Св. прот. И. Восторгов. Барградская святыня. 1912

Протоиерей Иоанн Восторгов
БАРГРАДСКАЯ СВЯТЫНЯ

(«Московские Церковные Ведомости». 1912. № 18 (28 апреля). С. 456 – 459).

Православные русские люди!

Кто не знает, как любит и чтит святая наша Русь великого угодника Божия святителя Николая Мирликийского?
В старые времена приезжавшие в Россию иностранцы удивлялись такому высокому почитанию святого, и с благоговением рассказывали о том по приезде на родину своим единоверцам и единоплеменникам. И действительно, в старину русские люди всегда обращались к святителю Николаю, как к живому, среди них как бы вечно присутствующему защитнику и покровителю. Немногие, быть может, знают о том, что, бывало, в страшные годины опасностей отечества, пред самыми кровавыми сечами и сражениями, решавшими судьбу России, например, в смутное время на Руси, русские войска, вместо всяких иных кликов воинских, громогласно взывали: «Никола, не выдай», - с этим возгласом шли в бои и побеждали врага.
И доныне, слава Богу, не умалилось на Руси почитание святителя. Мы знаем: чем более горит святою верою наше сердце, чем глубже порывы нашей души, чем более открыто эта вера исповедуется и проявляется пред всеми, тем более святая вера производит влияние на всех окружающих. И воистину, повторилось и исполнилось все это и над русским народом. Удивительное дело! Мусульмане, язычники, различные инородцы, не знающие совсем Христовой веры, открыто почитают святителя Николая! Вы увидите такое почитание среди горцев Кавказа, среди калмыков прикаспийских степей, среди татар и инородцев по всей Волге, среди бурят, тунгузов и других инородцев дальней Сибири.
Так русский православный люд свою горячую веру и свое почитание святителя Николая сообщил и передал другим народностям.
Почему так почитаем мы святителя?
Ответь ясный: велик он, святитель Божий, - велик пред Богом и людьми. Жил он давно, полторы тысячи лет назад; жил не в нашей стране, а далеко, в Малой Азии, в городе Миры, в области Ликийской, почему и называется Mиpликийским; жил он и подвизался не в русском царстве, которого тогда еще и не было. Но праведники во веки живут, говорит Слово Божие, и похвала их у Господа, а чрез это - похвала их и среди людей. Святитель Николай был правилом веры, образцом кротости, учителем воздержания, украшен был смирением, добровольною нищетою, которую он избрал себе в особый подвиг, ибо все имение раздал нищим. Святитель Николай был помощником бедных, защитником обидимых и неправедно осужденных, обличителем неправды, покровителем путешествующих, в море плавающих, всех бедствующих и страдающих. Все это показал он в своей жизни, показал и по смерти столь многими и великими чудесами, что исчислить их никто не может.
Но кроме этой причины почитания святителя, есть и другая, более нам, русским людям, близкая. Слово Божие приоткрывает нам тайну Божьего о людях Промысла, и показывает нам, что не только отдельные люди, но и целые народы имеют себе покровителей среди ангелов Божиих и среди святых угодников. Оттого мы каждый и носим имя какого-либо святого, оттого мы имеем и почитаем каждый ангела-хранителя. Русский народ давно самым делом приял и признал своим общим небесным покровителем святителя Николая, и верим мы, и вера нас не обманывает, что святитель Николай воистину является святым покровителем русского православного народа - за крепость и православие его веры, за смирение, кротость, воздержание, нищелюбие и милосердие нашего народа, за те святые добродетели, какими сиял и украшен был и сам святитель Николай. В трогательной простоте русский народ так сроднился с святителем Николаем, что почитает его русским; и теперь, когда речь идет о каком-либо бедствии отечества, русский народ со всею искренностью говорит: «Нет спасения от людей, одна надежда на святителя Николая, он поможет, он не выдаст, он за Россию умолит Бога!». Не потому ли так любо и так дорого сердцу народному именование царей наших именем святителя Николая? Не потому ли любо нам, что и теперь наш царь носит это имя, как бы в знак союза народа нашего чрез царя своего с небесным покровителем России?
Впрочем, и вся святая Православная Церковь, не в одной России, но среди всех православных народов также высоко почитает святителя Николая, почитает с особенною любовию, ибо каждый четверг в неделе, по уставу церковному, наряду и вместе со святыми апостолами, она посвящает и святителю Николаю.
Нужно ли говорить теперь о том, сколько храмов на Руси в честь святителя Николая, сколько его чудотворных икон, сколько икон святителя и в частных домах православных христиан! Но рассказывать о такой любви русского народа к святителю, - не все ли равно, что рассказывать о свете солнца среди ясного дня?
Неудивительно после этого, что русские люди готовы были бы отправиться далеко-далеко для поклонения святым мощам святителя Николая, если бы для того даны были бы хоть какие-либо облегчения и пособия. Давно, 800 с лишним лет назад, из Мир Ликийских честные и многоцелебные мощи святителя Николая, во время нашествия на этот город мусульман, перенесены были в Барград, в Италию, где тогда еще жили православные люди. Там они почивают и доселе в прекрасной старинной церкви. К глубокому нашему сожалению, в городе этом теперь и уже давно живут не православные христиане, а католики, и самый храм, где почивают мощи святителя, принадлежит католикам. Так судил и тому попустил Бог, может быть, для того, чтобы среди католиков, бывших когда-то православными, сияла святыня православия, в обличение их заблуждений и для обращения их хотя бы и в отдаленном будущем на путь истины.
Но еще более засияет эта святыня, когда инославные жители Барграда и всей Европы увидят благочестие русских паломников у гроба святителя Николая. И теперь в Барград приходит не мало русских поклонников, но им трудно там жить, потому что в Барграде не было и нет доселе ни русского храма, ни русского дома-приюта, ни русских, знающих место, проводников. Православные поклонники терпели обманы, обиды от людей злых; не зная языка, не имея пристанища, они переносили невероятные неудобства и лишения.
Слава Богу, теперь, с соизволения Благочестивейшего Государя Императора нашего Николая Александровича, Который и Сам был в Бари на поклонении мощам святителя Николая, а также усердием и заботами Императорского Православного Палестинского Общества, уже известного России попечениями своими о русских паломниках во Святой Земле, - решено устроить в Барграде русский православный храм и при нем особые здания странноприимниц для русских богомольцев-паломников. Палестинское Общество уже давно позаботилось о том, чтобы русские паломники, возвращаясь из Иерусалима в Россию, могли бы удобно и за дешевую плату на пароходе прибыть в Бари, но на месте, в самом городе, доселе еще не было устроено ничего для удобства жизни поклонников.
Отныне русские люди не будут в Барграде оставленными без молитвы и призора; там теперь будут и православные священнослужители, и богослужение; будут даны и заботливые проводники; раздастся там не только звон русского колокола, не только слово православной молитвы и богослужения, но и слово духовного назидания. Облегчится положение наших паломников в Бари, которое доныне было прямо невыносимым, - и тогда усилится прилив и новых богомольцев-поклонников в Бари; поедут они не только морем, на обратном пути из Иерусалима, - а путь этот и долгий, и не легкий, - поедут они и сухопутьем, потому что из России по железной дороге уж на пятые сутки можно прибыть в Барград.
Да ведают на дальнем и инославном Западе, сколь велико набожное усердие русского народа, сколь велико его почитание святителя Николая, сколь чисто и свято наше святое православие! Может быть, чрез это Господь приближает наш народ к народам запада, как проповедника веры правой.
Да низведет наше народное благочестие, - да низведет оно благословение Божие и покровительство святителя Николая на соименного ему царя нашего и наше дорогое отечество! Может быть, после годин бедствий отечества нашего, Господь чрез святителя Николая отверзет теперь благодеющую руку Свою к русскому народу.
Порадейте же православные! Пожертвуйте святую лепту вашу на устроение храма в честь святителя Николая в Барграде и при нем подворья для русских поклонников.
Порадейте во имя Божие, во славу угодника Божия, во спасение и во славу русского православного народа! Да прославится народ наш среди всех народов и племен земли и во всех концах мира, не силою, не богатством, не этими тленными благами, - нет, да прославится он самою чистою и святою славою: святою верою и святою ревностию! Аминь.


*

Совет Палестинского Общества счастлив довести до сведения всех сочувствующих настоящему святому делу, что Государю Императору благоугодно было пожертвовать от Имени Его Величества и Ея Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны на постройку церкви и странноприимного дома в гор. Бари, в Италии, десять тысяч рублей, и что на этот же предмет от Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны поступило в Барградский комитет три тысячи рублей.
Желающие внести свою лепту на построение в гор. Бари храма во имя святителя Николая и странноприимного при нем дома благоволят обращаться в Барградский комитет, находящийся при Императорском Православном Палестинском Обществе - в С.-Петербурге. Вознесенский проспект, д. № 36.
Пожертвования принимаются также в Москве на имя Московского Отдела Палестинского Общества (Лихов пер., Епархиальный дом) или на имя Председателя Отдела Преосвященного Анастасия, епископа Серпуховского, Казначея Отдела д. с. с. И. А. Колесникова (2-я Мещанская, с. дом) и Секретаря Отдела протоиерея И. Восторгова (Москва, Лихов пер., Епархиальный дом).


Рецензии