Ода майскому лесу

Когда ждёшь солнечных дней, чтобы приехать на Чусовую в мае.
Когда вокруг так ярко, так зелено, чисто, волшебно.
Когда воздух, пропитанный молодой пихтой, такой вкусный.
Когда берёзовый сок такой сладкий...
Как это назвать?
Сладкая жизнь.

Наконец-то земля прогрелась и в лесу появились первоцветы.
Мы ездили на Чусовую и увидели, как цветут ветреничка и хохлатка, медуница и селезёночник, мать-и-мачеха и фиалка. Волчьего лыка, к сожалению, на глаза не попалось.
Весь лес устлан ковром из цветов! Это надо видеть!

Здравствуй, Царь-лес!
Лес - это Дом. Вот даже эта старая берёза. В ней в прошлом году мы обнаружили рой диких пчёл. Они так проели сердцевину дерева, что оно обвалилось. Дряхлый трутовик - тоже в чей-то дом превратился. Будьте в Лесу как дома и не забывайте...

Там и тут видны большие кротовины. Прилетел большой чёрный дятел. Сколько разных птиц слетелось на гнездовья! В лесу стоит птичий гомон.

Царь-лес просыпается, по логам бегут ручьи. Бобры проявляют невероятную активность - строят плотины, валят повсюду осины и берёзы. Из берёз сочится берёзовый сок. Очень вкусный!

Голая весна, синее небо и голые берёзы.
Только что стаял снег. Лес ещё пуст, не наполнился травой и подростом, листвой и чириканьем. Но он стоит в ожидании.

Приоткрой еловую завесу - и добро пожаловать в Лес!
В лесу торжественно и празднично. У дороги нас встречает красавица Ель.
На Большой Сибирке лесные дорожки идут к Чусовой - которые к бойцу Курочке, а которые - через хребтину бойца Заплотного к камушку Софрону.

Мы бросаем лесную дорогу  и бредём по "прискалью", по границе долины Большой Сибирки. Нас ждёт путешествие по майскому лесу до самого устья горной речки. Долина притока Чусовой угадывается где-то внизу, за ней синеет лес, растущий на Гребешках.

Мох помолодел, позеленел, а землю в осенней листве уже украшают цветы ветренички.
Ветреничка - цветок, влюблённый в ветер.
Трудно было ходить по Лесу - оттого, что на каждом шагу можно было ненароком наступить на это нежное растение.

В лесу божественно и тихо.
Трава под снегом была полёгшая и нынче не лес, а лесопарк! Но это обманчивое впечатление. Скоро-скоро мы вломимся в лога и бурелом. Как же я соскучился по приличному бурелому!

Лес-то разный бывает.  Отойдя от Шалинского тракта, мы очутились в березняке. Белые берёзы особенно подчёркивают небесную синь. Берёзы часто дружат с елями. Те и другие - "водохлёбы".

Самый вкусный запах в майском лесу - это запах молодых побегов пихты.
Изумрудные ели торжественно возвышаются в небе среди белоствольных берёз.
Как природа нашла сочетание этих красок?
Елово-берёзовый разреженный лес -  не только красивый, но и "гуляльный". Скоро кроны берёз зазеленеют, а пока лес прозрачный, светлый.

Березняк сменяется осинником. Через осинник к Большой Сибирке один за другим идут лога.
Среди корабельных осин по логам текут ручьи. Горная порода в этом месте карстуется, поэтому ручьи иногда пропадают. Журчал, журчал себе ручей - и вдруг исчез в понор, в земляную воронку. Дальше под землёй к Большой Сибирке бежит.

Вот так, с одного лога в другой, и мы пробирались к устью Сибирки. Идёшь по ложкам - словно по волнам. Лес на Чусовой "весёлый" - то вниз спотыкаешься, то вверх карабкаешься.

Гулять по старинному осиннику необычно, мне понравилось.
Стволы могучих осин украшены мхом. Но север я бы по ним не определял. Для этого лучше дождитесь осени - перелётные птицы полетят на юг. Когда осины облачаются в листву, в таком осиннике стоит темень до самой зимы. Потому осинник гол, травы и подроста почти нет.

Зайцам за молодой травкой пришлось гонять к Чусовой, почти до нашей стоянки. Они носятся облинявшими. Глядишь - только хвост да уши остались белыми.

Где-то лес не хочет Человека дальше пускать,  ветвями путь застит. Приходится превращаться в Медведя и прокладывать себе путь по-хозяйски. Пока не поднялась двухметровая трава, пока на крыло не встала мошка с комарьём - одна красота по лесу гулять! В солнечный день был особенно красив мох.

За что я люблю Царь-Лес? Да за то, что в нем есть царь-сосны, царь-лиственницы. А недавно царь-берёзу повстречал! Не одну сотню лет стоит. У древних манси она была бы в почёте.
А другая царь-берёза упала. На такой удобно посидеть, послушать лесную тишину.

В царь-лесу старые стволы инда бывают охряные, прямо краснёхоньки. Интересно.
Попался трутовик на берёзе - словно спелая тыква. А вот трутовик - словно дыня. Пожилые деревья болеют, как и люди. Так и стоят великаны в трутовиках, словно ростральные колонны.

С большими деревьями я отдельно здороваюсь. Прикоснёшься к шершавой коре могучей берёзы и думаешь - "А ведь ещё меня перестоит!"
Бывает, что дерева уже нет - а оно новому жизнь даёт. Ёлочка прямо на пеньке растёт, солнышку радуется. Лес такой разный, в нём живут взрослые и дети.

На подходе к реке началась чишма и "кустища". Мы вступили на заболоченные луга, украшенные елями по краям. Пока шли, солнышко поднялось и синее небо заголубело. Появились раскидистые сосны, значит, Чусовая рядом.
У красавицы Чусовой перед камнем Сибирским высокий левый берег, поросший сосновым лесом.
Бродить по лесу и слушать пение птиц - что может быть лучше?


Рецензии