Бог, вышедший из-за шторы

(Из конспекта проповеди)

Вступление

В этом году почти за пять месяцев у меня не было возможности проповедовать по книге Иова, и я решил заканчивать этот цикл, потому что он из-за длинных перерывов для вас не выглядит циклом, не получается связывать проповеди. Я буду говорить по последней части этой книги.

Моя последняя проповедь по книге Бытие называлась «Бог за шторой». Может быть, кто-то помнит ее и историю про играющих папу и мальчика, которую я тогда рассказал. Папа и маленький сын играли, папа прятался за разными предметами, и сын его каждый раз находил. А когда папа спрятался за шторой, сын его не нашел. Найти было несложно, папа рядом и тапки из-под шторы выглядывают, но сын отвлекся на игрушки. Ему стало неинтересно с папой.

Каково папе там за шторой? Сначала он улыбался, затаив дыхание и представляя себе очередной взрыв радости и веселья, когда сын его найдет. Но время идет, а сын его не ищет. Папа смотрит через щелку и понимает, что сын о нем просто-напросто… забыл. Наверняка папа сильно расстроился.

Когда я рассказывал эту историю в прошлый раз, я не рассказал ее до конца. Потому что мне всегда не нравился ее конец. Ну, или он казался мне очень резким, который испортит впечатление от истории. В конце той истории папа вышел из-за шторы и наказал сына, отругал его. Мне казалось, что это непедагогично. Но что говорит Библия о том, что делает Бог, выходя из-за шторы?

В нашем мире Бог находится на положении папы за шторой. Он не просто стоит там, невидимый и неинтересный для большинства обитателей комнаты, Он подкидывает нам огромное количество благ, как папа мог бы подкидывать сыну конфеты. Но никто не удивляется этим благам, все считают, что так и должно быть – и никто не благодарит за них Бога. Обычно люди говорят про эти блага «Повезло» или «Какой я молодец, что достиг этого».

Почти всю книгу Иова Бог находился за шторой. Причем за очень толстой и очень черной шторой. И Он не подбрасывает Иову благословения, а напротив: отнимает их – одно за другим. Причем отнимает самые большие и главные из благословений – имущество, детей, здоровье. / Взять из коспекта по Еккл.6:10 фрагмент про богатство, 100 детей и 2000 лет жизни. /

Представьте, если бы у того папы за шторой появилась власть чудом делать так, не выходя из-за шторы, чтобы вещи из комнаты, игрушки и угощения малыша исчезали. Вот исчезла кроватка. А вот машинка. А вот яблоко с конфетой. Что бы делал этот ребенок? Вспомнил бы он про папу?

У нас так бывает? Раз – и исчез дорогой человек из нашей жизни. Не обязательно умер, а нас, например, разлучили. Или умер. Два – исчезло какое-то материальное благо. Три – исчезло положение в обществе… Что делать?

Иов ищет Бога. Ищет за одной толстой и черной шторой – там папы нет, ищет за другой – и там папы нет. Сидит посреди комнаты и плачет, и зовет папу. А папа не выходит. Приходят друзья и начинают учить его: а тебе надо в чем-то покаяться, чтобы папа из-за шторы вышел… Чем отвечает Иов?

Прошлая моя проповедь по этой книге называлась «Ропот Иова». Иов начал роптать. / стихи в пример / Он очень хочет встречи с Богом, он очень хочет объяснения от Него. И тут вдруг папа выходит. И что он делает? Не обнимает сына, не вытирает ему слезы. А грозно говорит: как ты себя ведешь? Что ты себе позволяешь? Кто ты и Кто я? Он выходит в буре (Иов.38:1). И вокруг Него – страшное великолепие (Иов.37:22).


О чем и как говорил Бог с Иовом

Я уже говорил в прошлой проповеди по этой книге, что Бог не начал утешать Иова, не стал давать ему объяснений, ничего не сообщил ему о разговоре с сатаной и не обнадежил скорым возвращением благословений. Он привел Иова в чувство. Первые слова Бога Вседержителя из Иов.38 можно перефразировать сегодняшним языком примерно так: «Да кто ты вообще такой?»

Перед Богом надо прежде всего благоговеть, и изначально Иов был богобоязненным (Иов.1:1), однако позже он говорил такие слова, которые благоговейными назвать нельзя / примеры /. И Бог ставит Иова на место. А когда Иов займет свое место, он будет готов не только принять удвоенные благословения, но и перейти на следующую ступеньку богопознания. Об этом свидетельствует Иов.42:3,5.

Интересно, что около сорока процентов своей речи Бог посвящает описанию двух самых могучих (по крайней мере, на тот период времени) животных, которых Он создал. Он использует их для иллюстрации, чтобы подчеркнуть Свое величие.


А как же вопросы Иова?

Когда Бог заговорил с Иовом, Он не отвечал, а спрашивал. А как же вопросы Иова?

Ни одно творение не может быть для другого творения ответом на все вопросы, а Бог может. Проследите внимательно за сюжетом книги: 1. Иов задает Богу конкретные вопросы, 2. является Бог и говорит с Иовом, но на вопросы его не отвечает, 3. Иов кается и успокаивается. Почему так, как это понять? У меня есть два возможных объяснения, возможны, оба в какой-то степени применимы здесь.

• Иов задавал неправильные вопросы. Иак.1: у кого недостает мудрости – да просит у Бога. У нас тоже могут быть неправильные вопросы. Есть вещи, которые кажутся нам сегодня очень важными, настолько важными, что кажется, мы жить без этого не можем. А потом может оказаться, что в нашей жизни было мало богоприсутствия из-за того, что мы искали не того, молились не о том, задавали Богу не те вопросы. Мой учитель математики: я буду отвечать только на правильно заданные вопросы. Бог начал говорить, и Иов понял, что говорил с Богом не в том тоне и спрашивал не о том. И из речи Бога узнает или вспоминает то, на что у него замылился взгляд в последние месяцы.
• И второе объяснение: Бог и есть ответ. Явился Бог – и Иов встал на свое место, смирился и успокоился. Бог и есть ответ на все наши вопросы. Есть книга с интересным названием «Бог и есть Благая Весть». «В тот день вы не спросите Меня ни о чем» (Ин.16:23).


Левиафан – это Божий левиафан

Я сначала хотел сказать в проповеди, что книга Иова очень отличается от других книг Библии. Но потом исправил свой конспект и скажу, что образ Бога, который открывается в книге Иова и других частях Библии, отличается от некоторых наших представлений.

Мы рисуем в наших проповедях, журналах, детских рассказах и песнях образ любящего и внимательного Бога, Который положительно отвечает на все молитвы, всегда поддерживает и всегда сразу приходит на помощь.

Но бывает, что люди живут, и в их жизни реальность расходится с тем, что они слышат в проповедях, рассказах и песнях. Причины могут быть разными, я не хочу об этом говорить. Иногда причина может быть в том, что грехи или ошибки человека произвели разделение между ним и Богом. Но иногда человек не находит ничего такого за собой. И все равно – ему кажется, что Бог далек от него. У него нет таких явных благословений, о которых рассказывают восторженно другие. И вообще, христианство не выглядит у него захватывающим приключением с постоянными ответами на молитву и откровениями. Долина слез – это про него, а источники утешения – как-то не очень.

Такому человеку может помочь (я не говорю, что поможет, но может помочь) история Иова. Обратите внимание, последние слова, которые Бог сказал Иову – о левиафане. Или в других переводах – о крокодиле. Я прочитал много толкований на книгу Иова – от корки до корки. И в некоторых высказывается мнение, что под левиафаном надо понимать сатану. Давайте посмотрим на конец речей Бога под таким углом.

Речи Бога завершаются не призывом к вере и доверию, но рассказом о крокодиле. А под крокодилом можно понимать символ всякого зла в этом мире. Это сила, неподконтрольная человеку. Это очень страшное животное, которое внезапно выскакивает из воды, когда животное или человек подошли к реке попить воды или искупаться. Неожиданный, пугающий всплеск и челюсти, из которых не вырваться.

Вот последние послание из бури от Бога Иову: «на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» (Иов.41:26). Очень похоже на сатану – никого на земле не боится, гордец и царь над всеми гордецами.

Из второй части речи Бога можно сделать вывод, что крокодил – это Божий крокодил. Левиафан – это Божий левиафан. Лютер сказал, что даже дьявол – это Божий дьявол.

Возможно, одна из мыслей, которую можно прочитать между строк в последних главах книги Иова, такая: Иов, тебя укусил левиафан? Он был на Моем поводке.

В мире не две главных силы и личности. В мире одна главная сила и одна главная личность. Болезненные обстоятельства, потери, проблемные люди – они все на поводке Бога. Для Вседержителя нет обстоятельств непреодолимой силы.




На какой полочке стоит баночка с терпением

Первая глава послания Иакова перекликается с некоторыми темами из книги Иова. И важное слово там – терпение. Это способность оставаться под давлением. И в последней главе Иаков подчеркивает именно терпение Иова.

Где взять терпение? На какой полочке и из какой баночки можно пополнить у себя его запасы? В Библии, конечно же, дан ответ и на этот насущный вопрос.

Терпение происходит от веры и упования:

• «терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим» (1Фес.1:3).
• «испытание вашей веры производит терпение» (Иак.1:3). Терпение испытывает веру. Т.е. отсутствие терпения говорит об отсутствии веры. Недостаток терпения исправляется восполнением недостатка веры.
• «покажите в вере вашей… терпение» (2Пет.1:5-6).

А вера и упование – это способность видеть Невидимого за видимым. Вера – от слышания Слова Божьего, от познания Бога. Эту та броня, которую лефиафан не прокусит.

Павел говорит в Еф.6 про броню праведности и щит веры. Тот, кто видит за видимыми благословениями и проблемами невидимого Бога, имеет эти броню и щит.

И теперь соединим все в одну цепочку: если нас захочет укусить Божий левиафан, есть только одно, обо что могут сломаться его зубы – броня и щит из всеоружия Божьего.

Тот, кто за левиафаном увидит Того, Кто намного больше, выше и сильнее левиафана и на Чьем поводке левиафан гуляет, тот не застрахован от страха и боли при встрече с царем над всеми сынами гордости (Иов.41:26), но он знает, на какой полочке стоит баночка терпения.


Апостол Павел и левиафан

Павел был знаком с зубами левиафана не понаслышке:

• «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь» (2Тим.4:16-18).
• Левиафан или ангел сатаны удручал его, и Бог не удалял даже по молитвам Павла. Поводок был натянут, но ангел сатаны не мог ступить и миллиметра дальше позволенного Богом: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи"» (2Кор.12:7-9).
• Левиафан кусал Павла со всех сторон и разными способами, в том числе через людей, называющих себя верующими: «Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне - нападения, внутри – страхи. Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита» (2Кор.7:5-6).


Перед каким вопросом оказался в конце истории Иов, а вместе с ним и мы

Отзвучали последние слова Божьи – о крокодиле – и Иов поставлен перед выбором, перед решением. Согласен ли он доверять Богу, Который не отвечает на вопрос «почему»? Который не дает ему гарантий неприкосновенности и безопасности. Будет ли он дальше доверять Богу, который разрешает сатане творить зло в этом мире? В этом мире могут и дальше случатся необъяснимые происшествия – либо природные явления, либо явные нападки сатаны, и Иов, а также его семья не застрахованы от дальнейших потерь и ударов; зная это, будет ли Иов и дальше тверд в своей непорочности?

Ответ Иова: да. «знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» (Иов.42:2).

«Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак.5:11).

Недавно я говорил с человеком, который сказал: «Я знаю, что Бог есть, но я обиделся на Него. Я обиделся на то, что Он дал мне таких родителей, которые били и оскорбляли меня в детстве, я обиделся на Него за людей, которые потом мне встречались, и я не хочу к Нему на небо, я хочу в ад, где Его не будет».

Этот человек разглядел за левиафаном Бога, но не разглядел, что Бог, державший натянутый поводок, «весьма милосерд и сострадателен». В последней своей проповеди по книге Бытие я говорил о том, как сознание Божьего управления миром и Божьей любви помогает нам принимать все от Него, сейчас не буду этого повторять. Я буду еще молиться об этом человеке, о котором я рассказал, чтобы Бог помог ему увидеть характер Бога, сердце Бога, а все вместе сейчас давайте помолимся о себе и о наших близких, чтобы нам всем видеть Невидимого и быть твердыми, быть в вере, быть терпеливыми.

20.05.2018


Рецензии