Франсуа Рабле
Франсуа Рабле (1490-1553) родился в семье адвоката города Шинона в Турении. Отец хотел видеть сына священником, поэтому поместил его на учение в монастырь. Но Рабле не выдержал монастырской жизни и отправился на учебу в университет Монпелье, чтобы приобщиться к медицине. Легенды об учености Рабле поражают воображение – чтобы добиться сохранения привилегий за университетом в Монпелье, Рабле обратился к канцлеру Франции на латинском, греческом, английском, немецком, итальянском, испанском языках. Рабле содействует распространению медицинских знаний в Лионе. Здесь же печатаются и первые части его бессмертной книги «Гаргантюа и Паннтагрюэль».
Толчком, побудившим Рабле взяться за эту книгу, было появление незадолго перед тем народной книги под заглавием «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа», который, как сообщает Рабле, «в два месяца было продано столько, сколько не купят Библий за десять лет». Главный интерес этой книги составляла, с одной стороны, ее широкая фольклорная основа, с другой – содержащаяся в ней явная сатира на фантастику и авантюрную героику старых рыцарских романов. Это произведение было задумано Рабле, как продолжение народной книги, сохраняющее в некоторой степени стиль и имитирующее наивную эпичность оригинала: тот же сюжет, те же великаны, но совершенно иной смысл и иное настроение.
Герои книги Рабле – гротеск ренессансного духа – добродушные и мудрые великаны с великим аппетитом, великой жаждой дел, великой мечтой о счастье и справедливости. Порождены они народной фантазией и оказались весьма кстати для осмеяния аскетизма. Об успехе книги говорит факт – она выдержала в 16 веке сто изданий.
Эпопея Рабле состоит из пяти книг, выходивших в разные годы по мере их создания – с 1532 по 1552г. Последняя, пятая часть вышла в 1564 году.
Первая часть романа называется «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенций». Здесь Рабле предвосхищает жанр романа воспитания. Рассказывая о детстве Гаргантюа, писатель открыто издевался над средневековой системой оболванивания человека с помощью вдалбливания азбучных истин.
Видя, что ребенок совсем отупел, отец решает растить его в духе новой школы ратовавшей за всестороннее развитие человека.
Вторая часть эпопеи – жизнеописание сына Гаргантюа Пантагрюэля – содержала сатиру на всю средневековую науку, судопроизводство и нравы. Шарлатанство в науке, псевдонаучность, страсть к цитированию древних авторов – предмет язвительной насмешки Рабле. В эпизоде чудесного воскрешения сподвижника Пантагрюэля Эпистемона рассказывается в духе Лукиана о том, что удалось увидеть в загробном мире, где рассказывается о знаменитых людях прошлого. На том свете греческий философ Диоген, живший, по преданию, в бочке, колотит палкой Александра Македонского за неумение правильно чинить обувь.
Часть третью эпопеи Рабле посвящает духу Маргариты Наваррской, показывая, что идея вольномыслия остается его путеводной звездой.
Четвертая часть эпопеи представляет фантастическое путешествие флотилии Пантагрюэля. На своем пути к оракулу он встречает диковинные страны и острова, обитатели которых почти утратили человеческий облик.
В пятой части эпопеи, опубликованной посмертно, Пантагрюэль с друзьями достигает оракула Божественной бутылки, который дает ему короткий ответ: «Пей!» Его философский смысл выходит за пределы удовольствий, даруемых Бахусом, так как у Рабле вино – источник знания, радости и полноты жизни.
Рабле – автор празднично – карнавальной эпопеи как бы завещал людям жить полноценной жизнью, постигать науку, неустанно искать истину.
Свидетельство о публикации №218052000370