Смертельный вызов Охота на слова

В 1960 году в мои руки попала книга стихотворений Ивана Бунина из серии «Библиотека поэта». Я уже тогда сам писал стихи, и сборник был для меня в качестве образца. Писал я тогда много, даже бумаги не всегда хватало, но нашёл выход: в школьном дворе среди макулатуры обнаружил грифельную тетрадь, с десяток чёрных страниц. Вот их я и заполнял своими стихами. Через несколько дней прочитаешь – не нравится, можно стереть влажной тряпочкой.

Позднее древний термин ПАЛИМПСЕСТ  - соскабливание надписи в рукописи на пергаменте – напомнил мне, как с помощью пальца и тряпки, намоченной в уксусе, можно избавиться от любой старой надписи, чтобы сделать новую. Так было уничтожено реальное прошлое России и заменено подделками, которые до сих пор изучают в школах.

В сборнике Бунина  меня поразила большая поэма Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Мною было написано немало подражательных строк, а стихи о всеобщем разоружении в переводе  Ивана Бунина я предлагал для городского смотра художественной самодеятельности, но прошло другое.
 
На горах Большой Равнины,
На вершине Красных Камней,
Там стоял Владыка Жизни,
Гитчи Манито могучий,
И с вершины Красных Камней
Созывал к себе народы,
Созывал людей отвсюду.

Вдоль потоков, по равнинам,
Шли вожди от всех народов…
Шли к горам Большой Равнины,
Пред лицо Владыки Жизни.

И в доспехах, в ярких красках, -
Словно осенью деревья,
Словно небо на рассвете, -
Собрались они в долине,
Дико глядя друг на друга.
В их очах - СМЕРТЕЛЬНЫЙ ВЫЗОВ,
В их сердцах - вражда глухая,
Вековая жажда мщенья -
Роковой завет от предков.

Гитчи Манито всесильный,
Сотворивший все народы,
Поглядел на них с участьем,
С отчей жалостью, с любовью, -
Поглядел на гнев их лютый,
Как на злобу малолетних,
Как на ссору в детских играх.

Он простер к ним сень десницы,
Чтоб смягчить их нрав упорный,
Чтоб смирить их пыл безумный
Мановением десницы.
И величественный голос,
Голос, шуму вод подобный,
Шуму дальних водопадов,
Прозвучал ко всем народам,
Говоря: "О дети, дети!
Слову мудрости внемлите,
Слову кроткого совета
От того, кто всех вас создал!

Дал я земли для охоты,
Дал для рыбной ловли воды,
Дал медведя и бизона,
Дал оленя и косулю,
Дал бобра вам и казарку;
Я наполнил реки рыбой,
А болота - дикой птицей:
Что ж ходить вас заставляет
На охоту друг за другом?

Я устал от ваших распрей,
Я устал от ваших споров,
От борьбы кровопролитной,
От молитв о кровной мести.
Ваша сила - лишь в согласье,
А бессилие - в разладе.
Примиритеся, о дети!
Будьте братьями друг другу!

И придет Пророк на землю
И укажет путь к спасенью;
Он наставником вам будет,
Будет жить, трудиться с вами.
Всем его советам мудрым
Вы должны внимать покорно -
И умножатся все роды,
И настанут годы счастья.
Если ж будете вы глухи, -
Вы погибнете в раздорах!

Погрузитесь в эту реку,
Смойте краски боевые,
Смойте с пальцев пятна крови;
Закопайте в землю луки,
Трубки сделайте из камня,
Тростников для них нарвите,
Ярко перьями украсьте,
Закурите Трубку Мира
И живите впредь как братья!"

Так сказал Владыка Жизни.
И все воины на землю
Тотчас кинули доспехи,
Сняли все свои одежды,
Смело бросилися в реку,
Смыли краски боевые.
Светлой, чистою волною
Выше их вода лилася -
От следов Владыки Жизни.
Мутной, красною волною
Ниже их вода лилася,
Словно смешанная с кровью.

Смывши краски боевые,
Вышли воины на берег,
В землю палицы зарыли,
Погребли в земле доспехи.
Гитчи Манито могучий,
Дух Великий и Создатель,
Встретил воинов улыбкой.

Со сцены я читал не стихи, а отрывок из повести Гоголя «Тарас Бульба». Мне думается, что сегодня он более актуален, чем тогда, в годы моего детства.

«Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь - и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а... - сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!»

Я читал слегка сокращённый текст, но «также божий человек» и «всем, чем дал бог» мы с учителем литературы оставили. Замечаний от жюри на эти моменты не было. Тогда я чувствовал прямую связь между стихами Генри Лонгфелло в переводе Ивана Бунина и текстом из Гоголя. И эта связь указывала на смертельный вызов: в одном случае восторжествовало ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ и была прекращена охота друг на друга, в другом случае Тарас Бульба, его старший сын, его воины выступили за свободу своего народа, пожертвовали собой, но не сдались.

В том  1960 году казалось, что мир во всём мире торжествует.  Я помню свои ощущения от того времени. Даже американский самолёт U-2, сбитый  1 мая 1960 года под Свердловском, не испортил впечатлений, что мы живём в изменяющемся к лучшему мире, в обществе, которое становится добрее и справедливее.

Недавно в интервью российскому телевидению лидер Ганы Нане Акуфо-Аддо заявил, что при поддержке Советского Союза и стран народной демократии 15 стран Африки получили независимость. Я не поверил, стал проверять. И нашёл в сети список таких стран: 1.Мавритания. 2.Сенегал. 3.Буркина Фасо. 4.Бенин. 5.Того. 6.Нигерия. 7.Чад. 8.Камерун. 9.Центрально-Африканская Республика. 10.Габон. 11.Конго. 12.Демократическая Республика Конго. 13.Мадагаскар. 14.Сомали. 15.Нигер. Да,  15 стран получили независимость в 1960 году. А Гана получила независимость  чуть раньше – в марте 1957 года, имя политика, который привёл к победе народы Ганы, я до сих пор назову без ошибок – Кваме Нкрума.

Правда, не все независимые страны сумели сохранить этот статус. Уже в сентябре 1960 года в Демократической Республике Конго совершён был военный переворот, премьер Патрис Лумумба был арестован и в январе 1961 года убит, хотя его освобождения требовали люди доброй воли во всём мире.

1961 год для советских людей давал надежды на мирное развитие.   12 апреля 1961 года советский летчик Юрий Гагарин совершил первый в мире полет в космос. Это был прорыв во времени и пространстве. Уже через месяц после полёта Гагарин отправился с «Миссией мира».  Был в  Чехословакии, Финляндии, Великобритании, Болгарии, Египте, Франции и многих других, посетил 30 стран. Везде его встречали как настоящего героя человечества. А в Англии его фотографировали с королевой Елизаветой II, что противоречило этикету, но королева, якобы, объяснила, что он не обычный, земной человек, а небесный и потому нарушения этикета нет.
И только в США не заметили столь яркого международного события. Недавно в сети встретил сообщение, что  в Майами вышла монументальная книга об отце американской космической программы немце Вернере фон Брауне. В ней до мельчайших подробностей описана история освоения космоса. Но Гагарин упомянут здесь лишь раз. Да как! «...Очень негативное событие произошло вскоре: 12 апреля 1961 г. советский космонавт майор Юрий Алексеевич Гагарин облетел Землю в капсуле «Восток», ...в то время как США остались позади». И все. Больше у авторов не нашлось слов.
 Говорят, что нынешние школьники в США о Юрии Гагарине не знают ничего, считают, что освоение Вселенной началось с полета американцев на Луну.  Они верят не в реально случившееся, а в подделки Голливуда или других «творцов истории» типа «Белых касок»,  или «Сирийской гражданской обороны».

Почему я вдруг коснулся этой темы – СМЕРТЕЛЬНОГО ВЫЗОВА? Да потому, что Россия получила такой вызов в очередной раз. После развала СССР, стран СЭВ и Варшавского договора, когда власти нашей страны в надежде на добрососедские отношения с Западом сдали все свои интересы в расчёте на ответные меры, получили возросшую агрессию. Оторванные от русского мира куски быстро начали втягивать в военный блок НАТО, переучивать по НАТОвским стандартам. Хуже того – принесли в центр Европы якобы гуманитарные бомбардировки: 78 дней бомбили Югославию, а потом расчленили её на сувенирные микро государства, но при этом начали запугивать мир российской агрессией, а главное – запрещать людям говорить на родном русском языке, изучать по месту жительства родной русский язык и переписывать совсем недавнюю историю на свой лад.
Братцы, а вы не заигрались в конец? Вы отдаёте себе отчёт?

Поражает уровень работы первых руководителей некоторых стран. Они в школе-то хоть учились? Они же не слышат, что им говорят. В Москву приезжает министр иностранных дел Германии, после серии переговоров на пресс-конференции  обвиняет власти России в нежелании активно заниматься делом об отравлении Скрипалей. Но об этом деле власти России знают только через публичные выступления руководителей Великобритании. Никакие официальные каналы не действуют. Не вина России, а беда, что на её вопросы никто не хочет отвечать уже не первый месяц. Никто за это время не видел Скрипалей, не слышал их голоса. Они хоть живы? Как заставить британские власти действовать в соответствии с международными нормами? Авианосец поставить в Темзу?

 Как заставить министра иностранных дел  слушать и слышать то, что ему говорят? Канцлер Германии приезжает на встречу в Сочи и повторяет те же самые претензии, она что с министром своим не общалась,  а при встрече с Путиным не слышала, что он говорил? В отличие от других она русский язык знает, училась в ГДР и в русском вузе Донецка.

Кстати, вот эти качества политиков
- слушать и не слышать,
- говорить одно, а делать другое,
- глядеть и не видеть,
- обещать и не делать,
- врать и не морщиться,
- не реагировать на критику,
- ссылаться на Гарри Поттера,
- притворяться дураком –
вовсе не врождённые, а приобретённые, достигаются  они путём соответствующего воспитания.

Яркий пример того, как с помощью воспитания достигаются необходимые результаты, мы видим у Александра Пушкина в неоконченной поэме «Тазит» (1829 – 1830). Пушкин  верит, что  цивилизация способна освободить человека от природной жестокости и от кровавых традиций некоторых родов.

Старик Гасуба  живёт на берегу  Терека вблизи развалин Татартуба, первой крепости, построенной русскими  казаками при присоединении Северного Кавказа. К нему в саклю собираются адыги (у Пушкина – адехи), где он прощается со своим старшим сыном, которого убил завистник. Пушкин подробно рассказывает, как идёт прощание с убитым, как его отвозят на кладбище. И когда все возвращаются в кишлак,
Из-за горы явились вдруг
Старик седой и  отрок стройный.
Дают дорогу пришлецу —
И скорбному старик отцу
Так молвил, важный и спокойный:
«Прошло тому тринадцать лет,
Как ты, в аул чужой пришед,
Вручил мне слабого младенца,
Чтоб воспитаньем из него
Я сделал храброго чеченца.
Сегодня сына одного
Ты преждевременно хоронишь.
Гасуб, покорен будь судьбе.
Другого я привел тебе.
Вот он. Ты голову преклонишь
К его могучему плечу.
Твою потерю им заменишь —
Труды мои ты сам оценишь,
Хвалиться ими не хочу».
В пушкинские времена в Кабарде началось расслоение горцев на мирных и немирных, на тех, кто принимал русскую культуру, традиции европейской цивилизации,  и на тех, кто  не принимал. В Кабарде было принято отдавать младшего сына на воспитание в Чечню, чтобы из него сделали непримиримого бойца. Именно такие требовались для противоборства с Россией.

Тазит
Всё дикость прежнюю хранит.
Среди родимого аула
Он как чужой; он целый день
В горах один; молчит и бродит.
Так в сакле кормленый олень
Всё в лес глядит; всё в глушь уходит.
Он любит — по крутым скалам
Скользить, ползти тропой кремнистой,
Внимая буре голосистой
И в бездне воющим волнам.
Он иногда до поздней ночи
Сидит, печален, над горой,
Недвижно в даль уставя очи,
Опершись на руку главой.
Какие мысли в нем проходят?
Чего желает он тогда?
Из мира дольнего куда
Младые сны его уводят?…
Как знать? Незрима глубь сердец.
В мечтаньях отрок своеволен,
Как ветер в небе…

Отцу не нравится, как ведёт себя его сын Тазит, прошедший обучение в горах. Пушкин приводит три диалога отца с сыном, итог их одинаков: отец недоволен поступками сына. Эти диалоги настолько выразительны, что я хочу их привести целиком.

Диалог первый:
Тазит из табуна выводит
Коня, любимца своего.
Два дни в ауле нет его,
На третий он домой приходит
Отец
Где был ты, сын?
Сын
В ущельи скал,
Где прорван каменистый берег,
И путь открыт на Дариял.
Отец
Что делал там?
Сын
Я слушал Терек.
Отец
А не видал ли ты грузин
Иль русских?
Сын
Видел я, с товаром
Тифлисской ехал армянин.
Отец
Он был со стражей?
Сын
Нет, один.
Отец
Зачем нечаянным ударом
Не вздумал ты сразить его
И не прыгнул к нему с утеса? —
Потупил очи сын черкеса,
Не отвечая ничего.

Диалог второй:
Тазит опять коня седлает,
Два дня, две ночи пропадает,
Потом является домой.
Отец
Где был?
Сын
За белою горой.
Отец.
Кого ты встретил?
Сын
На кургане
От нас бежавшего раба.
Отец
О милосердая судьба!
Где ж он? Ужели на аркане
Ты беглеца не притащил? —

Диалог третий:
Тазит опять коня седлает.
Два дня, две ночи пропадает.
На третий, бледен, как мертвец,
Приходит он домой. Отец,
Его увидя, вопрошает:
«Где был ты?»
Сын
Около станиц
Кубани, близ лесных границ.
Отец
Кого ты видел?
Сын
Супостата.
Отец
Кого? кого?
Сын
Убийцу брата.
Отец
Убийцу сына моего!…
Приди!… где голова его?
Тазит!… Мне череп этот нужен.
Дай нагляжусь!
Сын
Убийца был
Один, изранен, безоружен…
Отец
Ты долга крови не забыл!…
Врага ты навзничь опрокинул,
Не правда ли? ты шашку вынул,
Ты в горло сталь ему воткнул
И трижды тихо повернул,
Упился ты его стенаньем,
Его змеиным издыханьем…
Где ж голова?… подай… нет сил…

Три факта.
Тазит встретил ехавшего Тифлисского армянина (купца) с товаром и не захватил его.
Тазит увидел бежавшего раба и не притащил с собой.
Тазит встретил убийцу брата (одного, раненного, безоружного) и не убил его….
Я бы сделал так же. Моё воспитание, образование, система взглядов  не допускают других отношений. По тексту поэмы чувствуется, что и Пушкин поступил бы точно так же. А как относится к этому отец Тазита?

Гасуб нахмурился в молчанье,
Но скрыл свое негодованье.
«Нет, мыслит он, не заменит
Он никогда другого брата.
Не научился мой Тазит,
Как шашкой добывают злато.
Ни стад моих, ни табунов
Не наделят его разъезды.
Он только знает без трудов
Внимать волнам, глядеть на звезды,
А не в набегах отбивать
Коней с ногайскими быками
И с боя взятыми рабами
Суда в Анапе нагружать».

Надо сказать, что Кавказ имеет уникальное положение: мимо Кавказа с севера и с юга шли торговые пути, близко проходили богатые караваны, везли одни товары в Европу, другие – на восток, в Китай и Индию.   Тверской купец Афанасий Никитин  подвергся таким нападениям во время путешествия в Индию в 1466 – 1472 годах (по официальной версии). Горы были естественным укрытием от преследования для многих желающих жить грабежами и насилием, продажей в рабство захваченных невольников. С веками там сложились группы профессиональных грабителей.
 
В новые времена, когда империи Западной Европы начали вести неприкрытую борьбу с Российской империей, эти племена профессиональных воинов стали широко использоваться и для мятежей на окраинах Российской империи, и для цветных революций. И сейчас на территории европейских стран нашли защиту те, кто взял оружие в руки для борьбы с законными органами власти, или те, кто оправдывает такую борьбу. Не было бы ни чеченских войн, ни войны в Сирии, в Ливии, в Ираке, госпереворотов в Грузии, на Украине, если бы США, Израиль, страны НАТО не поддерживали их оружием, деньгами, советниками, а ещё ложью в средствах массовой дезинформации.

И сегодня найдётся немало таких, кто подобно Гасубу осуждает Тазита.

«Поди ты прочь — ты мне не сын,
Ты не чеченец — ты старуха,
Ты трус, ты раб, ты армянин!
Будь проклят мной! поди — чтоб слуха
Никто о робком не имел,
Чтоб вечно ждал ты грозной встречи,
Чтоб мертвый брат тебе на плечи
Окровавленной кошкой сел
И к бездне гнал тебя нещадно,
Чтоб ты, как раненый олень,
Бежал, тоскуя безотрадно,
Чтоб дети русских деревень
Тебя веревкою поймали
И, как волчонка, затерзали,
Чтоб ты… Беги… беги скорей,
Не оскверняй моих очей!»
— Сказал и на земь лег — и очи
Закрыл. И так лежал до ночи.
Когда же приподнялся он,
Был тёмен синий небосклон
Луна, блистая, восходила
И скал вершины серебрила.
Тазита трижды он позвал.
Никто ему не отвечал…

Поэма писалась  Пушкиным в конце 1829 - начале 1830 года,  осталась неоконченной. Опубликована уже после смерти Пушкина в журнале "Современник", 1837, т. VII.

Создание поэмы связано с пребыванием Пушкина на Кавказских водах в 1829 году. По дороге в Арзрум Пушкин задержался на Горячих водах недолго, а на обратном пути остановился и пробыл там с 14 августа по 8 сентября. Его  интересовал быт горцев-черкесов племени адыге и их ветви абаздехов (адехи в поэме Пушкина). В основе поэмы древний в этнографии Кавказа обычай «аталычества», когда детей отдавали на воспитание до 16-летнего возраста в другую семью, а затем возвращали их родителям.

И ещё надо сказать об одном факте.
Поди ты прочь — ты мне не сын,
Ты не чеченец — ты старуха,
Ты трус, ты раб, ты армянин!
Будь проклят мной!

Эти строчки Пушкина иногда отрывают от контекста и используют в качестве оскорбления. В данном четверостишии слово «армянин» не может восприниматься как оскорбление в нормальном обществе. Это просто указание на законопослушность армян, их несклонность к насилию в результате религиозных убеждений и воспитания.
До семнадцатого века на нашей планете была Великая славянская (русская) империя с развитой системой глобального разделения труда. От этой системы до нашего времени дошло много специальной терминологии, привычек у народов, традиций, устремлений. Например, стремление к точности, к технике и механике у немцев; всё, что связано с музыкой, нередко характерно для итальянцев: искусство танца, балета – это характерно для Франции; мореплавание – прерогатива англичан, испанцев, португальцев и голландцев; финансовой системой, изделиями из золота ведали евреи, им ничего не принадлежало, но они были хорошими счетоводами; цыгане  тоже не имели своей территории, они обеспечивали связь и почту на всей планете, были одним из самых образованных народов на планете.
 
Похоже, что в системе международного разделения труда дорогами ведали армяне, они, как цыгане и евреи, тоже  не имели своей территории, были имперскими, государственными, служилыми людьми, потому их можно встретить по всей планете, нередко на строительстве дорог. Созвучие слов арматура, армировать, армия, армилла (кольцо, астрономический инструмент), арматор (вооружающий, снаряжающий, капер) с названием этноса только подчёркивает это.


Рецензии