Путешествие в Затригорье или От А до Ч. Ч. 23

Яркой картиной то далёкое 1-е сентября. Теплое солнечное утро. Первая в новой жизни школьная линейка. Я такой же, как мои будущие одноклассники. Серая шерстяная школьная форма, ремень с настоящей блестящей пряжкой, форменная фуражка со школьной эмблемой. Мы выстроились во дворе школы. Это рядом. Через забор от нашего двора. Первые два года временно мы занимались здесь, в двухэтажном здании школы №5. Ныне это здание дома детского творчества. Затем начальную школу переместили в барак.

Зона бараков раскинулась от школы до той окраины с металлургическим заводом.  Мы это воспринимали как обыденное дело. Да, приходилось теперь ходить далеко и по грязи. Да, туалет на улице. Да, нет столовой и спортзала. Мы учились, и этого нам было достаточно. Запомнилось имя первой учительницы, Зоя Михайловна Трофимова. Спасибо ей за всё, чему научила!

Из других учителей помню учителя музыки. Седой пухленький старичок с аккордеоном. Запомнился тем, что именно он поставил мне первую «единицу». Разумеется за поведение. Помнятся две песни, разученные с ним. Первая о «ленинградском пареньке»:
Шел ленинградский паренек,
Был путь неровен и далек…
И где б ни ходил он,
Повсюду носил он
Солдатский простой котелок…

А другая, детская:
На сосне весёлый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: "Ты, медведь,
 Должен под ноги смотреть!"

Удивительно, что с той поры я их нигде не слышал, а вот текст, пусть не полностью, и музыка живы в памяти. Это «началка». Простились с ней и неустроенностью.

(продолжение следует)


Рецензии
Здравствуйте, Виктор! С огромным интересом читаю ваши впечатления о Чебаркуле - городе, в котором проходило моё детство и юность. И совсем уж неожиданное - старичок с аккордеоном, преподаватель пения. Это был мой отец. И обе песни, которые вы вспомнили, я, конечно же, тоже прекрасно знал. Спасибо!

Олег Костман   24.10.2019 13:03     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Олег. Очень рад встретить земляка.Осталось выяснить в какой школе вы учились и в какой школе преподавал ваш отец. Жду с нетерпением.

Владимир Викто   24.10.2019 16:21   Заявить о нарушении
Я учился в школе № 2 - это (для справки) четырехэтажное здание на ул. Ленина напротив швейной фабрики. Отец много лет преподавал в разных школах, его в Чебаркуле знали практически все. Жили мы сначала на ул. Ленина, 10, потом на ул. Мира, 10. Как я прикинул, мы расходимся в возрасте лет на 7-8 (я постарше, родился в 1949 году), так что построить мост из общих знакомых вряд ли получится. В этом возрасте 7-8 лет - огромная разница. Буду рад продолжить обмен воспоминаниями.

Олег Костман   25.10.2019 07:32   Заявить о нарушении
Школу №2 хорошо помню, там учился мой друг. Недалеко от неё находился детсад, в который я ходил. Так что действительно мы не пересекались. А вот отец ваш вполне мог быть моим учителем. Рядом с Мира, д.10 жил другой мой друг. Интересно, когда вы были последний раз в Чебаркуле? Насколько мои описания расходятся с вашими?

Владимир Викто   25.10.2019 09:46   Заявить о нарушении
Если правильно помню, год моего последнего визита в Чебаркуль - 1989. Уже тогда знакомых оставалось очень мало. Потом приезжать стало некуда и не к кому. Правда, несколько лет назад меня разыскала через интернет ровесница, с которой мы жили в одном дворе. Года 2-3 мы активно переписывались, а потом она внезапно умерла. Вообще приезды в Чебаркуль всегда были для меня радостными событиями, я любил бродить по улицам, вспоминать, как эти места выглядели, когда я жил там.
А что касается моего и вашего восприятия, то, видимо, оно очень сходно у всех людей, приезжающих после долгого отсутствия в города своего детства. К сожалению, здоровье не дает мне шанса надеяться на возможность новой поездки в Чебаркуль. Тем большим был интерес к описанию ваших впечатлений. Кстати, попутно. Про баню вы написали, а чуть дальше за баней располагался главный в городе очаг культуры - клуб имени Горького. Интересно, он еще существует или канул в Лету? Вдруг вы обратили на него внимание, только не стали писать...

Олег Костман   26.10.2019 08:31   Заявить о нарушении
Помню, что в этом клубе я впервые увидел 2-х серийный фильм, это индийский фильм, черно-белый Господин-420, с этим связана смешная ситуация, только сейчас вспомнил. Но в тот приезд не обратил на клуб внимания, ничего не могу сказать. Был под впечатлением участи другого клуба по ул. Советской, где увидел вообще первый фильм в своей жизни, революционный, т.к. это был день выборов и его крутили бесплатно. Развалины этого клуба очень впечатлили. Помните ли вы клуб в здании церкви возле озера? Там я смотрел фильм "Айболит". Все это времена, когда я был совсем маленьким мальчишкой, а вы-то были уже повзрослее. По поводу последнего: вот что я не смог понять, так то, что нынешний красивый храм возвели точно на этом месте старой церкви или сместили? Перед моим отъездом из Чебаркуля почти на 50 лет - это старое полузаброшенное здание выглядело полуразрушенным. Если вспомните детали старого облика нашего с вами города, буду очень рад. С уважением, Владимир

Владимир Викто   26.10.2019 18:46   Заявить о нарушении
Прочитал ваше послание и вдруг вспомнил: я тоже смотрел в клубе Горького "Господин 420". Вот какие бывают совпадения! А в кино, которое располагалось в бывшей церкви, ходил частенько. Оно в те годы работало регулярно и называлось кинотеатром "Урал" (именно кинотеатр, а не клуб, клубной работы так никогда не было никакой, только крутили кино). Что касается места, где стоит нынешняя церковь, то я его в реальности, разумеется, не видел, но по фото видов Чебаркуля, которые есть в интернете, мне кажется, что нынешняя церковь значительно ближе к берегу озера стоит, чем был "Урал" - он-то стоял высоко на холме сразу за бывшим универмагом (это здание сейчас наверняка тоже уже не существует). А про кино или клуб на Советской никогда ничего не знал и не слышал. Бывший райисполком там помню, а насчет кино - никаких ассоциаций.

Олег Костман   27.10.2019 12:30   Заявить о нарушении