Толстоевский

   Цикл:   « ТОЛСТОЕВСКИЙ»

       ''ГРОБ ХРУСТАЛЬНЫЙ…''
       Лёля помнит себя с двухлетнего возраста. Может,  и раньше. Но не помнит, что именно помнит. Однако знает точно, что помнит.
       Помнит какие-то путанные, почти младенческие сны… Звуки, запахи… Помнит родной, мамин парфюм… «Дзинтарс». Древесно-травяной, со слабой горчинкой, аромат… Очень изысканный. Сосны Прибалтики с красными стволами… Деревья висят в молочной дымке, и такое впечатление, что они растут не из земли, а из неба…

       Здесь сосны в воздухе висят,
       По пояс скрытые в тумане.
       Из женщин, вёрст на пятьдесят,
       Лишь ты на карточке в кармане…

       Папа любил напевать эту песню… Он был геологом, подолгу отсутствовал дома из-за экспедиций. Мама любяще улыбалась, хотя, как и Лёля, недолюбливала  бардов... Может быть, из-за рюкзаков, палаток и едкого дыма костров? Это напоминало о папе, вернее, о частом его  отсутствии…
       У Лёли имелась старшая сестра Лида. Такая же неописуемая красавица, как и мама. У неё  невероятно карие очи (именно ''очи'', а не глаза), которым тесно было под опущенными веками (''веждами'', если выражаться поэтически)… Когда Лида спала, при свете луны её не полностью захлопывающиеся глаза магически посверкивали…
       - Лидка!!! Ты ведьма?! – заорала сонная Лёля, которой среди ночи приспичило на горшок.
       - Вот дура! Чего тебе! – Лидка, не просыпаясь, повернулась на другой бок и ещё самозабвеннее засопела.
       К четырём годам Лёля умела читать. Одной из первых книжек она освоила «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях». Она помнила о ведьме с отравленным яблоком… И ещё это: «…гроб качается хрустальный».
       Нет, никакая Лидка не ведьма! Скорее,  врубелевская ''Царевна-Лебедь''.
       Через несколько лет Лёля залпом проглотит гоголевского''Вия''… С усмешкой вспоминает свои детские фобии… Так и есть: Лидка -  ''Царевна-Лебедь''! Куда ей до панночки..! И никакая она не ведьма.

       ФЁДОР НИКОЛАЕВИЧ

       Когда Лида ''проходила'' «Онегина» по своей школьной программе, Лёля, рано освоившая алфавит, тоже заинтересовалась… Она без труда запомнила на слух три главы подряд, начиная с ''Мой дядя самых честных правил…'' Насчёт кота,  который ''всё ходит по цепи кругом'', она уже была ''в теме''.
       В начальных классах Лёля скучала. Она не только многое прочла, но знала наизусть таблицу умножения, хотя по новой программе этого не требовалось. Ещё она играла в шахматы и нередко обыгрывала старших.  Заглядывала порой на спортивные секции. Изучала иностранные языки.  А затем её стали обучать игре на фортепиано...
      1 сентября в новенькой школьной форме, с белыми нарядными бантами и огромным букетом цветов она отправилась в ''страну знаний''… Папа был тогда в очередной экспедиции. Мама на работе. Лида училась в другой школе. Когда Лёля увидела своего первого учителя, разочарованию её не было границ! 
       - Лёля, тебе что, школа не понравилась? – встревожилась мама.
      -   Хочу молодую красивую учительницу, как у всех,  а не этого старого хромого дядьку!
       Фёдор Николаевич был на войне лётчиком-истребителем. У него вся грудь в наградах. Через время Фёдора Николаевича все, без исключения, полюбили. Несмотря на то, что он метко мог попасть мелком в затылок какого-нибудь болтуна, отвернувшегося от доски.
       У Фёдора Николаевича было много фронтовых ранений. Под впечатлением Лёля сочинила поэму об отважной лётчице, которая на своём неистребимом самолёте протаранила врага! Стихи Лёля стала сочинять как только научилась читать.
       Чуть позже Лёля написала поэму про храбрую боевую сестру милосердия, которая под разрывы снарядов и свист пуль спасала раненых. На  поэмы разного содержания у неё уходило десятки ученических тетрадок.
       Она всё время что-то сочиняла. Например, что её папа был на фронте отважным танкистом. И его за это наградили посмертно. Все были в восторге!  Только ушлая Ленка засомневалась: «Ведь твой папа этим летом приезжал на побывку…»
       - Это не родной мне папа! А настоящий папа погиб геройски!
       И никому, кроме отличницы Ленки, не пришло в голову, что война-то была в сороковых, а на  дворе давно семидесятые…
       Ляля была стопроцентная фантазёрка, она и сама начинала верить тому, что сочиняла на ходу, без особого труда… «Сенсация! И в центре я!» - как поёт один бард. Впрочем, бардов Лёля не любила.
        Её вскорости записали в музыкальную гимназию, где она на всю жизнь полюбила Моцарта, Шопена, Листа, Бетховена…
      
       ''СЕКРЕТИКИ''

       Лёля производила впечатление ''девочки из хорошей семьи''. Лида, напротив, была взбалмошной и строптивой. Ей, казалось, наплевать на примерное поведение и пятёрки по всем предметам. У старшей сестры всегда были свои ''секретики''… Она не пускала Лёлю на свою территорию. И Лёля от скуки ради водилась с дворовой детворой.
       Приятели, надо заметить, попались ей не самые плохие. И игры они придумывали вполне достойные. Одна из них почему-то называлась «Кали-кало». Тот, кто водит, говорит участникам первую букву названия книги или фильма (если несколько слов, то несколько букв), а также первые буквы имени и фамилии автора. За то время, пока приятели отгадывают, ведущий должен успеть добежать до условленного дерева и крикнуть: «Кали-кало!» Если успел, - снова водишь.
       Однажды недотёпа Танька загадала автора: ''А'' и ''Т''. И книгу: ''Т'' и ''Т''. Долго головы ломали… А Танька, оказывается загадала: ''АНТОН ТОЛСТОЕВСКИЙ'' – и «ТРИМУШКИ – ТЁРА»! У Сони был « ДОНКИ ХОТ», автором которого она назвала…  Евгения Онегина… Умора!
       ''Толстоевского'' у Лёли в доме было целых три шкафа. Они всем двором так и не осилили могучего и неуничтожаемого, даже в самые трудные времена, классика мировой литературы.
       - Dieu, quelle virulente sortie! – орала Лёля, когда они затевали батальные игры во дворе. У нее был абсолютный музыкальный слух, и она слёту усвоила это предложение, перевод которого звучит так: « Господа, какое горячее нападение!» 
       Мама много читала ей вслух, и Лёля  целыми страницами запоминала книжный текст, в том числе и французские фразы у Толстого (которые, кстати сказать, великий классик сам же и переводил для примечаний).
       Лидка, старшая сестра,, в своих школьных сочинениях вымучивала что-то вроде: «Такие люди, как Чичиков, плодятся и размножаются, как мухи!» или: « Всего этого Вера Павловна добивается  сама, пробивая все стены трудностей своей собственной головой!»
       Ну, а Лёля переводила третью по счёту двенадцатилистовую тетрадку на  грандиозный стихотворный опус «Герои Северного Полюса!»
       К тому времени её сверстники уже знали ненормативную лексику… И Лёлька горела новыми подвигами. Она хотела искоренить матерные ругательства из окружающей её повседневности! Она увещевала лучшую свою подругу Ленку, чтобы та забыла о неприличном слове ''ж…''
        Неразлучные подружки сделали тайник с ''секретиком''. Не одной же Лидке иметь ''секретики''! В коробку из-под зефира была спрятана записка-клятва: «Обещаем, что будем употреблять в общении только хороший литературный язык, без ругательств!» 
       Через неделю Ленка не выдержала и сказала дурное словцо! Танька захихикал, сплюнув через дырочку в передних зубах, которую проковыряла иголкой (она научилась этому у старшего брата). И тоже ругнулась так, что у Ленки от зависти захватило дух. 
       ''Секретик'' девчонки откопали. Он был больше не секретный. Какой же это ''секретик'', если он до  ''ж….''? Ну, вы понимаете… До первого ругательное слова, спрыгнувшего с языка. После ''ж'' всё всем ясно, как пень.
       - Cousinage dangereux voisinage.., - сокрушённо вздохнула Лёля. («Беда – двоюродные братцы и сестрицы»! – подсказка у ''Толстоевского'').
       Это была всего лишь детская игра.
       Взрослые игры были впереди.


Рецензии