За камнем. Глава 23. Рыбный промысел

               

     К зимним холодам и санной дороге, Степан получил со своих заводов и рудников небывалую до сей поры прибыль, и это несмотря на большие расходы по преобразованию производства и немалому строительству в посёлке.
     Четыре семьи к осени перебрались из старого переполненного барака в новые дома.  А выстроенный хозяйский скотный двор к холодам наполнился приобретённой со всей округи различной живностью от крупного рогатого скота до птицы.
     Когда ледок на водоёмах подзакреп, Степан Иванович подкатил к заводскому посёлку на санной упряжке.  На следующий день он, собрав бригаду рыбаков, с десяток человек, рабочих карьера, который всё равно снегом занесло, отправился с ними к озеру.
     С трех сторон водоём окружал широкий луг и лишь в одном месте к его берегу подходил мысок леса.  Там в конце лета, нанятые Степаном в городе рабочие, изготовили простенькое, но просторное зимовье со столом, печкой и большими в половину избушки нарами.  Да ещё несколько стогов сена поставили на лугах.
     Вот на пяти санях они и подкатили вечером к домику, а, заночевав, утром выехали на озеро.  Продолбив пешнями майны для запуска невода под лёд и его вытонки, а так же сделав небольшие проруби по периметру тони завели в водоём невод.
     Одно крыло шло более-менее легко, зато второе еле тянули.  Степан понял, что нижняя подбора в ил врезается, и, похоже, по обычной человеческой жадности, чтобы для облова больше места захватить, они слишком невод растянули.  Ещё, при вытонке оказалось, что пока Степан отходил от майны (большая прорубь), в которую запускали снасть, и показывал то одним, то другим новоиспечённым рыбакам, как и что нужно делать для прогона норил (длинная жердь с привязанным к ней шнуром) подо льдом и последующего выбора из прорубей шнура и веревки, одно крыло в переворот под лед ушло.  А может он и сам не досмотрел в спешке-то.  Опыт ведь тоже был невелик.
     Словом как говорят «первый блин получился комом».  Карасей в мотне оказалось разве лишь добрую уху для бригады наварить, что они впоследствии и сделали. 
     Прозолив (выхлопав воду)  хорошо в снегу полотно невода, чтобы случайно не смёрзся за ночь, понурые от неудачи рыбаки отправились к избушке.
     Там вскоре, наслаждаясь вкусом и ароматом только что приготовленной ухи из свежих карасей, мужики невесело шутили над своим неудачным первым днём рыбной ловли, в душе не ожидая уже ничего хорошего в дальнейшем промысле.
     Когда все полностью утолили свой голод, Степан, усмехнувшись, проговорил:
     - Ну что носы повесили.  Давайте разберём свои ошибки, чтобы не повторять их в дальнейшем.  Первое: перекрутили крыло.  Значит нужно внимательнее готовить к запуску, а затем не спеша и правильно отправлять в озеро снасть.  Второе: мы слишком растянули невод, поэтому он шёл у нас стеной, угоняя рыбу перед собой, а не захватывая её.  Так что метров на двадцать необходимо сократить ширину тони.  Третье: мы нижней подборой (верёвкой, к которой подшита дель невода) гребём ил, особенно на поворотах, при запуске и вытонке.  Как я сейчас припоминаю, рыбаки в наших местах, при ловле в заиленных водоёмах, к нижней подборе подвязывают небольшие моточки сена, и она тогда не врезается в грунт.  Попробуем и мы при запуске невода так же сделать.  Четвёртое: каюсь по моей глупости, мы потянули невод от берега  к середине озера с мелкого места, не более метра, на глубину, где метра три наверняка будет, а там и вытонка намного сложнее, и для рыбы простора больше.   Завтра попытаемся эти ошибки исправить.  Может у кого-нибудь тоже есть какие-то замечания.  И выше голову, даже лошадь запрячь и то не всегда с первого раза удаётся.  Везде опыт и сноровка нужны.
     Через какое-то время подал голос один из рыбаков:
     - Мне кажется, мы довольно под большим углом к линии основной тони крылья невода запускаем, может быть чуть положе завернуть, тем более на вытонке.
     - Вообще-то ты прав, так и сделаем. – Согласился с ним Степан.
     Утром без особой охоты мужики вышли на водоём.  Разметили тонь.  Благо одна сторона её была ещё со вчерашнего дня почти готова, оставалось лишь старые прорубки от тонкого, ночного ледка очистить.  Затем, одни рыбаки пошли по периметру тони в намеченных местах лёд долбить, а другие перевозить невод к новой майне для запуска его под воду.
     В этот раз все действия с неводом делали не торопясь.  На удивление, снасть подо льдом шла ровно и без особых усилий.  Рыбаки невесело шутили:
     - Похоже, на этот раз и на уху не попадется, уж больно легко идет.
     Когда начали выбирать из майны крылья невода, первый карась выехал из воды на полотне метров через десять.  Кто-то схватил его и отбросил в снег, за что тут же получил нагоняй от Степана, который считался пока за бригадира:
     - Не отвлекаться по пустякам в беспорядочной суете, из-за этого можно больше потерять.  Стряхивайте их в воду или оставляйте в полотне, потом уберём.  Тяните ровно.  Не суетитесь.  Последние метки показались, до мотни шесть метров осталось.  Вот она, подрезали. – С облегчением промолвил он.
     - Рыба-то куда подевалась, - растерянно произнёс один из рыбаков, - сколько её с полотна в майну скинули, а похоже пусто.
     - Не торопись с выводами, там подо льдом ещё около шести метров мотни, - Заметил Степан. – Подбираем потихоньку полотно.
     - О, а дель-то вибрирует, - удивлённо промолвил другой рыбак.
     Вскоре показалась и рыба.   Двоих рыбаков старшой направил расчищать от рыхлого снега место под рыбу, а еще двоих, так как сачка было только два, черпать из мотни карасей и рассыпать их не толстым слоем на   прочищенное место.  Остальные рыбаки понемногу подбирали полотно.  Через какое-то время уставших людей, черпающих рыбу, подменяли.
     Лишь в глубоких сумерках вытащили на лёд всю мотню.  Двоих человек отправили к избушке, готовить ужин.  А остальные мужики сбросили в майну невод, закинув его сверху мотнёй, чтобы поплавки не всплывали и придавили заведёнными под лёд норилами, кабы за ночь дель ко льду не примёрзла. 
     Затем они переворошили, слегка присыпав снегом, карасей, чтобы те не смёрзлись друг с другом.  Потом рыбаки уставшие, голодные, но счастливые направились к зимовью.  Улов получился богатый, тонны три точно попалось.
     На следующее утро Степан назначил одного из рыбаков, который показался ему посмекалистее, бригадиром, заявив, что денёк посмотрит со стороны, как у них без него дело пойдёт.  А дальше ему необходимо в посёлок отправляться, потом и в город, организовать вывоз рыбы.  Так же и других дел немало дожидается.  Принцип лова бригада поняла, дальше и без него справятся, ребята не глупые.
     День прошёл размеренно и чётко.  Новый начальник руководил работой рыбаков так, словно всю жизнь только этим и занимался.  К вечеру ещё около двух тонн карасей добавилось на льду.
     Утром запрягли в сани трёх лошадей, одну хозяйскую, да две заводские и подъехали к первой удачной тони, там быстро погрузили наполненную еще с вечера тару.
     На хозяйский возок положили мешки с рыбой, выделенные, как бы премиально, на каждого рыбака для их семей, помимо будущей оплаты.  Остальные двое саней загрузили уловом, предназначенным в поселковую лавку для продажи.  На передней лошади, отправился кучер Степана, вторую привязали поводом к заднику передних саней.  Сам же хозяин, устроившись на третьей повозке, замыкал этот маленький обоз, тронувшийся в сторону заводского посёлка.
     А оставшиеся рыбаки отправились продолжать свою промысловую путину... 
     Полоскали невод в озере где-то с полмесяца.  Потом и морозы посильнее прижимать стали и лед толще намёрз, да и умаялась за это время бригада.  Тоже не лёгкий труд лёд долбить, да невод тянуть.
     Тонн тридцать не меньше зачерпнули в озере на этот раз.  Не только заводские посёлки снабдили рыбой, но сколько-то и в город увезли.





 


Рецензии
И здесь тоже ждал успех:—)))Какой хозяйственник:—))) с уважением:—)) удачи в творчестве

Александр Михельман   12.09.2023 18:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.