Маленькая Большая Сибирка

(Честный пролаз)

Майское утро на Большой Сибирке. Мы только что добрались до неё по Шалинскому тракту и первым делом спустились поздороваться с речкой. Сибирка встретила нас охапкой фиалок. Вода бурлила и пенилась на камнях, горная речка бодро бежала к Чусовой. Начало маршрута - знакомая беседка у моста. Лесная дорога от беседки кружится по берегам Сибирки перед тем, как уйти в лес. Утро обещало быть добрым и полным приключений.

Большая Сибирка – речка, берущая начало на северных склонах Лысой Горы, расположенной западнее станции Кузино. По данным сайта Река Чусовая, в истоках речки Сибирки был железный рудник, а в трех километрах от устья - золотой прииск. Сейчас русло реки дикое, заросшее. Дно каменисто-галечное, местами глинистое. В ней может попасться гольян, пескарь, уклейка, елец, плотва и европейский хариус. Речка-то на самом деле небольшая, её длина шестнадцать километров.

Незадолго до устья в неё впадает Малая Сибирка – совсем малышка. До устья Сибирки на Чусовой легко добраться по Шалинскому тракту. Тракт пересекает речку после Нижнего Села, перед Староуткинском. Рядом с мостом через Большую Сибирку на левом берегу Чусовой находятся скалы Гребешки.

Первая трава, ярко-зелёные сосенки, будто стражи на дороге, да ели, темнеющие  вдалеке, - вот всё, что выбивается из бледно-жёлтой гаммы пейзажа.
А где же первоцветы? Всё голо и глиняно-соломенно...
Может быть там, у царь-Ели на берегу?
О! Трава вокруг Ели была усыпана звёздочками ветреницы. По Млечному Пути из белых цветов дорожка спустилась к берегу Большой Сибирки.

Затем дорога поднялась в гору, на склоне которой я нашёл остатки окопов времён гражданской войны и пулемётное гнездо. Поначалу подумал, что это естественный грот - порода здесь активно карстуется. Но увидел, что стенки и перекрытия "дзота" выложены вручную камнем, а горизонтальный ход полузасыпан землёй и тянется в сторону окопов.

Мы вернулись к реке. Нашей задачей было пролезть по левому берегу Сибирки до самого устья, и мы честно пролезли этот путь. Было интересно посмотреть на такую речку, по которой никто не сплавится. Пока Сибирка не заросла травой, пока она полноводна - есть на что поглядеть.
На карте речка прорисована почти прямой линией. Не верьте!
Сибирка кружит змейкой и выписывает такие вензеля - любо-дорого смотреть.

С погодой нам повезло, солнце отогревало заиндевевшую землю. Река бежала среди соломенных берегов и что-то говорила нам. Наверное, она гордилась украшениями из ветренички, радовалась цветущей вербе. Да, если внимательно посмотреть под ноги, то увидишь прекрасное чудо, ковёр из цветов ветренички и хохлатки, фиалки и медуницы.

Вода у Большой Сибирки в эту весну не казалась какой-то коричневой, она была светлой, напоенной солнцем. Солнцем, которого все так ждали. Засохшие икебаны на берегу напоминали нам о прошлом лете.

Дальше был полный непролаз. Только здесь я понял значение слов "чишма" и в "Чаще Всего". Мы перевалили через горушку и снова стали искать Сибирку. Наша красавица скромно поблёскивала водой среди леса, напоенного солнцем. Горная река образовывала протоки и острова, неслась среди пней, бурелома и коряг. Местами Сибирка была наглухо завалена ветровалом. Огромная сосна свалилась в кисельную реку - получился мостик!

Повсюду пыхтели бобры, валили в реку большие осины и берёзы. И всё же речка показалась мне красивой. Какая-то особенная красота была в стройных елях и пихтах на берегу дерзкой и неприступной реки, вьющейся лентой под синим небом. На Большой Сибирке мне вспомнились сказки про реки с молочными берегами.
Порой буреполом принимал ужасающие размеры, но мы уже привыкли к новому квесту и освоились. Старые деревья в заповедной птичьей чаще вздымали ветви, будто лапы чудовищ. Нет, ночью мы сюда не придём.

Еловые лапы добавляли красок в дикий антураж. Ветреничка доверчиво расправила свои  соцветия, ловила лучи Звезды по имени Солнце. Коряги, покрытые мхом, шеперились лапами во все стороны. Селезёночник, золотоцветник, отсвечивал среди жухлых листьев маленькими "солнышками". Мы шли по долине Сибирки, глядя на зубчатую стену леса на её правом берегу, за которой находятся скалы Гребешки. Близко локоть, а не укусишь.

Наконец, мы вышли к устью Сибирки. Лес звенел от птичьего гомона. Вся земля была согрета теплом и переливалась красками майских цветов. Солнце ликовало в водах горной речки.
Я  пошёл проведать знакомый мостик через Сибирку. Мостик, как и ожидалось, был затоплен и скрылся под водой. Маленькая Большая Сибирка торжественно вышла на финишную прямую, чтобы подарить свои вешние воды красавице Чусовой.

*** ЛЕТЯТ УТКИ ***
Обожаю ловить уток на Чусовой. Нет, не птиц, а то, что сейчас называется модным словом "фейк".
Берёшь путеводитель-лоцию "Река Чусовая" (масштаб 1: 33000) с предисловием от Е.Тамплона и находишь "утки" о Каменке. И что основана она будто бы в 1574 году, и что там-де казённая пристань была…

Спутали маленько с деревней Баронской на Утке Межевой – именно там первый строгановский острожек Утка-городок в 1574-1579 годах появился. Потому и убрали с конторского дома в Каменке табличку о том, будто бы Мамин-Сибиряк с пристани в Каменке сплавлялся. Пильную мельницу на Каменке построили к 1729 году. До этого на речке Каменке стояла деревня Фомина, которая появилась в 1662- 1680 годах, не ранее.

Отличился и путеводитель "Самоцветное кольцо Урала" от издательства "Азимут". В нём первое русское поселение Утку-Городок приписали не деревне Баронской, а… Усть-Утке! И ничего, что Усть-Утка в километре от Баронской стоит, да на правом берегу Чусовой. Явно по другую сторону от Утки Межевой, границы между владениями Строгановых и Демидовых. Пристань-судоверфь Усть-Утка была построена для Нижнетагильского горного округа лишь в 1771 году.

*** УТКИ НА БОЛЬШОЙ СИБИРКЕ ***

В 2017 году выпущена новая карта-лоция Природного Парка "Река Чусовая" (масштаб 1: 42000. И в ней "уток" прибавилось! На карте знакомая легенда, якобы именно по реке Большой Сибирке проходила граница между Русским государством и Сибирским ханством.
Жаль, летом в кустах эту "границу" можно и не заметить. А зимой и вовсе мимо пролетишь. Да и странно, что граница с Сибирью не по правому "сибирскому берегу", а по притоку на левом берегу. Это с чем тогда граница?

По грамоте Ивана Грозного Чусовая была отдана Строгановым вся, до верховьев. Самой восточной заставой у них был тот самый острожек Утка-Городок в устье Утки Межевой. Застава (ныне деревня Баронская) располагалась ниже в ста двадцати верстах от устья Сибирки!
Если считать границей с Сибирью деление по меже Верхотурского уезда, то есть по реке Утке Межевой, тогда устье Сибирки оказывается далеко "за Русью", но никак не на границе.

Тогда в чём дело? Дело оказалось в торговых путях "за Камень".
После открытия сухопутной Бабиновской дороги в Верхотурье была поставлена таможня. Ввоз товаров из Сибири разрешался только через эту таможню. Государевы подати воеводы взимали часто на своё усмотрение. И нельзя было провозить товары "заповедныя", запрещённые к продаже. Тут и открывается другая сторона названия речки Сибирки и бойца Сибирского.

*** ТАЙНЫЙ СОЛЯНОЙ ТРАКТ ***

Шёл XVII век. Строгановы решили возить соль и "пушнину от инородцев" контрабандой. Для этого они искали "левые" дороги через Уральский хребет. В этом они были не одиноки. Контрабандой занимался в Уткинской слободе и будущий "строитель" Аятской слободы Фролка Арапов, нелегально перегоняя скот мимо таможни. По свидетельству Г.Ф. Миллера, тогда "была налажена окольная дорога из Сибири по слободам через Утку и Кунгур на Каму" – соляной тракт.
 
С середины XVII века на путях в Сибирь укрепляются заставы и таможни. Государевым Указом 1683 года "воровским" дорогам объявляется война. Касательно "соляного тракта" было особое наставление: "…и тое дорогу велеть засечь накрепко, чтоб отнюдь конным людям проезду, а пешим проходу не было". Засечь дорогу – значит завалить её в лесу срубленными деревьями, сделать "засеки". Да кто ж такую "жилу" засечь-то даст?

В 1692 году Петр I отправляет Избранта Идеса и Адама Брандта послами России в Китай. Государевым людям пришлось решить сложную задачку. И они… проехали в слободу Аятскую из Уткинской по тайному "соляному тракту"! 
В 1720 году так проехал в Сибирь и В.Н. Татищев. Позже Василий Никитич разработал проект транссибирской магистрали, посчитав тайный тракт "весьма удобным". Интересно, где могли тогда идти "воровские" дороги?

Ещё в 1659 году в Слободе Утке возводится острог, и таможня там работала вплоть до открытия Московского тракта. Прямо через острог с тайным товаром не поедешь, значит, где-то рядом нужно окольные пути искать.

А. Иванов упоминает, что строгановская дорога проходила около Старой Утки. Исследователь уральских фамилий и краевед Оксана Корнева предполагает, что тот тайный тракт проходил "со средней Туры (южнее города Туринска) в верховья бассейна реки Сылвы и далее на запад. Возможно, эта дорога пересекала Чусовую именно вблизи устья Сибирки. Тогда исходным топонимом мог быть "Сибирский брод".

Вот и отгадка названия нашей речки. Речка Сибирка и камень Сибирский – это метки-топонимы, указывающие место переправы по тайному тракту на "сибирский" берег.


Рецензии