Купюра

 Она лежала на свежей зелёной травке у самого  края тротуара, словно её специально  туда положили. Мимо летели машины,  сновали  горожане, а ей было будто до фонаря. Лежала и лежала. Язык бы ни у кого не повернулся сказать, что она валялась.
- Во, гляди! – как- то ошарашенно  произнёс дед  Сашка и остановился, не веря глазам своим.- Или мерещится?
  Глаза  слезились от солнца…
- Да  какая крупная!-  с удивлённой  хрипотой подтвердил   Жорик –   и,  крякнув   от волнения ,шагнул поднимать  находку.
-Подожди, ты куда? -ревниво  оттолкнул  приятеля  Сашка,- я  первым увидел .
- Одновременно   увидели,- примирительно  сказал  Жорик,-  чего ж ты рот  раззявил?  Всё равно на двоих делить. Мне  как раз на лекарства.  Без  лекарств  сижу .
 Сашка пропустил мимо ушей Жориковы стоны о нехватке денег . Не один раз уже обсуждали эту тему. Диабет он и есть диабет .Сашка втайне радовался, что  эта  зараза  не коснулась его самого  и  искренне сочувствовал другу. Но что значит сочувствие?  Его , как говорится, в карман  не положишь.
-Во, малый, повезло нам с тобой,-  радостно хихикнув , Сашка  поднял и быстро спрятал находку  в карман  летней куртки. Зачем-то огляделся  вокруг, будто выискивая, кто  мог обронить такую деньгу. Мол, как бы ни вернулись    за ней, обнаружив пропажу. Но  таких вроде бы не видно было поблизости. Какой-то студент бежал на остановку  к подъезжающему троллейбусу. Девчонка школьница лениво волокла  переполненный ранец ,  возвращаясь из школы. Старуха,   согнувшись,   переходила дорогу… Нет , не видно было поблизости , кто бы мог  обронить  такую деньгу. Это тебе  не рубль ,  не десятка какая-нибудь, которая  вполне могла бы выпасть из кармана рассеянного  прохожего .Ещё так  оглядываются  грибники, набредшие на  белый  гриб, с надеждой увидеть  рядом ещё такой же.  Но ничего подобного вокруг не оказалось. 
  Дед Сашка удовлетворённо хмыкнул, успокаиваясь и подавая надежду другу.
-Хватит  тебе тут на твои лекарства. Пойдём куда-нибудь разменяем…
- А куда?
-Да вот хотя бы в супермаркет…
 Конечно, Сашка  тотчас бы  вернул находку, если бы   обнаружился   хозяин пропажи . Он  был порядочным  человеком  да и  Жорик- рыжий  друг   его  жадностью особо не страдал. Оба  всю жизнь свою привыкли   не шиковать , а жить что называется по средствам. Особенно сейчас, когда  отправились на пенсию,  а дополнительной  копейки ждать было неоткуда.
 Слегка  возбуждённые,   друзья зашли в первый  попавшийся супермаркет.    Ближайшей  свободной  кассирше  Сашка  протянул купюру.
--А  где ваш товар?-  бдительно спросила полная блондинка из-за кассы.
 – Да какой  товар, дочка?  Мы ничего не брали. Нам бы вот разменять только…
-О, нет, нет. Мы  ничего не меняем. Это не по нашей части…
- Ни хрена себе .А как же..? – открыл было рот Жорик.
-  А вы что-нибудь купите, тогда...- подсказала кассирша.
   Покупать  что-нибудь в планы стариков не входило. Им хотелось  полностью получить каждому свою долю, как  драгоценный подарок, как некий приз  за   достойную  работу.
  Нехотя  отошли  они от кассы, топчась  озабочено, советуясь друг с другом. Ещё бы!  Ни в кои-то  годы такой фарт подвалил. Размениваться на какую-нибудь  ненужную дешёвку не хотелось, а  ничего достойного в голову не приходило…
- Бутылку что ли? – неуверенно  предложил  Сашка, не надумав  ничего путного. –А ?   На  двоих за милую душу  пойдёт, как в лучшие годы.-  Да тут же и оборвал себя , - извини, брат, забыл, что тебе нельзя…
-    Один раз можно бы, - уступчиво откликнулся Жорик,- да  где   распивать? Тут теперь не разопьёшь, как раньше. Вокруг   чистота - плюнуть некуда.  Недавно   бумажку из кармана мимо урны уронил, так  на меня один  проходивший  такого косяка бросил…  Да и стражи, когда их не ждёшь… Культура, брат…
-Молодые люди, - окликнула кассирша,- да, да, я вам…- подозвала она  с  улыбкой  двух стариков, протягивая  им      рекламку.-  Может  она   поможет решить  ваши проблемы?
- А что это?
-Почитайте!
  -Дрогнуло  сердце   всё-таки?- Буркнул дед Сашка, но  протянутый листок взял на всякий случай.
Старики отошли  к  окну, поближе  к свету и углубились в чтение.
 Рекламировались ресторанные  блюда.
-Тьфу ты, это ещё нам  зачем?- сразу хотел  отказаться Жорик .- Это знаешь для кого писано?  Кто   не знает уже  куда деньги девать… А нам –то  на что?
 -Подожди, не суетись, молодой человек,-  подзавёл его Сашка.- Ты  гляди, гляди, что бывшие советские  люди  едят нынче, гляди…   Я таких названий-то  даже не слышал.  От одних названий  мозги  сломаешь.
- Да выброси  ты вон в  ту  урну.  Смотреть  не хочу.
-Погоди . Какой-  то неинтересный ты, Жорик.  Привык картошку с кефиром  уминать…
- Квашёную  капусту забыл…
-Да, Жорик , капусту забыл.  Жаль мне тебя , Жорик. Жизнь прожил, на заводе как вол вламывал, а  как был, дружище, топор топором так и остался.  Ты хоть  погляди, что тебе проклятый капиталист  предлагает. Вот, гляди,- под  самый  нос  другу  Сашка сунул пёструю бумажку с названиями блюд.- Тебе  приходилось когда-нибудь ,например, есть  «Эби   унаги  хот» ?-  едва прочёл по складам  и сам расхохотался.
-Ну, что заржал,  как жеребец? Поздно уже ,-почему-то обиделся  Жорик, но вместе с тем заинтересовался: что это за  «унаги» такое…
-Нет,  ты слушай.  Я про жизнь реальную. Представь,  сидит  какой-нибудь  неоперившийся опарыш в дорогом   ресторане. В кармане  папино бухло .Или сам уже научился   таких, как мы с тобой дураков вокруг пальца обводить.  Тихая музычка,  вокруг  девочки официанточки , как  ангелочки, летают. А он  подзывает, например, одну из них: принесите мне, голубушка,  «Эби унаги хот». Да побыстрее!- подталкивает её  под  упругий  задок.
  «Сей секунд, ваше высочество»-   Она ему.  Или тебе.  Га-га –га…- осклабился дед Сашка, показывая изношенные зубы.
-  Что ты  ржёшь, урод? Тебя уже как человека в поликлинике списали, а ты ржёшь. Я недавно  был на приёме  у врача. Пришлось ему о своих гражданских правах напомнить, а мне этот  хлюст в белом  халате   прямо в морду смотрит и не моргнёт.  Посмотри, говорит, отец…   Отцом  ещё назвал … Посмотри себе в паспорт на  год  рождения… И ты ещё хочешь  чтобы мы тебя  лечили?…
 Я  чуть не плюнул ему в  его  соколиные  очи. А ты мне о девочках официантках!  Потом , где ты  слышал какой-то « сей секунд» ? И кто это « ваше высочество»? Я  простой бывший работяга. Честный работяга, доложу  тебе. Впрочем, как и ты придурок. Это вот всё, что я создавал в поту и за копейки для себя,  сегодня дограбливают ваши высочества .  А сейчас паршивая бумажка нам с тобой миллионом  кажется.  Кстати, что это такое «Эбн  унаги»   и с  чем его  жрут нынешние достойные граждане? Посмотри, а то у меня очков  нет с собой,  - спросил Жорик остывая. 
- Ну вот прямо и жрут? У кого есть на что , те , может, и  вправду жрут. А нам и привыкать  некогда. Ладно, слушай.  Эби унаги…? Это прежде всего  угорь копчёный, при  нём  тигровая креветка…- стал читать  Сашка.
-Ух ты! – на полном серьёзе удивился Жорик.- Здоровая какая. Так –то они, как мандавошки, шевелятся, а тут  какая-то  тигровая…   Одна или целая куча?  Не сказано?   Ну ладно.  Проехали. И всё?
- Нет, ещё  краб… Снежный.   Из снега  наверное  откопали…  Ни разу не слышал. А ты слышал?
- Я что- грамотней  тебя?  Ладно, дальше читай.
 –  Тут ещё к этой же порции  тобико  какое-то, майонез, сыр филадельфийский…   Ни хрена себе!    И  огурцы… Ну  эти уже наши наверное ,с тёти  Пашиного  огорода.
- Всё?
-Всё!
- Да-а-а.  Это серьёзно.  Уж больно  порция какая-то здоровая. Прямо  целый  шведский стол, а не  порция.
-  Какой шведский стол?   Всего  триста шестьдесят граммов. Ни больше, ни меньше…
- А  в других порциях что ?- осторожно  поинтересовался  Жорик.
- Сейчас гляну. Вот ! Ещё тут    « Кимпаб с  копчёным лососем», « Текка  фрай», угорь  копчёный- « Драконом» называется  ну и прочая мура… Тебе что? Всё  читать?
 Но Жорику, чувствуется , и самому надоело это развлечение.
- Постой, а чем это мы с тобой увлеклись?- удивился он. -  На  хрена  нам всё это нужно?
-Да  интересно как-то. Жили- жили, всю жизнь прожили…  А  почти  ничего кроме картошки с капустой не видали …
-Да ладно тебе .   Уж ты не видел?- но что-то шевельнулось в  мозгах  Жорика.  - Ладно,- сказал он,- может , плюнем  на какой-то там размен ? А зайдём, пока деньги есть,  выберем из этого барского меню что-нибудь  типа   угрей копчёных   да запеченных лососей…   А ? Сашок!   Будет что вспомнить.
 Друзьям  долго уговаривать друг друга не пришлось.
- Чёрт с ними  лекарства…- сказал Жорик.-  Авось  через два дня пенсия. Посмотри, куда идти.
    Идти пришлось недалеко, прямо за  углом сиявшего супермаркета стояла  ничем особо  не выделявшаяся кафешка.    Размашисто  начертанное  название « Саран Хэ» ничего  внятного не говорило  нашим старикам. Они уже  привыкли, что весь город засран непонятными   названиями, а переучиваться под  заезжий народ  поздновато.
 И официанточек тут никаких не было, да и посетителей не густо.  Троица  здоровых мужиков    балдела  за угловым столиком. Вместо ресторанного блеска, представлявшегося старикам,  были тут обыкновенный  бар, за которым  хозяйничал мордастый  наш русский  малый, да меж столами с  полотенцем в руке  с  готовой на все случаи жизни  улыбкой   сновал юркий кореец.
- Пожалуйста, гости дорогие, заходите  пожалуйста, - почти  без акцента встретил он. Сашка с Жориком  даже малость подрастерялись от непривычной дружелюбности:  замерли  бок о бок у дверей, будто  за минуту  перед  ними только что полы помыли:  шаг ступить неловко.
 Официант между тем не переставая улыбаться уже  приглашал их за столик, только что  обмахнутый  чистым полотенцем.
-Пожалуйста!  Пожалуйста,  не стесняйтесь, гости дорогие.
- Мы  вот тут, - протягивая, как  пропускную грамоту рекламный листок,- пролепетал  дед  Сашка ,будто обморочь на него неожиданно напала. Будто вспомнил,   как при советах  к директору  завода в кабинет ходил квартиру просить. Зашёл, а для чего зашёл- забыл.
- Что с тобой?  Пойдём  сядем, подтолкнул Жорик, беря  управление  в свои руки. – нам  выпить  и  поесть  что-нибудь, братец. – И  заметив какой-то недоумённый взгляд корейца из-за  Сашкиной неуверенности,  неожиданно для себя  добавил.
-У нас деньги есть, не сомневайтесь, будьте  уверены. Покажи-ка,  Санёк.
- Покажите,- хитренько улыбаясь ,вдруг засомневался  кореец. Чем-то странным показались  ему эти два русских мужика.  И хотя в правилах кафешки никогда не было   проверять  наличие денег у посетителей, а тут они словно сами напросились. Уж больно  странные какие-то.
 Сашка с достоинством достал бумажку,  широким жестом протянул корейцу:
-Вот, на  все. Выпить нам и закусить. Гуляем сегодня. У  приятеля день рождения нынче,- неожиданно соврал  он для уверенности.- Вот этого, вот этого и вот этого, если денег хватит, -стал он тыкать пальцем   в рекламный  листок фирмы.
-Сейчас всё сделаем,  всё сделаем! –одарил стариков довольным  блеском улыбки кореец, и скрылся  на кухне,  унося с собой отданную дедом Сашкой купюру.  Не прошло и минуты ,как он вернулся  с неожиданно озабоченным видом, будто снял с лица и оставил  на кухне улыбку. В  руке он по-прежнему держал купюру.
-А у вас какие-нибудь другие деньги есть?- спросил он медовым голосом.
-Что вы имеете в виду?
- Видите  ли.   Такая бумажка  ничего не стоит.
-Что значит  такая?  У вас  что -за  валюту обслуживают?- не сдержался  Жорик.
-Нет, за  рубли. Но что вы мне дали? Это ж не деньги, посмотрите, не деньги.
- А что же это?
-Как что? Как  что? Это, как бы вам сказать? Реклама! Картинка  такая.
-Какая реклама? Какая картинка? - вспыхнул дед Сашка и весь затрясся.-  Ты куда дел наши деньги?..- Он стал подбирать  слова ,которыми можно было обозвать торгаша и не попасть в историю. Но в замутившейся от  волнения   голове, как на грех, ничего путного не подбиралось.  Не было таких слов в  русском языке, чтобы можно было сказать с размахом, на распах всей  души и одновременно  самому  остаться  в живых. Какая-то невысказанная  обида, как  тяжелая муть со дна  пруда,  зашевелилась   в Сашке,  подобралась к горлу. Обида  за несостоявшуюся  жизнь, за прежнее  вкалывание  на  производстве, за  смутную  надежду  пожить  хотя бы на  пенсии. Но  и пенсия не дала  возможности вздохнуть полной грудью. А тут  передел страны, и чужаки всяких мастей хлынули в неё, уже имеющие  опыт  пристроиться, обвести  вокруг пальца  доверчивых советских  аборигенов.
-Да вот же они, я их никуда не девал,- услышал дед над ухом отрезвляющий  щебет корейца.- Только это совсем не деньги. Не деньги это. Это фальшивка. Реклама это .-Кореец  аккуратно положил на стол и разгладил ладонью  пятитысячную , которую  в спешке , в радости от находки  старики приняли было  за утерянную кем-то купюру…


Рецензии
Главные герои ещё больше бы расстроились, если б купюра была настоящая, и на все деньги принёс бы официант угря копченого засушенного, которого мостами стариковскими не прожевать, и прочую восточную требуху :))). Но кнопка зелная!

Ираида Галахова   25.01.2021 10:38     Заявить о нарушении
Ираида, с наступившим! Спасибо за конструктивный подход, но мужики, я их спрашивал, до сих пор жалеют, что не удалось гульнуть на дарьмовчинку.)) А ведь заслужили. Всю жизнь спину гнули, до копейки домой приносили. Хорошие мужики -то))
Желаю Вам здоровья и отличного настроения

Галкин Сергей Иванович   25.01.2021 22:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.