19. Отступление красных с Урала

Быстрые успехи не позволяют задумываться о частных неудачах. Стремительное наступление белочехов парализовало основные центры Советской власти в Сибири и на Урале. Однако полностью подавить сопротивление с помощью чехословацких эшелонов было невозможно. Части Чечека и Войцеховского были сосредоточены в основном вдоль линии Челябинск - Самара,

К югу от них действовали отряды Дутова, а на Среднем Урале, по-прежнему, сохранялась Советская власть. Упрочение позиций Комуча было невозможно без взятия Екатеринбурга. Кроме того, определенную тревогу у чешского командования вызывали оставшиеся в районе Белорецка советские отряды под командованием В.К.Блюхера, Н.Д.Каширина и М.В.Калмыкова.

После падения 18 июня 1918 года Тюмени советским войскам приходилось считаться с возможным наступлением на Екатеринбург не только силами белочешской Челябинской группы, но и со стороны Западной Сибири.

Однако после первоначальных успехов войска Сибирского правительства приостановили наступление. Наступавшие на Средний Урал части Степного сибирского корпуса то и дело отвлекались для отражения советских отрядов в Кулундинской степи и в Семиречье.

24 июня Степной корпус получил приказ: "Теперь же организовать операцию для немедленного захвата после Тюмени района Туринска и наступать вдоль железной дороги от г. Ирбит на Екатеринбург".

Для реализации этой директивы у Сибирского правительства было 7500 человек, 55 пулеметов и 14 орудий, из которых на Урал могли направить только 590 штыков и сабель и 14 пулеметов. Только 4 июля Гришин-Алмазов смог сформировать Уральский корпус, назначив его командиром генерал-лейтенанта артиллерии Ханжина.

Задачей нового соединения было: "продолжая совместно с чехословацким корпусом наступление с целью овладения Екатеринбургом, сосредоточить все свободные от этой операции силы и начать ими наступление в общем направлении на Верхнеуральск и Оренбург с целью обеспечить левый фланг чехословацкой группы, наступающей на Уфу, а также очистить от красных Оренбургскую губернию".

Силы Ханжина распылялись. Для наступления на Екатеринбург со стороны Челябинска командование Чехословацкого корпуса могло использовать, не считая белочехов, Челябянскую дивизию под командованием полковника Сорочинского, насчитывавшую вместе с отдельными отрядами 4500 штыков и сабель, 9 пулеметов и 4 орудия. Но и эти силы были распылены, отвлекаясь на другие направления.

В подписанном С.Н.Войцеховским приказе от 29 июня 1918 года говорилось: "Продолжая совместно с чехословацким корпусом наступление с целью захвата Екатеринбурга, сосредоточить все свободные от этой операции силы и начать ими наступление на Верхнеуральск, Оренбург и Уфу".

В результате командованию Чехословацкого корпуса пришлось отложить решительное наступление на Екатеринбург до середины июля. 8 тысячам штыков Челябинской группировки белочехов противостояли войска Северо-Урало-Сибирского фронта под командованием Р.И.Берзина.

В распоряжении командования Красной Армии на екатеринбурго-челябинском направлении к 14 июня было около 1000 штыков и 35 пулеметов, а к 27 июня удалось собрать 2178 штыков, 50 пулеметов и 3 орудия. Но и эти силы состояли из отдельных групп, самыми крупными из которых были отряды Юдина (322 бойца) и Лопатышкина (164 бойца), Петроградский саперный отряд (150 бойцов) и 2-й Уральский полк (671 боец).

На шадринском направлении части отличались не только разнородностью, но и разнопартийностью. Тут среди прочих действовали Петроградский отряд анархистов и Екатеринбургский отряд левых эсеров.

На златоустовском направлении находились Эстонский коммунистический отряд и 7-й Уральский полк. На омском направлении советское командование сосредоточило 3717 бойцов, 62 пулемета и одно орудие. Для прикрытия западно-сибирского участка имелся резерв в количестве 2000 бойцов, вооруженных преимущественно берданками.

Таким образом, к концу июня соотношение сил на Урале было в пользу Красной Армии, кроме артиллерии. Но разрозненные отряды не могли устоять перед лучше организованными чехословацкими и казачьими частями. Тем временем, после соединения отдельных групп Чехословацкого корпуса командование Северо-Урало-Сибирского фронта столкнулось с угрозой нового наступления на Екатеринбург.

Разгром 2-й армии под Уфой позволил чешскому командованию высвободить силы для продвижения на север. Уже 7 июля белоказаки захватили станцию Ункурда. Сконцентрировав основные силы в двух группах (Кыштымской и Нязепетровской), С.Н.Войцеховский 13 июля начал наступление на Екатеринбург.

Одновременно были атакованы позиции Красной Армии под Шадринском и Катайском. Основной удар на екатеринбургском направлении наносили войска Нязепетровской группы под командованием штабс-капитана М.Жака.

14 июля эта группа овладела Нязе-Петровским заводом, захватив 3 орудия, 10 пулеметов и 2 бронепоезда. Части Северо-Урало-Сибирского фронта отступили на Уфалей, так как путь на север был отрезан. Одновременно Кыштымская группа под командованием прапорщика М.Чилы утром 15 июля заняла разъезд Екоза, № 85 и Каслинский завод.

Ухудшение оперативной обстановки для Красной Армии усугублялось происходившей в это время реорганизацией фронтов. 13 июля В.И.Ленин и Л.Д.Троцкий назначили новым главнокомандующим Восточным фронтом И.Вацетиса.

17 июля командующий Северо-Урало-Сибирским фронтом Р.И.Берзин был отозван в Казань, а сам фронт 18 июля был преобразован в 3-ю армию, командующим которой был назначен Д.Н.Надежный, а комиссаром - И.Т.Смилга.

Однако советские руководители начали возражать против отстранения Р.И.Берзина. В результате, вместо Надежного командующим 3-й армией стал Б.П.Богословский. Как оказалось впоследствии, это назначение было крупной ошибкой.

Прорыв белочехов встревожил советское руководство в Екатеринбурге и оно, предвидя возможный разгром, вечером 16 июля приняло решение расстрелять Николая II и членов его семьи. Но продвижение противника оказалось медленнее, чем предполагали в Екатеринбурге.

К 19 июля группа  штабс-капитана Жака продвинулась только на 25 километров и заняла станцию Арасланово, захватив орудие и 7 пулеметов. К 19 июля части Кыштымской группы захватили Уфалей. 23 июля белочехи заняли станцию Ревда в 40 км к западу от Екатеринбурга.

21 июля полковник Войцеховский приказал Кыштымской группе занять станцию Полдневная и наступать на Екатеринбург. 24 июля в Екатеринбурге выступила подпольная офицерская организация во главе с начальником штаба Северо-Урало-Сибирского фронта капитаном А.Л.Симоновым и начальником разведывательного отделения того же штаба штабс-капитаном А.А.Буровым. Пользуясь своим положением, они смогли заменить красноармейские посты своими людьми.

Утром 25 июля по Московскому тракту в Екатеринбург вступила сотня 4-го Исетско-Ставропольского полка Оренбургского казачьего войска. Вслед за белоказаками подразделения 3-го чехословацкого стрелкового полка заняли станцию Екатеринбург I. К полудню в город вошли основные силы Челябинской группы полковника С.Н.Войцеховского.

К трудностям, вызванным сдачей Екатеринбурга, 28 июля добавилась измена командующего 3-й армией бывшего генерала Б.П.Богословского, перебежавшего на сторону противника вместе с штабными документами.

Л.Д.Троцкий вынужден был назначить временно исполняющим обязанности командарма И.Т.Смилгу, а затем - Г.А.Угрюмова. В конечном счете, командующим советскими войсками на Урале стал вернувшийся 30 июля из Москвы Р.И.Берзин. После падения Екатеринбурга в рядах 3-й армии оставалось около 16 тысяч человек, разбросанных на огромном фронте.

Оценив возможности этих войск, главком И.И.Вацетис сказал, что "это не армия, это скорее кордон для ловли контрабандистов".

Впрочем, и командование белочехов тоже вынуждено было отвлекать силы на удаленные участки. Едва возглавив фронт, Вацетис начал готовить контрнаступление на Екатеринбург. Для этого в составе 3-й армии были сформированы Западная, Средняя и Восточная дивизии.

Главный удар на Екатеринбург должна была наносить Средняя дивизия под командованием Р.П.Эйдемана. Наступление началось 6 августа. В первый день красные заняли станцию Таватуй и Билимбаевский завод. Не имея под рукой значительных резервов белое командование в Екатеринбурге издало приказ № 1 о формировании 2-й Уральской дивизии.

Утром 8 августа после упорного боя красноармейцы заняли Балтым, а к 13.00 заняли северную окраину деревни Пышма. Угроза прорыва советских войск в Екатеринбург вынудила белочешское командование бросить все силы к небольшой уральской деревне.

9 августа Средняя дивизия находилась уже в 6 верстах от города, но пройти этот последний участок ей не удалось. Понеся большие потери, позиции 2-й бригады Красной Армии были обойдены с фланга белочехами.

В результате Средняя дивизия начала отступать на север. В целом неудачное контрнаступление 3-й армии существенно задержало продвижение белых на север и запад от Екатеринбурга. Только 4 октября 1918 года части Войцеховского смогли овладеть Нижним Тагилом.

Однако для советских войск, оставшихся на Южном Урале это было слабым утешением. 16 июля остатки красногвардейских отрядов, отступивших из Оренбурга, Троицка и других мест, собрались в Белорецке. Всего здесь сосредоточилось около 8 тысяч бойцов.

На собрании командиров в Белорецке единым командующим был выбран Н.Д.Каширин, который настаивал на наступлении на Екатеринбург. В.К.Блюхер предлагал прорываться в сторону Красноуфимска, но остался в меньшинстве.

Однако едва Сводный отряд занял Верхнеуральск, как белоказаки вытеснили его обратно в сторону Белорецка. Сменивший раненого Н.Д.Каширина его брат И.Д.Каширин вынужден был 2 августа уступить пост командующего В.К.Блюхеру.

5 августа уже с новым начальником Сводный отряд двинулся через горы Ямантау по Верхнеуральскому тракту. В районе Стерлитамака соединение В.К.Блюхера едва не было окружено белочехами, но смогло 13 августа пробиться к Богоявленскому заводу, контролировавшемуся красногвардейскими частями М.Калмыкова.

17 августа Сводный отряд достиг Архангельского завода, где общая численность бойцов достигла 10 тысяч за счет присоединения рабочих.

18 августа части Блюхера были вновь блокированы в междуречье рек Белая и Сим, но 19 августа смогли форсировать Сим и выйти к Самаро-Златоустовской железной дороге.

29 августа Сводный отряд занял станцию Иглино. Пользуясь переполохом, начавшимся в белых тылах, Блюхер 30 августа двинулся на север и 1 сентября начал переправу через реку Уфу.

В очередной раз Сводный отряд был окружен и смог прорваться. 11 сентября части Блюхера заняли село Аскино, а 12 сентября соединились с войсками 3-й армии Восточного фронта.

Обстоятельства этой встречи были изложены в информационной сводке начальника штаба Алафузо и начальника оперативного отдела Герасимова:

"11-го сентября 1918 г. из штаба 5-й Уральской дивизии из г. Осы, что на р. Каме, от начдива указанной дивизии Шванского была получена телеграмма, что по тракту через с. Аскино, что на большой дороге между пунктами Кунгур — Уфа, идут советские отряды из Троицка и Верхнеуральска, командующим которых состоит т. Блюхер.

12 сентября указанные данные подтвердились появлением 4-й сотни 1-го Уральского полка (состав частей тов. Блюхера) в районе селения Тюйно-Озерское, штаб же названного полка расположился в с. Аскино.

Войдя в связь с указанной сотней, наши отряды 5-й Уральской дивизии выяснили, что во главе командования вновь появившихся частей состоят товарищи Блюхер, Каширин и Томин; т. Кадомцев убит в бою с белыми.

Наряду с этим выяснилось, что части т. Блюхера располагают большим количеством артиллерии и пулеметами. Отряды Блюхера пробивались между Уфой и Златоустом через р. Уфу, где произошел жестокий бой с белыми.

Части Блюхера вышли победителями из указанного боя, взяв у противника большое количество пулеметов. Дальнейший путь следования Блюхера был по Бирскому уезду, через Емашевку, что в 25 верстах на восток от Бирска.

13 сентября наши части 5-й Уральской дивизии окончательно установили связь с указанным Уральским полком отряда Блюхера. 14 сентября частями отряда Блюхера уже было занято селение Атерский Ключ, что на большой дороге Кунгур — Уфа, в 60 верстах юго-западнее Красноуфимска."

Прорыв Блюхера стал приятной неожиданностью для советского командования. Правда, к этому времени Красная Армия уже наступала в Поволжье, но до Урала эти победы дошли нескоро.


1. Р.И.Берзин. Этапы большого пути. Воспоминания о гражданской войне. М. Воениздат. 1963.

2. Н.Д.Кондратьев. Маршал Блюхер. М. 1965.

3. П.Лучевников. Гражданская война на Южном Урале. Челябинск. 1958.

4. В.В.Душенькин. От солдата до маршала. М. 1966.

5. П.З.Кочегин. Человек-огонь. (Повесть о герое гражданской войны Н.Д.Томине). Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство. 1973. 366 с.

6. П.И.Рощевский. Гражданская война в Зауралье. Свердловск. 1966.

7. О.А.Васьковский, М.А.Молодцыгин, Я.Л.Инренбург, И.Ф.Плотников, В.С.Скробов. Гражданская война и иностранная интервенция на Урале. Свердловск. 1969.

8. Н.В.Безуверова. Ревкомы - органы мобилизации масс на защиту Урала в начальный период гражданской войны. Деятельность партийных организаций Урала по вовлечению трудящихся масс в воору­жённую борьбу с интервентами и белогвардейцами (1918-1919). Свердловск, 1990. С. 6-11.

9. М.Голубых. Уральские партизаны. Поход отрядов Блюхера и Каширина в 1918 году. Екатеринбург. Издательство Уралкнига. 1924. 104 с.

10. В.Кармашев. Последние дни Советской власти в Западной Сибири. М. Государственное издательство. 1921. 16 с.

11. И.Подшивалов. Гражданская борьба на Урале 1917-1918 гг. (Опыт военно-исторического исследования). М. Государственное Военное издательство. 1925. 222 с.

12. B.C.Скробов. Боевые действия Красной Армии летом 1918 г. на Северо-Урало-Сибирском фронте. Из истории интервенции и гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке. 1917-1922 гг. Новосибирск. Наука. 1985. С 103-110.

13. М.Д.Машин. Вооруженная борьба трудящихся Южного Урала против внутренней и внешней контрреволюции. Иркутск. 1991.

14. Коммунисты Урала в годы гражданской войны. Свердловск, 1959.

15. С.Г.Пичугов. Неизведанными путями. М. Воениздат. 1958.


Рецензии