Белая пора. Медвежий год

(9)Малой Зверь

Бурый сосредоточенно разглядывал лапу. Тишина стояла в Лесу. Пришла Белая пора.
Время было идти за Маленьким: вот-вот закончится урок у Совы. Софа учила Медведя различать цветы и ягоды, читать следы и узоры на деревьях, отыскивать жёлуди и мёд. Маленький любил Совиную Школу, разве что, просыпаясь по утрам, капризничал. Зато потом всю дорогу до берлоги рассказывал Бурому, чему новому выучился у Софы.
Бурый покряхтел и поднялся с пня. Из-под корявых корней выползал папоротник – мелкий, несвежий, запорошенный снегом. «Прошлогодний», - фыркнул Бурый.
А над пнём клубились тучи. Туч было много в этом году. Всюду – облачно, всюду – пасмурно. Настроение от этого у Бурого было разное, чужое. «Хорошо, что Маленький у Совы», - думал он. – «А то ещё заобижается на меня. Пушистый, ушастый».
Вокруг вырывались из земли низкие колючки-ёлки. Это Бурого не радовало. Впереди глядела зима, а он хотел весны – настоящей, лесной.
Весенний лес был прекрасен. Лес пах мокрыми ветками, набухшими почками, прошлогодней листвой. Бурого пьянили эти чудесные ароматы. Весной скулил и рвался наружу Малой Зверь. А к зиме Малой Зверь становился сонным, угрюмым.
«В каждом медведе сидит Малой Зверь, - говорили Бурому, когда он был ещё медвежонком, меньше Маленького. – И однажды Малой Зверь захочет на охоту».
Бурый грустил, плакал и думал, что никогда не будет охотиться. Будет глядеть на тучи, растить папоротники и питаться черникой и молодым розовым картофелем. Но время шло, и Малой Зверь показывал зубы. Настораживался, когда пахло добычей. Прислушивался к лесным шорохам. Ворчал: пора устраивать берлогу, заводить медвежат. Но Бурый старался его не слушать. Продолжал болтать с Бобром, гостить у Совы, ходить к белкам...
А теперь вот Малой Зверь поднялся опять. И завыл на жёлтые густые тучи в сером небе.
- Кто такой Малой Зверь? – спросил Медведь по пути в берлогу. Дневное солнце растопило первый робкий снег, и мокрая тропа была засыпана сморщенными сухими ягодами малины, сбитыми шумным зимним ветром. Бурый косолапил, глядя себе под лапы на коричневых малиновых гусениц. Что ответь Маленькому?
- Малой Зверь, - начал он, нахмурившись и сосредоточенно перебирая лапами, - это медведь, который живёт у нас внутри. У тебя, у меня, у Бобра, у Совы. У любого лесного жителя.
- У Совы и у Бобра тоже живёт медведь? – удивился Маленький.
- Не… Малой Зверь – не у всех медведь, - путаясь, объяснил Бурый. – Это просто зверь. У нас с тобой медведь, у Совы – сова, у Бобра – бобёр.
- А как он там внутри? Ему не темно? Не скучно? – забеспокоился Маленький.
- Нет. Он почти всегда спит. А просыпается, когда нас зовёт природа. У каждого лесного жителя Малой Зверь свой. Но имя у всех зверей одно.
- Какое? – шёпотом спросил Маленький, широко раскрыв глаза.
- Инстинкт, - твёрдо ответил Бурый. – Он друг. Но прежде него слушай разум. Лето зовёт на охоту, зима тянет в спячку, ранней весной – сплошная стужа и уныние, реветь хочется. А осенью по небу ходят тучи, а по Лесу – тоска, и забиться охота в берлогу и не высовываться. Но мы разумные звери, у нас есть дела и семьи. Мы не должны слепо следовать зову Малого Зверя. Мы должны думать.
- А для чего он тогда – Малой Зверь?
- Он знает, как выжить в Лесу. Различает ядовитые и съедобные грибы. Учит охотиться. Он велит нам заботиться друг о друге.
- А бывает так, что Малой Зверь от нас уходит?
- Нет, - покачала головой Бурый. – Никогда. Зачем ему уходить? Ему хорошо и с нами.
- А тебе хорошо со мной? Может, я твой Малой Зверь? – спросил Медведь, забегая вперёд и заглядывая Бурому в глаза.
- Конечно, мне с тобой хорошо. Но Малой Зверь – он… не такой он у меня пушистый, как ты, - сказал Бурый и провёл лапой по ласковой шерсти Маленького.
- А ты меня не бросишь? – требовательно и просительно теребя его лапу, тихо спросил он.
 - Конечно, нет, - ответил Бурый. И услышал, как довольно заскрёбся внутри Малой Зверь.
- Уф, - сказал Медведь. – А то вдруг, раз я не твой Малой Зверь, то тебе и не нужен…
- Ерунда какая, - проворчал Бурый. – Расскажи лучше, чему тебя сегодня Сова выучила.
- Софа рассказала о зимних цветах. В Одуванчиковую пору цветы есть, в Яблоневую весь лес ими усеян, и даже в Рябиновую пору самые стойкие цветут! Так разве может быть, чтобы Белой порой ни одного цветочка?
- И что Софа ответила?
- Она сказала, что зимой лесные цветы, как и мы, медведи, спят. Но есть особые, домашние цветы. Им бы света, тепла, и они расцветут прямо в берлоге… Давай такой заведём?
- Давай. Отчего не завести?
Бурый ласково провёл по пушистой шерсти Медведя и подумал, что никогда его не бросит. И всегда будет оберегать Маленького. Всегда.

(10)Колыбельная Маленькому

Белая пора – зима.
Одуванчиковая пора – весна.
Яблоневая пора – лето.
Рябиновая пора – осень.

Белая пора – зимняя пора:
Синяя метель, вьюжные ветра.
Но зато за ней – солнце и трава:
Одуванчик – раз, одуванчик – два.
Дальше зазвенит, засмеётся Лес:
Яблоневый снег летом льёт с небес.
А за ним пойдут ягодные дни:
Клёнов и рябин светятся огни.
Дождики, грибы, клюква у болот –
К вечеру опять повернётся год...
Засвистят в дубах зимние ветра –
В Лес приходит вновь Белая пора.
Баю-баю-бай, Зверь Малой уснул.
Засыпай и ты. Подождём весну.


Рецензии