Преподобноисповедник Георгий Лавров

Преподобноисповедник архимандрит Георгий (Лавров).

Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских
В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых
21.06/04.07 – день блаженной кончины (1932 г.)
28.09/11.10 – обретение мощей (2000 г.)

Преподобноисповедник Георгий (Лавров Герасим Дмитриевич) родился 28 февраля 1868 года в деревне Касимовка Ламской волости Елецкого уезда Орловской губернии в благочестивой состоятельной торговой семье. Когда в 12 лет он с родителями приехал на Богомолье в Оптину пустынь и подошел под благословение к преподобному Амвросию, тот обнял его за голову, благословил и сказал, что ему следует оставаться. Так в 12 лет Герасим стал послушником монастыря.
До 1914 года, более тридцати лет, подвизался в Оптиной пустыни. Напутствие поступать в Оптину он получил еще в детстве у раки преподобного Сергия: мальчик молился, чтобы Преподобный даровал ему счастье в жизни, и в ответ услышал в душе слова: «Иди в Оптину».
23 июня 1899 года он был пострижен в монашество с наречением имени Георгий (в честь святого великомученика Георгия).
24 октября 1902 года рукоположен во иеродиакона.
В монастыре исполнял в основном хозяйственные послушания. Внешние труды сочетались с духовным деланием, при всецелом, нерассуждающем послушании старцам.

2 января 1914 года иеродиакон Георгий переведен в Мещовский Георгиевский монастырь, что в Калужской губернии, и Указом Святейшего Синода от 31 октября 1915 года назначен на должность настоятеля с рукоположением в сан иеромонаха.

В 1918 году монастырь был закрыт, монастырские святыни поруганы безбожниками. Настоятеля при этом лживо обвинили в хранении пулеметов и, подвергнув аресту 9 декабря, учинили показательное судилище, на котором выступали разные лжесвидетели, среди которых даже нашелся еврей по имени Иуда. Несмотря на нелепость обвинения, 4 июня отец Георгий был приговорен к расстрелу и заключен в камеру смертников, из которой каждую ночь забирали на казнь по пять-шесть человек. В камере стоял такой холод, что замерзала вода. Узники терпели голод и вшей. Однажды днем к нему подошел тюремный сторож и сказал: «Батюшка, готовьтесь, сегодня я получил на всех вас список. Ночью уведут». Это означало расстрел.
В ночь перед расстрелом, во время молитвы, ему было видение о том, что он и шесть его соузников, также приговоренных к смерти, останутся живы. В каменной стене коридора он вдруг увидел образовавшуюся брешь. Через нее – опушку леса, а над ней, в воздухе, свою покойную мать. Она кивнула головой и сказала: "Сынок, вас не расстреляют, а через десять лет мы с тобой увидимся". Видение окончилось, и отец Георгий вновь очутился возле глухой стены, но в душе была Пасха!
Так по милости Божией и случилось. Для исполнения приговора смертников посадили в вагон. На станции Тихонова Пустынь, куда прибыл этот вагон, он должен был быть перецеплен к поезду, шедшему из Москвы в Калугу. Волею Божией поезд из Москвы пришел вовремя, а поезд, шедший с вагоном заключенных, опоздал. Конвой, не имея распоряжений, прицепил вагон к поезду, шедшему на Москву, и там заключенных препроводили в Таганскую тюрьму. Пока шло выяснение обстоятельств, была объявлена амнистия. По амнистии ВЦИК от 5 ноября 1919 года расстрел был заменен пятью годами заключения.

До 1922 года отец Георгий содержался в Таганской тюрьме в Москве.
В тюрьме был санитаром, благодаря чему имел доступ к самым разным людям, в том числе и в камеры смертников. Как милосердный самарянин, обмывал он гнойные язвы заключенным, стараясь всех утешить и ободрить, исповедуя и причащая желающих.
В Таганской тюрьме отец Георгий близко сошелся душевно с Михаилом Александровичем Жижиленко, духовным сыном священника Валентина Свенцицкого, человеком родственных ему взглядов. М.А. Жижиленко, тюремный врач-терапевт, позже, в феврале 1928 года, принял тайный постриг с именем Максим и тайно же митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Димитрием (Любимовым) в Ленинграде был поставлен во епископа Серпуховского.
В тюрьме получил отец Георгий благословение на старчество от священномученика митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова). Был взят из тюрьмы «на поруки» владыкой Феодором (Поздеевским), с которым до того вместе находился там в заключении, и принят им в число насельников Свято-Даниилова монастыря.

В 1922 году иеромонах Георгий был освобожден и был назначен на должность братского духовника Даниилова монастыря. Послушанием его было также принимать исповеди прихожан.
В детстве он не раз бывал в Данилове. Рассказывал, как однажды горько плакал здесь без всякой видимой причины. Вспоминал и о том, как прыгал по ступенькам одного из даниловских храмов, не ведая, что когда-то будет старцем и братским духовником древней обители.
Архиепископ Феодор с любовью принял отца Георгия в монастырь, хотя батюшка не принадлежал к числу ученой братии, которая собиралась вокруг настоятеля. Поселив батюшку вначале в братском корпусе, владыка Феодор вскоре предоставил ему келию в нижнем этаже древнего храма в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Напротив келии находился небольшой домовый храм святых праведных Захарии и Елизаветы. В этой крошечной церкви отец Георгий, возведенный в сан архимандрита, в будние дни принимал приходящих на исповедь и на совет. В благодатной тишине храма умягчались сердца людей, и всякая душа располагалась довериться мудрому старцу. В праздники архимандрит Георгий исповедовал в Троицком соборе в левом приделе, за ракой с мощами святого благоверного князя Даниила, к тому времени уже перенесенной из храма Святых Отцов.
Москвичи любили даниловского батюшку, почитали за дар утешения и прозорливость. Среди его духовных детей были как образованные люди, видные ученые, так и простой народ; всегда окружала старца молодежь. Ко всем отец Георгий относился по-доброму, и мягкая улыбка, шутливое, веселое слово, которыми была пересыпана его речь, ласковые обращения – «золотце», «золотой мой», «деточка» – обнаруживали в нем избыток любви.
Келию архимандрита Георгия посещали и архиереи, жившие в то время в Данилове. Одного из них, будущего священномученика Фаддея (Успенского), он называл «всеблаженным архиереем».
Многие духовные дети старца испытали гонения за верность Христу, стали мучениками и исповедниками. Среди них священномученики митрополит Серафим (Чичагов), протоиерей Владимир Амбарцумов, иеромонах Павел (Троицкий) и другие.
Старец Георгий обладал необыкновенным даром любви, доброты, милосердия, помогал людям советом, делом, молитвой. Имеются многие свидетельства его чудесной молитвенной помощи нуждающимся.
Особенно добр и ласков бывал отец Георгий с детьми. «Все ко мне идут, несут свои скорби, а вы у меня как пташечки, легкие, все у вас хорошо, и я отдыхаю с вами», – бывало, говорил он. Он подолгу беседовал с ними, участливо и серьезно интересовался их проблемами: отношениями с домашними, школьными делами, играми, а с девочками мог обсудить и фасон будущего платья. В карманах его рясы всегда имелись конфеты, пряники, другие сладости, которыми можно было одарить малышей. И малыши любили его. Не забывали они щедрых даров тепла и любви отца Георгия до конца своих дней.
До 19 мая 1928 года он подвизался в Московском Даниловском монастыре.
Его простота, вмещавшая в себя и мудрость, и крепкую волю, а главное – удивительную мягкость, терпимость, широту воззрений и безграничную любовь, привлекала к нему многих духовных чад, особенно среди людей высокообразованных и подростков. Во время возникших разногласий из-за политики митрополита Сергия он боялся новых разделений в Церкви, и без того бедствующей.

19 мая 1928 года был арестован и обвинен при аресте в том, что "играл роль "старца" в черносотенном монастыре, вел антисоветскую пропаганду среди обслуживаемого контингента".
15 июня 1928 года приговорен к трем годам ссылки.

Ссылку отбывал с 1928-го по 1932 год в поселке Кара-Тюбе Уральской области в Казахстане.
В доме ссыльного батюшки не прекращалась молитва. Домовый храм устроили в главной комнате, где жил отец Георгий. Престол был изготовлен им самим из посылочных ящиков; в антиминсе находились частицы святых мощей равноапостольных Константина и Елены.
Там, в ссылке, у него открылся рак гортани. Каждый прием пищи с этого времени становился невыносимо мучительным.
Незадолго до назначенного срока освобождения архимандрит Георгий послал в Москву, митрополиту Сергию, телеграмму: «Благий архипастырь, отец. Я заболел серьезно горлом. Пищи принимать никакой нельзя, чайную ложку глотаю [с] трудом. Лежать, спать минуты не могу, задыхаюсь. Дальнейшее пребывание [в] таком положении – голодная смерть. Я вновь прошу Вашего ходатайства [на] разрешение приехать. Срок мой кончится 19 мая 1931». Ответа не последовало. Возможно, та телеграмма просто не дошла до адресата. Возможно.
Власти затягивали освобождение, долго не присылали необходимых бумаг и после истечения срока заключения. Вместо освобождения в мае 1931 года отец Георгий был вынужден остаться в степной ссылке еще на одну тяжелую зиму – вплоть до следующей весны. Спустя год он наконец был освобожден без права проживания в Москве и еще двенадцати городах с прикреплением к определенному месту в течение трех лет.

Из доступных городов отец Георгий выбрал Нижний Новгород, сказав при этом, вспоминая Минина и Пожарского: «Спасение из Нижнего».
И вскоре, 4 июля 1932 года умер в Нижнем Новгороде.
В тот день отец Георгий долго разговаривал со своим духовным сыном архимандритом Сергием (Воскресенским), впоследствии митрополитом Виленским. Отец Сергий пришел со Святыми Дарами. Старец принял Святые Дары и, с Чашей в руках, преставился ко Богу.
Он был отпет архимандритом Сергием в сослужении с многочисленным духовенством.
Был захоронен на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде, недалеко от алтаря кладбищенского старообрядческого храма.
Известны многие посмертные свидетельства того, что старец стяжал дерзновение пред Богом. Во исполнение своего обещания, он не оставлял и не оставляет ныне благодатной помощью всех, кто в молитве с верой к нему обращается.

Преподобноисповедник архимандрит Георгий (Лавров) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.
11 октября 2000 года были обретены его честные мощи. Ныне они пребывают в Покровском храме Московского Свято-Даниилова монастыря.

Литература:
1. У Бога все живы: Воспоминания о Даниловском старце архимандрите Георгии (Лаврове). М.: Даниловский благовестник, 1996.
2. Зеленская Г. Несокрушимые духом. Судьбы насельников московского Данилова монастыря// Памятники Отечества: Альманах. 1992. № 2-3.
3. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.
4.  http://www.msdm.ru
5.  http://pstbi.ru
6. http://fond.centro.ru


Рецензии