Веселые истории

Смотрю я на сегодняшние крупные тайтлы, типа недавнего God of War, и диву даюсь: какой большой путь проделали видеоигры как предмет искусства. Не в том смысле, какой же новый Бог Войны красивый визуально, как он хорошо играется и т. д. Серенады в его честь я петь не собираюсь. Я про многокомпонентность сего произведения.
Раньше видеоиграм хватало только пары слов для объяснения ситуации (тогда и сейчас есть игры вообще без смыслового наполнения). Буквально: ты рыцарь, там замок, в нем принцесса, принцессу охраняет дракон, принеси принцессу – все. Сейчас же сложные сюжеты в играх – это обычное дело, а в некоторых жанрах еще и неотъемлемая (в умах обывателей) часть всей игры.
Есть в истории много примеров, на которых основаны эти убеждения. Быстро я могу вспомнить Vampire: the Masquerade – Bloodlines и Dragon Age: Origins. Обе игры мне очень сильно нравятся во многих аспектах, в том числе и в сюжетном плане. Причем, если первую я мог пройти, особо не погружаясь, и выйти с чувством нехватки чего-то важного, то DA: Origins я бы, наверное, не прошел без погружения в историю и лор (система боя там все-таки не очень). И когда оная игра пройдена уже не в первый раз, я задумываюсь: а что, собственно, я делаю? Что за произведение передо мной сейчас? Можно ли назвать это видеоигрой?
Конечно, можно. Вот только видеоигра это будет низкого качества.
И, казалось бы, мне это нравится, очень. Я готов прямо сейчас вернуться в Тедас и провести там еще 30+ часов, спасая мир от Мора. Вот только это не критерий хорошей видеоигры, а критерий хорошего художественного произведения. В хорошие игры хочется вернуться именно за игрой, за теми стратегиями и механиками, которые она тебе предлагает. Раньше так и было. Твою игру никто не оценил бы, если в нее неприятно играть. На имеющийся сюжет можно было не обращать внимания. Но все течет, все меняется, и сейчас в повествовательную составляющую “произведения игровой индустрии” вкладываются значительные усилия. И это не только написания сценария. Представьте, что на движке игры отсняли неплохой такой по затратам полный метр. Вот сколько на это уходит усилий.
Видеоигры сейчас – многомиллионная индустрия. И, понятное дело, они могут привлекать разные ресурсы, чтобы делать более сложные тайтлы. Но у меня иногда возникает вопрос: зачем?
На примере вышеупомянутого God of War: сама игра позиционируется как слэшер. Жанр, который вообще никогда не нуждался в сложном сюжете. Но вы сами можете видеть количество диалогов и кат-сцен, которые иногда даже забирают у игрока управление непосредственно в пылу схвати, что должно быть непростительно для видеоигры. 94% процента положительных рецензий на Metacritic. Насколько оправдана такая оценка? Могу сказать лишь одно: это не оценка видеоигры.
Вы можете относиться к таким “комплексным произведениям” по-разному. Но когда в следующий раз вы увидите тайтл, который не дотягивает до хорошей игры, и при этом имеет внушительную сюжетную составляющую разной степени качества, задумайтесь. Вы играете в игру или смотрите хороший сериал? Если второе, то зачем вам компьютер или консоль вместе с копией игры, когда достаточно подписки на Netflix или аккаунта на Youtube?


Рецензии