Гардемарины. На ступенях мечети

    Мужчинам всегда нравилось носить что-либо при себе: то шпагу, то дагу, то красивую трость. В шестидесятых прошлого века модно было носить транзисторы. Идёт юноша – одной рукой держит девушку, а в доугой несёт полупроводниковое радио чудо. Музыка на весь парк.  Шик!

     Во времена барсуковского курсанства народ носил фотоаппараты. Было какое-то поголовное увлечение фотографированием. Увлёкся этим делом и Лёшка Барсуков.  Он с удовольствием делал портреты однокашников, фотографируя их на фоне простыни, снимал в разных позах свою девушку. Особенно он увлекался пейзажными съёмками, материалом для которых служили великолепные ландшафты  парков Пушкина и Павловска, с их многочисленными скульптурами,павильонами, мостами.

      Однажды Барсукову попалась на глаза карикатура двадцатых годов, где помимо шаржированных Будённого, Калинина, Сталина были изображены  главные «враги народа": Рыков, Каменев, Радек, Бухарин, Троцкий, Раковский, Зиновьев.  Под карикатурой была подпись: «Большевики пишут ответ Керзону»
Фигуранты  располагались на карикатуре в соответствии с позами запорожцев на известной картине Репина.

     При виде карикатуры у Барсукова родилась идея: «А не создать ли подобную фото композицию на тему: «Курсанты пишут письмо адмиралу Захарову».

      В те времена Захаров был начальником Высших военно-морских училищ. Популярностью у курсантов он не пользовался. Все его приказы усложняли жизнь курсачей.  Именно при нём навесили на курсантов нелепые палаши, именно при нём запретили увольнение курсантов в Ленинград.

      Идея пародийной фотографии нарду понравилась.  Отыскали репродукцию репинской картины и стали подбирать среди однокурсников типажи, изображённых на полотне запорожцев.

  Фотография получилась классная. За столом заседала бесподобная шайка головорезов пиратского типа с полуголым атаманом во главе. Атаман сжимал в руке  палаш, у его ног валялась гитара. А вокруг стола, копируя позы казаков с картины,  скопились хохочущие мореманы, кто в тельнике, кто в суконке, кто в шинели в накидку. На заднем плане стояли ржущие фигуры в исподнем. В руках они держали швабры, лопаты.  Фотография пользовалась такой популярностью , что Барсукову заказывали её даже старшекурсники. Окрылённый успехом, Лёшка предложил товарищам новую идею.

      На Петроградской стороне, недалеко от Невы, напротив памятника «Стерегущему»,  возвышается живописная и монументальная, вся в голубом Соборная мечеть.  Это официально её называли Соборной. Для ленинградцев же она была Татарской мечетью, так как посещали её исключительно мусульмане-татары.  В то время ни таджиков, ни узбеков, ни азеров, ни чеченов в Питере в упор не водилось.

     Создал мечеть  архитектор Кричинский  по инициативе эмира Бухарского. Торжественное открытие мусульманского храма состоялось в 1913 году.

     Мечеть вся была хороша, но особенно красив и величествен был её главный вход. Вот на гранитных ступенях этого входа и решил Барсуков разместить группу фанатиков в белых одеждах, совершающих молитвенное стояние.

     Ранним осенним утором около 20 курсантов собрались в саду напротив мечети. Они разделись до трусов, накинули на себя простыни и двинулись к мечети, чтобы изобразить молящихся фанатиков.

     Народ шёл не опасаясь противодействия со стороны сторожей или верующих. Мечеть была недействующей.  По решению Ленсовета её в 1941 году  закрыли, а помещение храма стали использовать как склад медицинского оборудования. В подвалах мечети хранились фрукты. После закрытия мечети верующие татары стали при любой погоде собираться на пятничный намаз на мусульманской части Волкова кладбища. Приходили до пятисот человек, а праздники – до 5 000.   

    Власть эти сборища дико раздражали. Но придраться было не к чему: люди посещали могилы своих умерших родственников

     Фотосессия затянулась. Долго выбирали позицию,  медленно размещали действующих лиц, пробовали различные композиции. Наконец окончательно определились.  Наверху каменного крыльца святой в набедренной повязке со всклокоченной бородой воздевал руки к небу. Справа и слева от него, вниз по ступеням. размещались коленопреклонённые фанатики в белых одеждах

   Народ из проезжающих мимо трамваев припадал ка окнам, с изумлениям пялясь на редкое зрелище. Очевидно кто-то из зрителей звякнул в милицию.

      Когда Барсуков уже заканчивал  щёлкать, к крыльцу мечети подкатила милицейская машина.  Прозвучало обычное: «Пройдёмте!»  На что курсанты бросились врассыпную. Милиционеры даже и не пытались гнаться за шустрыми «богомольцами» лишь их оператор лихорадочно фотографировал убегавших.

     Безусловно, милицейские отчет о разгоне незаконного сборища мусульман, совершивших  молитвенные действия, с приложенными фотографиями отправили в вышестоящие органы. 
   
    Через два месяца после этого события, а именно 12 декабря 1956 года  Совет Министров СССР, реагируя на многочисленные  обращения верующих, принял постановление  о передачи здания мечети мусульманской общине. Курсанты были довольны. Они уверенно полагали, что именно их маскарадное фотографирование послужило толчком к принятию  правительством этого постановления.  Мол, власти испугались публичного выступления мусульман и решили не напрягать обстановку.

    Фотография же получилась просто великолепная и абсолютно оригинальная. Такой нет и никогда не будет ни у кого, кроме однокашников Барсукова.
      


Рецензии