Часть 27

4 октября
Прилетели в Иркутск в три часа ночи, я лег поспать и проснулся, как обычно в пять утра.
Лежал и думал о будущей экспозиции.  Решил выставляться в нижнем зале. В верхнем всем будет тесно, а у меня много работ и хочется показать все, чтобы и самому увидеть итог двухнедельного напряженного пленэра, и чтобы стало понятно, почему я так вел себя, почему не выпускал ручку из рук, постоянно делая то зарисовки, то записи в свой путевой дневник, так, что рука начинала неметь и болеть. Почему я вставал до рассвета и уезжал до ночи на этюды. Почему я все эти семь дней провел в Ангкор Ват.
Хотелось показать, наконец, что я вез в своей грязной авоське, на которую так пренебрежительно и неодобрительно косились и которая доставила столько беспокойства на границе.
Я решил, что полностью оформлю всю выставку в рамы, которые есть в галерее Диас, покажу графику и сделаю экспозицию с предметами.
Продумав все это, решил, что еще немного посплю, чтобы потом быть свежим и часов с семи заняться экспозицией.
Так и произошло, поспав часа полтора, я проснулся и пошел в нижний зал галереи, где мы обычно делали свои выставки после пленэра. Распаковал работы, разложил по периметру, потом достал графику и тоже разложил. Получилось, что как раз весь зал плотно занят работами.
В данный момент здесь идет выставка фотографий наличников и кое-где сделаны инсталляции с реальными наличниками и камнями.
Но это не мешает моим работам, стоящим на полу. Достал в хранилище рамы, спустил их в нижний зал.
В экспозицию вошло 30 больших работ, 11 маленьких пастелей и 45 зарисовок.
Из предметов я сделал несколько инсталляций. На оранжевую ткань одежды монахов положил шляпу, листья и портрет Саваннары. В другом конце зала, на ней же, деревянную подставку под свечи и ароматные палочки. В завершении экспозиции тоже разложил яркую, словно бы вобравшую в себя солнечный свет Камбоджи оранжевую ткань. Листья тропических деревьев положил на белые листы бумаги, выложил ракушки и листья, повторив композицию, которую сделал на пляже в Паттайе для своей работы. Использовал даже карту и пустую бутылку из под воды нашей гостиницы «Neta», наполнил и поставил на карту, как символ жары и жажды.
Забавно, что когда я стал доставать из сумки все это богатство бомжа с помойки, то откуда-то взялся огромный рыжий муравей и пошел осваивать новые пространства. Я даже испугался, как бы он не создал здесь в галерее новый муравейник, ведь муравьи, как известно, могут питаться древесиной, а здание галереи сделано из круглого бревна. Но Камбоджийскому муравью, по-видимому, пришлась не по вкусу местная смолистая древесина и он спрятался, а когда я приехал домой, то он вылез откуда-то и опять пошел гулять уже по моему дому.
У меня в итоге получилась интересная и разнообразная экспозиция. Наброски и зарисовки поддерживали и развивали темы, которые были на пастельных этюдах.
Придумал еще один ход, который пытался осуществить, но не успел. Хотелось, чтобы звуки, которые я записывал в ночном Ангкоре, наполнили зал. Мы пробовали это сделать, однако по техническим причинам, это не удалось. Тогда пустили видеоряд из фотографий, которые я предварительно отобрал из огромного количества отснятого материала.
К 10 утра, к приходу Дианы, все было готово. Она спустилась, посмотрела и осталась довольна.
Ребята в верхнем зале расставили свои этюды на мольберты и стулья.
По традиции, после всех пленэров в галерее ДиаС  открывается выставка свежих пленэрных работ с фуршетом, который обставлен всегда красиво и элегантно.
На открытие приходят художники, друзья и знакомые участников пленэра, и галереи ДиаС. Люди все известные и узнаваемы в Иркутском бомонде. Почти всегда бывают консулы и работники консульств  Польши и Китая с которыми у галереи ДиаС давняя дружба, деловые и культурные связи, а также меценаты и искусствоведы.

Итоговая выставка очередного пленэра «Краски Сибири», организованный арт-галереей ДиаС, это всегда заметное событие в культуре Иркутска.
На открытии Диана сказала много хороших слов и в мой адрес.

Я тоже остался доволен этим пленэром, наверное, самым интересным и плодотворным для меня за последнее время. И экспозиция в нижнем зале это доказала.
Пленэр, это полная  самоотдача и напряжение всех сил, физических и душевных.
Нужно сделать не столько, сколько ты можешь, но больше, чем можешь, напрягая последние силы, как в спорте, только эта последняя капелька и есть та разница между победой и проигрышем.
Когда тяжеловесы берут вес, то побеждает тот, кто взял чуточку больше, прыгун прыгнул на чуточку выше, бегун пришел на старт чуточку раньше, а футболист забил на один мяч больше.
Вот это чуть-чуть и требует полной самоотдачи. И не только. Весь путь, от самого первого дня пленэра, и до последнего, состоит из мелочей. Больше того, эти мелочи начинаются еще дома: какой материал для работы выбран, как подготовлены к перевозке этюды, какой взят степлер: рабочий и поломанный, например, как произошло в моем случае, и т.д.
На пленэре из каких-то мелочей и случайностей составляется вся картина будущего успеха или неуспеха твоего творчества.
Поэтому еще и еще раз повторяю себе: «Помни о муравьях» - т.е. о мелочах!
Не пренебрегай маленькими делами, заботами, приготовлениями. Из этих мелочей и состоит путь к успеху. И сегодня я могу сказать, что я победил. Я победил самого себя и стал чуточку лучше, чем был до этого, и это ценная победа.
Потому что бороться, соперничать с самим собой – это самое сложное занятие и самое, думаю, разумное и достойное.


Рецензии