славян, где опорой княжеской власти служила сеть городов – центров управления на местах. Ярким свидетельством такой политики стали завоевательные походы Рюрика, подчинившего своему влиянию кривичей (г.Псков), финно-угорские племена мери (г.Ростов), племена весь (территория Белоозера) и племена мурома (г. Муром). Восстановив к окончанию 864 года Ладогу, Рюрик пошел войной на Новгород, где столкнулся с вооруженным сопротивлением местного населения. Захватив город, он выстроил при истоке реки Волхов из озера Ильмень Рюриково городище, где и княжил в течение 17 лет. С этого времени в истории Ладоги заканчивается «эпоха катастроф» и начинается стабильное развитие региона вплоть до кончины Рюрика в 879 году.

                ***

Но уже в 882 году приемник Рюрика и опекун его сына Игоря новгородский князь Олег по прозванию Вещий покидает вместе с дружиной Балтику и спускается по Днепру к Киеву.
Но следы Рюрика не стерлись с новгородской земли. Там остается и новое поселение, и святилище, и некрополь.  Окружают поселение курганы (сопки), аналогичные святилищам, которые имеют место быть у западных славян.  Результаты археологических раскопок выявляют на поселении и аналоги керамики, которая ясно указывает на появление в этих местах   выходцев с острова Руян.
Большой интерес вызывает и появление в самой Ладоге, так называемых, «больших домов", которые внутри строения имели подпорные столбы и центральное положение отопительного устройства. Сравнить такой «большой дом» возможно только с княжеской резиденцией из Ольденбурга (Стариграда), племенной столицы ободритов. Возраст этой резиденции   датируется второй половиной VII – первой половиной или концом VIII в.  И представляет она две постройки, расположенные параллельно друг другу, размером в плане 24х8,2 м, выполненные в столбовой конструкции, разгороженные, как и ладожские «большие дома» внутренними перегородками с продолговатым очагом в центре.
По описанию данные строительные конструкции очень напоминают казармы витязей с острова Руян, о которых в своих письмах вспоминает датский историк Саксон Грамматик. С его слов, один из городов Руяна - город Кореница был настолько застроен трёхэтажными зданиями, что «если бы метательным устройством внутрь был бы брошен камень, ему просто некуда было бы упасть внутри города».  Да и сами по себе трёхэтажные здания были крайне нехарактерны для того времени, и едва ли были такими же удобными, как и одноэтажные. Очевидно, в данном аспекте речь идёт о чисто военной крепости, внутри которой находились многочисленные казармы для воинов, которых по Саксону Грамматику в Коренице было 6000.
С отходом Олега из Балтики шведы захватывают восточные территории, удерживаемые под контролем Рюрика и его дружины.
Что касается Ладоги, то русской она становится только после завершения русско-шведской войны 1590—1595. Сначала по Тявзинскому миру Ладога признается территорией России, а затем по Столбовскому миру, завершившему русско-шведскую войну 1613—1617, Швеция возвратила Ладогу России.
Помимо Ладоги следы пребывания руян на Новгородской земле были обнаружены и в других славянских городах, таких как Изборск, Псков и Белооозеро.

                ***
Что касается бытовой жизни руян, то это было очень богатое государство. Но власть короля на острове была сильно ограничена властью и влиянием жрецов. Так, не смотря на всю важность и величие своего положения, король не имел возможности управлять военными действиями самостоятельно, он мог только направить войско туда, куда указывал жрец. Духовный авторитет жрецов был непререкаем, они не только владели тайными знаниями, но и рунической письменностью.
Важную роль в среде славянских народов играли волхвы – волшебники, чародеи, маги, прорицатели и жрецы, то есть это была та особая, наделенная специальными знаниями каста людей, которая напрямую была связана с языческой мифологией и обрядностью. В древнеславянской иерархии волхвы занимали очень высокое место – вровень с правителем и считались пророками. Их власть и влияние были настолько велики, что решением вече волхвы имели право снять с должности князя.
С другой стороны, власть короля была ограничена еще и общиною или, так называемым, вече – народным собранием. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.  И хоть княжеская власть передавалась по наследству, она в то же самое время была ограничена вече. И такая традиция не могла нравиться ни одному правителю, мечтающему о самодержавном правлении.
Вече было высшим органом власти и в Новгородской земле во время Новгородской республики и просуществовало до 1478 года.  Новгородский вечевой орган был многоступенчатым, так как кроме городского веча имелись также собрания концов и улиц.
Предполагается, что после неудачного военного конфликта с Рюриком восточнославянские волхвы перебрались из Новгорода на остров Руян в город Аркона.

                ***
В отличие от своих соседей – лютичей и ободритов, руяне чеканили свою монету. И деньгами у них служили не меха, как у восточных славян, а полотна и медная монета. Золото и серебро, приобретенное на войне или иными путями, руяне либо употребляли для женщин на серьги и украшения, либо отдавали в казну Свентовита.
Когда, после непрестанной 400-летней борьбы с франкскими, германскими, польскими, датскими крестителями народы Балтийских славян один за другим были порабощены, Аркона стал последним славянским городом, исповедующим праотеческую веру. И оставался таким до своего полного уничтожения в 1168 году.
Представляя собой исключительное явление в славянской культуре, остров Руян не мог ни занимать творческую мысль русских художников и писателей.  «Остров Рюген. Жрец» - часть триптиха «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус», написана известным советским художником И.С. Глазуновым. В 1986 году она привлекла к этой теме пристальное внимание заинтересованной публики.
Жрецы отличались от остальных людей одеждой, длинными волосами и бородами, которых не подстригали (не отсюда ли берет начало русская традиция у старообрядцев не стричь бород). Их положение было либо наследственным, либо они отбирали себе преемников из способных юношей, обучали их и готовили. Бороде придавался сакральный смысл. Существовало поверье о том, что «чем борода шире и усы длиннее, тем человек считается святее».
Однако не только языческими храмами прославилась на Балтике Руянская земля, но и своими дерзкими и бесстрашными пиратами. Располагаясь в местности, отдаленной от материка, окруженной непроходимыми болотами и лесами, руяне чувствовали себя в полной безопасности. Облагая иные народы данью, сами руяне никому дани не платили. Так на протяжении долгого времени дань руянам платило такое сильное в военном отношении государство как Дания.
Сегодня на острове Руян (Рюген) нет города Аркона, а на месте статуи Свентовита установлен маяк.

                ***
Из описаний исследователей следует, что храм бога Свентовита охраняли 300 вооруженных витязей.
Их принадлежность к языческому «ордену» прослеживалась во многих деталях - в одежде, коей служила безупречной белизны рубаха, в наличии породистого боевого коня белой масти и, конечно, в оружии.   Меч, подобный тому, что держал в руке Свентовит, имелся в снаряжении каждого стражника.   Все это вместе взятое дает немало поводов для того, чтобы говорить о них, как о первых рыцарях «храмовниках». Причем, храмовое войско считалось у славян священным и представляло собой явление уникальное, поскольку при храмах других народов подобного примера в истории Европы не наблюдалось.
Священный город Аркона в те далекие времена был кузницей боевых искусств народов славянского Поморья. Эти храмовые воины изначально и назывались «витязями».  «Вит», значит победа.  Храмовое войско считалось у полабских славян священным. Оно состояло из посланцев-юношей знатных славянских родов. Причем эти юноши уже на всю жизнь оставались профессиональными воинами.
В целом, слово «витязь» можно разложить на три составляющих, где «вит» — это корень, «яз» - местоимение и «ь» (ерь) – окончание. При произношении это окончание, вполне, могло оглашаться звуком «е» (еси).  Тогда в окончательном варианте слово «витязь» буквально означало следующее: «вит я есть».
Как выглядели витязи?
Некоторое представление о том дает Лев Диакон в своем описании внешности язычника, полководца и великого киевского князя Святослава.
«Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода».
Сегодня этот клок волос называется просто чубом.
А в прошлом наличие чуба у князя свидетельствовало о многом. Во-первых, Святослав был язычником, во-вторых, он был королем ругов и, в-третьих, принадлежал к ордену витязей.  А вот остриженные волосы в то время считались признаком рабства.

                ***
Позднее, когда Петр I объявил бой бородам и чубам, то делал он это вовсе не из-за любви к аккуратности, а с целью навсегда искоренить эти атрибуты знатности и приверженности национальным традициям из народной памяти. В последствии чубы еще долгое время сохранялись в простонародье, а много позже с этой причёской стали отождествлять казаков.
Витязи Древней Руси мало чем отличались от западноевропейских рыцарей. Те же цельнокованые и склепанные из металлических сегментов шлемы, кольчуги, «каплеобразные» щиты, тяжелые мечи, боевые топоры и палицы. С древнейших времен и до XIII века кольчуга была главным защитным доспехом витязей. Пластинчатые доспехи сначала добавлялись к ней в виде отдельных деталей. В первую очередь они защищали ноги, которые у всадника наиболее уязвимы. Кольчуги надевались на стеганые подкольчужники непосредственно перед боем. Во время похода все вооружение воинов перевозили на телегах. Впрочем, из летописей известно, что русские витязи любили выступать в поход и в полном вооружении.
В 1119 году в Европе был создан орден рыцарей-тамплиеров (храмовников).  Право носить кожаный восьмиконечный крест красного цвета на левом плече тамплиеры получили от папы Евгения III в 1141 году. Облачались рыцари ордена в одежды белого цвета – мантию с капюшоном, которая надевалась поверх рыцарских доспехов.
Отсюда, с большой долей вероятности, можно предположить, что вторая волна «храмовников» в лице тамплиеров восходит своим началом к опыту руянских стражников. Ведь не могли же и воинский опыт, и знания боевых искусств, наработанные витязями, пропасть после падения Руяна в глубинах истории. Наверняка, они оказались востребованы завоевателями! О том свидетельствуют и белые накидки тамплиеров, и изображение на этих накидках правильного равноконечного креста красного цвета - символа веры витязей храма Свентовита. Тогда, следуя в русле этих рассуждений, логично выглядит и предположение о том, что после разгрома ордена французским королем Филиппом Красным, тамплиеры действительно вернулись на свою историческую родину – в королевство ругов, коим на ту пору стало Московское княжество. И смутные догадки историков о том, что Иван Калита построил Москву на деньги рыцарей есть не такие уж и смутные.


Рецензии