Искусство в Терезиенштадте часть 6

      ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
 «Последнее пристанище надежды. Художники в Терезиенштадте».

О Терезиене – одной из страниц истории Второй мировой, впервые заговорили только в начале 90-х годов. Почему - сказать трудно, ибо эти события так важны, так необычны, что, казалось бы, должны привлекать к себе внимание не в последнюю, а в первую очередь.
Может быть, у людей просто недоставало сил сразу на все, и ужасы последней войны выстроились в длинную очередь, чтобы человеческое сознание не взорвалось, узнав сразу все, в полном объеме.


 ЛЕО ГААС (1901-1983)– выдающаяся личность в истории европейской культуры. Лео родился в Опаве, Чехословакия в хасидской семье. Он с детства  учился игре на фортепьяно и пению, занимался живописью, унаследовав талант от дедушки. Лео переехал в Германию, в Карлсруэ, и поступил здесь в художественную академию. В 1921 г. Гаас перебрался в Берлин, где продолжил образование в школе декоративного искусства.
В 1923 г. он предпринял путешествие во Францию – сначала в Париж, а затем в Альби, на родину Тулуз-Лотрека, где в местном музее он изучал работы художника. Оттуда, по стопам Ван Гога, он направился в Арль.
В 1929 Лео женится на Софи Германн и становится модным портретистом, зарабатывая достаточно денег для своей семьи и даже помогая родителям.

В 1937 г. в Опаве, где тогда находился Лео, случился первый погром. Работы Гааса были названы «дегенеративным искусством».
15 марта 1939 г. нацисты оккупировали Моравию, евреев стали выгонять с работы и лишать собственности. Лео суждено было расстаться с  женой. Он не смог оставить отца и сестру. Пришлось выполнять тяжелую работу – чистить и ремонтировать канализационные коллекторы.
В это время он встречает Эрну Давидович, впоследствии ставшую его второй женой. Семья Эрны занималась тайной переправкой беженцев в Польшу. Гаас также принимал участие в этой деятельности после смерти отца в 1941 г.

В августе 1942 г. его арестовало гестапо, это означало неминуемую депортацию в Терезинское гетто , куда он и отправился с Эрной первым же эшелоном, в конце сентября 1942 г.
Вначале Гааса определили в группу заключенных, которые подвозили материалы на строительство железной дороги. Потом Гааса перевели в “цайхенштубе” (проектно-технический отдел).
В цайхенштубе трудились несколько других известных художников, в том числе Отто Унгар, Фердинанд Блох и Бедрих Фритта.

Гаас рисовал портреты своих коллег. Он также давал уроки живописи для детей, находившихся в гетто.

Самая жуткая его картина «Морг»: штабеля трупов-скелетов и санитары в колпаках средневековых инквизиторов.

Так же, как его коллеги, он старался запечатлеть жизнь гетто в рисунках, прячась на чердаке или в толпе.

Ему удалось изобразить самые различные сюжеты: поиски пищи, людей, ожидающих депортации в концлагерь, переселение интернированных с места на место, портреты узников, стариков, больных, умирающих, и умерших, ...

 ...а также культурные мероприятия.
23 июня 1944 г. Терезин посетила делегация Красного Креста, чтобы увидеть условия содержания заключенных. Перед этим нацисты развернули программу благоустройства, старательно маскируя истинное положение дел.
Штат технического отдела должен был делать фальшивые витрины несуществующих магазинов, украшать и декорировать гетто согласно инструкциям нацистов.
 25 октября 1944 г. Гаас и Фритта были вызваны в комендатуру, где им предъявили обвинение в злонамеренной пропаганде во внешних странах. В результате обоих художников отправили в Освенцим.
Художественный дар Гааса оказался, кстати, и в Освенциме. Его определили в Блоке 24, где он делал рисунки для доктора Менгеле.

Вскоре, в ноябре 1944 г., Гаас, другие художники и несколько химиков из Бельгии были перевезены в концентрационный лагерь Заксенхаузен. Там им разъяснили их задачу: они присоединятся к фальшивомонетчикам. Группе Гааса велено было подделывать американские деньги.
В конце февраля 1945 г. группу перевезли в концлагерь Маутхаузен, а 5 мая 1945 г. - переместили в лагерь Эбензее, откуда на следующий день их освободили Союзные войска.

После освобождения Гаас вернулся в Терезинское гетто, и там, в Магдебургских бараках, отыскал все свои рисунки, а также множество работ друга Фритты. Нашел он и Томаша Фритту, которого усыновил. Гаас узнал, что большинство его друзей и близких погибли, но Эрна, жена Гааса, пережила войну.
Гаас переехал в Восточный Берлин, где стал редактором знаменитого сатирического журнала «Ойленшпигель». Гаас создавал также декорации для кинокомпании ДЕФА и телевидения ГДР.
Свои художественные работы он демонстрировал на выставках в восточной Германии, Франции, Италии, Австрии, в Израиле, Китае и США. Скончался Лео Гасс в 1983 году.


ШАРЛОТТА БУРЕСОВА (1904-1983), еврейская художница, родилась в Праге 4 ноября 1904 г., в семье портного. Девочка была одаренной, и родители постарались дать своей единственной дочери хорошее образование. Она занималась живописью, языками, фортепьяно. Она рано вышла замуж, за адвоката нееврейского происхождения, родила сына.
Ее работы по большей части представляли собой классические живописные полотна. Она рисовала портреты, натюрморты и цветы, однако не пыталась выставляться и просто раздаривала картины своим друзьям.
После оккупации Чехословакии нацистами Шарлотта расторгала брак, из опасения, что антиеврейские дискриминационные законы могут повредить ее семье.

 В 1941 г. Шарлотту Буресову изгоняют из ее дома, конфискованного нацистами, а в июле 1942 г. – поместили в Терезинское гетто .
Там ее определили на работу в специальный цех, в котором узники изготавливали для немцев кровельную черепицу. Позже ее перевели в художественную мастерскую, где по приказу немцев она снимала копии с шедевров Рубенса, Рембрандта и других классиков.

 Собственные работы делались ею карандашом, пастелью, мелом, акварелью, иногда маслом.
В гетто ее положение было лучше, чем у большинства других узников. Она имела постоянную работу, комнату, книги, и могла встречаться с друзьями. Будучи одна, без семьи, она не страдала от беспокойства за близких, как ее товарищи, например, художник Отто Унгар, который постоянно волновался о том, где взять хлеба для своих детей.

 В сюжетах ее картин отразилась насыщенная культурная жизнь Терезинского гетто: она изображала детей, цветы, писала портреты друзей-музыкантов,

в числе которых были Гидеон Клейн, Герон ...

 ... и балетные танцоры. Художница рассказала уже после войны, что, наполняя свои работы грацией и красотой балерин, она противостояла царившему вокруг террору, голоду и страданиям.
Правда, как призналась Буресова, на этот счет среди терезинских художников имелись противоположные точки зрения.

Позже она скажет, что считает рисунки из Терезинского гетто самыми правдивыми и искренними из всех написанных ею работ, ведь создавала она их, повинуясь только внутреннему голосу.
Нацистский офицер, поклонник ее таланта, спас Шарлотту от депортации. Он попросил изобразить Деву Марию. Буресова написала Божью матерь, в живых глазах которой, как настоящие, блестели слезы. Увидев Мадонну, офицер был настолько впечатлен, что сказал ей: «Не оставляйте эту работу. Пока вы не закончите, вас не отправят на восток».

 Художница пережила войну и уже в послевоенном интервью Шарлотта Буресова сказала так: «Ужаснее голода и невыносимых условий жизни была неизвестность». Депортация в лагеря уничтожения, оставалась самым страшным, и никто не знал, когда наступит их черед.
За три дня до освобождения лагеря Буресова и еще несколько узников совершили побег и в автомобиле шведского посла вернулись в Прагу.
Шарлотта Буресова жила в Праге до самой смерти в 1983 г. Ее сын, врач, живет там по сей день.

ФРИЦ ЛЕДЕРЕР (1878-1949). Известно, что он учился в академии в Веймаре. Был художником – пейзажистом, гравером, резчиком по дереву, много работал как иллюстратор.
В 30-е годы возвращается в Чехию, в Прагу, становится известным художником.

 С приходом немцев в 1939 году, он в 1942-43 годах работал в центральном еврейском музее.

Лишь в августе 1944 года он был депортирован в Терезиенштадт. В гетто он работал над художественным оформлением театральных представлений, проектировал декорации,

... делал зарисовки окружающего его мира гетто.

 Часть его эскизов и рисунков сохранилась. Ледереру удалось пережить войну, его в числе других освободила Красная Армия.

 Он продолжал находиться в Терезиенштадте и в мае, и в июне 1945 года из-за карантина страшнейшего тифа. Он рисовал и в это время.
Наконец, он вернулся в свой родной городок Kynsperk nad Ohri в Карловарском крае, где художник умер 19 мая 1949 года.



ОТТО УНГАР родился 27 ноября 1901 года в чешском Брно. С 1921 по 1926 годы учился в Пражской академии художеств, а с 1927 года был профессором рисования и геометрии в Пражской еврейской гимназии. Он работал и как художник, писал цветные гуаши, акварели, пастели (в основном пейзажи и портреты).

 28 января 1942 года он был вместе с женой Фридой и дочерью Шушаной депортирован в Терезиенштадт. В лагере Отто тоже работал в чертежном зале технического бюро, где участвовал в нелегальном творчестве.
17 июля 1944 года Унгер вместе с другими художниками и своей семьёй был заключен в тюрьму в Малую крепость за злобные измышления, отразившиеся в его нелегальном творчестве. Здесь нацисты изувечили Отто правую руку, чтобы он не смог никогда больше рисовать.

Через несколько месяцев он был депортирован в Освенцим, оттуда позднее прошел «маршем смерти» в Бухенвальд. Дождался освобождения, но уже 25 июня 1945 года он умирает от истощения и увечий в больнице в Веймаре. Жена и дочь Унгара пережили Освенцим.


Цикл о Терезиенштадте, хочу закончить тем, что, к счастью, о Терезине все-таки заговорили! От этой истории могло не остаться ни малейшего следа, и наше представление о мире, где мы живем, навсегда осталось бы неполным, искаженным. И чем больше забытого выходит на поверхность, тем свободнее мы становимся.
Пусть это возрождение забытого станет нашим маленьким вкладом в расширение наших общих представлений о страшной, но в то же время и величественной истории лагеря-гетто Терезиенштадт.


Рецензии