О журнале Юность - и не только

 Сколько живу, столько же не перестаю удивляться: сколько же много у нас, в России, талантливых людей! Вот совсем недавно мы говорили о Роберте Рождественском. Конечно, это личность. Конечно, это талант. Ведь только песен на его стихи написано не менее полусотни. Да каких! Это и «Эхо» и «Свадьба», и из «Неуловимых мстителей», и много, много других.
Говорили мы и о Сергее Давлатове. Тоже личность незаурядная.
Но а сегодня мы говорим об Андрее Дементьеве. Это тоже личность. Человек необычайно талантливый, добрый, и великий труженик. О нем уже много сказали. Я остановлюсь только на его очень важном отрезке жизни, связанном с журналом «Юность», в котором он проработал 21 год: с 1972 по 1981 – первым заместителем гл. редактора журнала, а с 1981 по 1992 – главным редактором.
А все началось с того, что тогдашний главный редактор «Юности, Борис Полевой, человек авторитетный, известный всему миру, как автор «Повести о настоящем человеке», вдруг пригласил его, Андрея Дементьева, в то время еще мало известного в стране – на должность первого заместителя главного редактора этого журнала. Андрей Дементьев, конечно же, с радостью согласился.
Попутно не мешает отметить, что журнал «Юность» стал выпускаться с 1955 года. А первым его главным редактором был Валентин Катаев тоже известный всему миру по повести «Белеет парус одинокий».
Работа первого заместителя журнала очень хлопотная, но А. Дементьеву она очень нравится. Вот как сам он говорит об этом: «Каждый день я приезжал в редакцию, как на праздник. Всё мне здесь очень нравилось: и добрая, почти семейная атмосфера, и коллеги по работе».
Конечно, не всем нравилось, что Борис Полевой взял на должность первого заместителя главного редактора «Юности» именно Андрея Дементьева человека со стороны, а не кого – то из своих, из тех, кто уже много лет проработал в журнале. Некоторые это считали преждевременной и завы-шенной наградой судьбы. Другие ехидно говорили, что не по Сеньке шапка. Но всё помаленьку на-ладилось, утряслось.
А Дементьев, работая в «Юности», общался со множеством писателей, поэтов, партийными руководителями страны всех рангов и чинов. Отношения с ними складывались по разному. С Евгением Евтушенко, с резким, напористым поэтом отношения были сдержанно – напряженные. С Василием Аксеновым хорошие. С Андреем Вознесенским – очень хорошие. Он много печатался в «Юности», вел широкую, вольную жизнь.  Любил застолья. Любил модно одеваться. И в «Юности» был своим парнем. Но когда появился полуторачасовой телефильм о жизни и творчестве Вознесенского, в нем не нашлось места ни журналу «Юность», ни Дементьеву. Дементьева это, конечно – же, и удивило, и возмутило. Последние годы Вознесенский долго и тяжело болел.
Подобные отношения сложились у Дементьева и с Борисом Васильевым, автором «А зори здесь тихие», и с Алексеем Пьянковым, гл. редактором журнала «Крокодил», и с Виктором Славкиным. Очень тепло А. Дементьев в своих воспоминаниях отзывается о Борисе Полевом.
Работал в «Юности» заведующим отделом поэзии Натан Злотник – очень талантливый, трудолюбивый, очень культурный сотрудник. Уходя с работы, он всегда заглядывал в кабинет гл. редактора и всегда произносил одну и ту же фразу «Ну я покатил!». И гл. редактор ему всегда отвечал одно и то же: «Ну и катись!» Это был, конечно же, дружеский юмор. Но когда Дементьев ушел из журнала, этот очень культурный и очень добрый человек стал делать вид, что он никогда Дементьева за всю свою жизнь и не знал, и ни разу его не видел.
Очень мешала работать цензура в лице партработников. Прежде всего запрещено было печатать писателей – диссидентов. Так, автору книги « В окопах Сталинграда» Некрасову не разрешили печатать в «Юности» его повести «Городские прогулки».
А когда Дементьев решил напечатать в «Юности» роман Искандера «Кролики и удавы», Андрея предупредили, что если он это сделает, то «его будут бить до кровавых соплей».
С трудом была напечатана повесть Бориса Васильева «Завтра была война», Владимира Войновича о солдате Чонкине, поэму Вознесенского «Ров», повесть Юрия Полякова «ЧП районного масштаба», и так далее. И все же, чаще всего гл.редактору «Юности» удавалось доказать цензорам, что эту повесть или поэму печатать можно.
После А.Дементьева гл. редактором «Юности» стал Владимир Липатов. А сейчас – Валерий Дударев.
При Дементьеве тираж журнала достиг 3,5 млн. экземпляров.

2011


Рецензии