Балет Джона Ноймайера Дама с камелиями

«По моему мнению, можно создавать типы только после долгого изучения людей, так же, как можно говорить на каком-нибудь языке, лишь изучив его серьезно. Я еще не в том возрасте, когда выдумывают из головы, и поэтому ограничусь пересказом. Я прошу читателя верить в истинность событий, все действующие лица которых, за исключением героини, еще живы», — так начинается роман А. Дюма-сына «Дама с камелиями», история, вдохновляющая поколения артистов, возрождающаяся снова и снова на сцене или на экране, словно феникс из пепла. Одна из последних постановок и вовсе не требует слов, вместо них – движения, жесты, взгляды. 

Джон Ноймайер впервые поставил балет «Дама с камелиями» в 1978 году в Штутгарте, с тех пор он много раз воссоздавал и обновлял его с лучшими балетными труппами мира. И каждый раз в СМИ появлялись новые и новые восторженные рецензии. «Мне важно, чтобы мои спектакли соответствовали времени, — говорит хореограф. — Никакой архаики. Поэтому я стараюсь убедить артистов и зрителей, что это сюжет современный. Для меня эта история искупление любви, могла быть сегодня». Безусловно, секрет успеха балет кроется именно в современности сюжета, оригинальности творческого подхода. Но что еще восхищает зрителей и строгих критиков?

Актуальный сегодня минимализм, который присутствует в декорациях и костюмах, но при этом невероятное внимание постановщика и сценографа Юргена Розе к каждой детали, ко всему, что появляется на сцене. Так, для постановки была приобретена подлинная мебель XIX века, сшито 326 костюмов, изготовлено множество украшений по индивидуальным эскизам.
 
 В одной из сцен спектакля главный герой Арман держит в руках дневник, принадлежащий покойной Маргарите. Можно заметить, что на страницах, которые рассматривает герой, действительно что-то написано аккуратным, ровным почерком.Также украшения и элементы костюма широко используются в действии балета и в танце. После первой встречи с Арманом Маргарита дарит ему красную розу, которая была приколота к ее платью. Это отсылает нас к средневековой куртуазной традиции, согласно которой дама дарит рыцарю подарок, если она принимает его любовь. Или к популярному в XVIII-XIX веке во Франции языку цветов, в котором красная роза символизирует настоящую любовь.

А во время последней встречи с Маргаритой на показе балета «Манон Леско» Арман специально накидывает забытую героиней вуаль на плечи Олимпии, своей спутницы, чтобы задеть Маргариту и продемонстрировать ей близость с другой девушкой. Постановщик использует элементы костюмов, аксессуары и предметы, чтобы разнообразить язык балета и погрузить артистов и зрителей в атмосферу происходящего.

В балете «Дама с камелиями» невероятным образом переплетаются танец, пантомима и очень эмоциональная актерская игра. Наиболее ярко это отразилось в сцене встречи Маргариты и отца Дюваля. В самом начале героиня протягивает ему руку, которую было принято целовать в знак приветствия, но герой, который довольно холодно относится к Маргарите, отказывается это делать. Дюваль хмурится, и мы понимаем, что ему неприятно находиться рядом с девушкой. Следующий за этим танец-диалог Маргариты и Дюваля строится как раз на этом жесте протянутой руки. Сможет ли он понять ее, поверить в искренность ее чувств? Такой подход позволяет найти общий язык с любым зрителем, ведь это один из жестов, который мы постоянно используем в повседневной жизни, даже не задумываясь. И чаще всего это выглядит гораздо выразительнее любых слов.
Еще одним средством выразительности в спектакле становится балет в балете, идея, подсказанная постановщику самим романом. Таким образом действие спектакля является воспоминанием героев о Маргарите, в то же время Маргарита нередко размышляет и даже видит во сне героев балета «Манон Леско» - спектакля, во время которого она познакомилась с Арманом и встретилась с ним в последний раз. Это создает красивую кольцевую композицию, позволяет лучше выразить чувства и переживания главной героини, но при этом не перегружает балет.

Пожалуй, самой интересной деталью спектакля является музыка. Ноймайер намеренно отказывается от использования музыки Верди из оперы «Травиата», поставленной по тому же роману Дюма-сына, в пользу музыки Шопена. Решение довольно необычное и даже рискованное, потому что сами музыканты нередко говорят: «Под Шопена не танцуют». Ведь в его музыке всегда очень четко выделена мелодия, яркая и выразительная. Поэтому у Ноймайера, который использует больше всего не чисто фортепианные произведения, а написанные для солиста с оркестром, получается своеобразный дуэт рояля и артистов, музыки и танца. Иногда ярче выглядит танцующая пара, иногда на первый план вырывается музыка. Ноймайер делает ее полноправным героем балета. Ведь он использует внутрисценическую музыку. В самом начале спектакля на аукционе, где распродают вещи Маргариты, пианист подходит к роялю и начинает играть. Мелодия пробуждает в героях воспоминания и становится неотъемлемой частью завязки сюжета.

Поставить балет на музыку Шопена — очень рискованный эксперимент, который под силу либо перфекционисту, либо гению, вроде Чайковского, написавшего оперу по пушкинскому «Евгению Онегину». Ноймайера смело можно назвать и тем и другим.


Рецензии