Дерево желаний. Полный текст

Первоначальный вариант, переделан и дополнен.

Около входа в церковь Святого Илии Пророка (Кипр, Протарас) все деревья превращены в «дерево желаний». На деревьях повязано много разноцветных тряпочек так, что листьев не видно.

Местные жители верят в то, что если привязать к нему ленточку, то сбудется самое заветное желание. Верят в это предание и туристы, поскольку уже нет свободного места на дереве даже для ленточки.

                «Бурятско-монгольская» версия

Это обычай буддистов-бурятов, задабривающие духов леса и гор, а потом переняли живущие по соседству русские. На деревьях вешают всякие тряпки-ленточки - это или молитвы, или просьбы или и то, и другое. Это буддистский способ молиться.

                «Монгольская версия»

В монгольских верованиях считалось, что когда ленточка ткани с написанной на ней молитвой колышется ветром на дереве, молитвы посылаются на небо даже если человек занят другим делом.

В Азии ленточки уже без молитв, повязанные на дерево, стали подношениями (символическими жертвами) духам местности. Дерево, на которое следовало повязать ленточку, находилось в культовом месте, связанным с духом.

                «Славянская версия»

В старообрядческих общинах был обычай наряжать берёзки на Троицу. У славян существовало поклонение воде и деревьям.

С приходом на Русь христианства с этим язычеством велась длительная борьба, так кланяться деревьям отучили, но молитвы стали читать под деревьями. Церкви пришлось специально запрещать читать молитвы под деревьями.

Украшение елки, к примеру, это языческий ритуал, идущий от поклонения деревьям. Но следы поклонения воды и деревьям сохранились до сих пор - наиболее наглядно это видно в феномене святых источников. Как правило это источник со стоящим над ним деревом.

На дереве могут быть повязаны ленточки, а в источник принято кидать монету. Это жертвоприношение духу источника за целебную силу источника.

«Деревья счастья» - если привязываешь на его ветку ленточку, загадывая при этом желание, то оно непременно сбудется.

«Повяжем на счастье» — задобрим духов. Желательно на возвышенности вешать, чем выше, тем судьба человека более благополучна.

Дуб Он считался деревом Перуна и Посейдона. Славяне после венчания должны были три раза обойти вокруг этого символа долголетия и вечности. Недаром в летописях мы встречаем название любого леса – дубрава.

Девушки и женщины с удовольствием носили бусы из дуба – это было и украшением, и защищало от злых духов.

                «Кавказская версия»

На Кавказе ленточки вешают перед опасной горной дорогой — задобрить духов. В старину древние народы поклонялся лесным божествам, среди которых был Бог - покровитель деревьев, который жил, естественно, в божественном дереве.

Нужно было повязать на дерево ленточку и попросить о чем-либо Бога.

Ленточки должны быть строго определенных цветов, ширины и длинны, принесены должны быть осознано за пазухой, оторваны от специально приготовленной ЧИСТОЙ тряпочки на месте.

Их привязывают паломники - в надежде на исполнение самых сокровенных желаний.

ЧЕРКЕСЫ

Черкесы считают покровителем скота грушевое дерево. Они срезают в лесу молодую грушу, очищают ее от ветвей и приносят домой, где поклоняются ей как божеству. Такая груша есть почти в каждом доме.

В день осеннего праздника дерево с большой торжественностью, под звуки музыки и радостные восклицания всех обитателей, которые поздравляют его с благополучным прибытием, вносится в черкесский дом.

Черкесы украшают грушу свечами, а к вершине прикрепляют головку сыра. Вокруг нее едят, пьют и поют песни. Затем груше желают доброй ночи и снова выносят ее во двор, где, придвинутая к стене, она простаивает остаток года.

"Европейская версия"

ДУХИ ДЕРЕВЬЕВ АРИЙЦЕВ
 
Поклонение деревьям когда-то играло важную роль в Европе, в древней религии арийцев. Вплоть до 1 века до нашей эры к востоку от Рейна простирался Герцинский лес протяженность которого была огромной.

Поклонение деревьям как наместникам Божества было распространено во всем античном мире. Храмы часто строились в священных рощах, и ночные церемонии часто проводились под сенью огромных деревьев, фантастически украшенных в честь покровительствующих им божеств.

Широко были распространены верования, что сами деревья обладают атрибутами божественной силы и разума, и поэтому мольбы обращались прямо к ним.

Поклонение человека дереву как символу абстрактных качеств мудрости и целостности привело к тому, что люди, обладавшие божественными качествами в сверхъестественной степени, символизировались деревьями. В высшей степени просвещенные философы и жрецы часто назывались деревьями или людьми деревьев.

Бузину, рябину и терновник до сих пор сажают вокруг домов, чтобы не подпускать близко ведьм, или веточки рябины вешают над дверными проемами – пережиток того времени, когда считалось, что в них обитает благотворный дух, враждебный к дурным влияниям.

Соборы осудили культ деревьев, жертвоприношения им, помещение перед ними и перед источниками или камнями огней, а также веру в то, что некоторые деревья были слишком священными, чтобы их можно было срубить или сжечь. Тяжелые штрафы были наложены против тех, кто совершал эти обряды, однако они продолжаются до сих пор.

КЕЛЬТЫ

Друиды у кельтов поклонялись дубам и что слово, которым они обозначали святилище, по происхождению и по значению тождественно с латинским словом nemus (роща или лесная просека).

Кельты устраивали свои священные места в темных рощах, деревья увешивали пожертвованиями или головами жертв. Человеческие жертвы вешали или накалывали на деревья.

Плиний говорил о кельтах: «Для них нет ничего более священного, чем омела и дерево, на котором она растет. Но кроме этого, они выбирают дубравы в качестве своих священных рощ и не выполняют ни одного священного обряда без использования дубовой ветви».

Кельты изображали Зевса как высокий дуб, a в древнем ирландском глоссарии приводится слово «daur» («дуб»), как древнее ирландское имя для обозначения бога, и переводится как «dia» («бог»).

Священный костер, возможно, получали посредством трения дубовой древесины, и именно из-за древней святости дуба кусок его древесины до сих пор еще используется как талисман в Бретани.

«Первоначальным святым объектом в центральных дольменах Стоунхенджа было священное дерево», а именно дуб, являющийся олицетворением кельтского Зевса. Дерево и камни, когда-то связанные с почитанием предков, стали символами «скорее небесного Духа или Духов, чем душ умерших людей».

Почитание деревьев, растущих возле могильных холмов или мегалитических памятников, было, вероятно, докельтским культом, продолженным кельтами. Даже теперь в кельтских районах существует особенное почитание деревьев, растущих на кладбищах. Опасно срубать дерево или срывать с него лист или ветку.

Деревья воплощают веру в то, что дух мертвых находится в дереве, и является  объектом культа. Примеры таких легенд встречаются и в кельтской истории.

ГЕРМАНЦЫ

Древнейшими святилищами у германцев были естественные леса. В пользу наличия культа деревьев у крупных европейских народностей арийского происхождения имеются многочисленные свидетельства.

У германцев священные рощи были обычным явлением; поклонение деревьям не совсем исчезло и у их потомков. О том, насколько большое значение придавали этому поклонению в прежние времена, можно судить по жестокости наказания, которое по законам германцев ожидало всякого, кто осмелится содрать кору стоящего дерева.

Преступнику вырезали пупок и пригвождали его к той части дерева, которую он ободрал; затем его вертели вокруг дерева до тех пор, пока кишки полностью не наматывались на ствол. Наказание это было явно направлено на то, чтобы заменить засохшую кору дерева живой тканью преступника.

Во многих частях Европы продолжает бытовать обычай весной, ранним летом или даже на Иванов день направляться в леса, срубать дерево и приносить его в деревню, где оно устанавливалось, или срезать в лесу ветви и украшать ими каждый дом. Эти обычаи направлены на то, чтобы привлечь к каждой деревне и к каждому дому благодеяния, находящиеся во власти духа дерева.

Ветви акации, кипариса, кедра и вообще вечнозеленых до сих пор чтят и используют в качестве важной символики современные масоны.

ШВЕДЫ

В Упсале – древней религиозной столице Швеции – была священная роща; деревья в ней считались божественными. Шведские крестьяне втыкают зеленую ветвь в каждую борозду на пашне в уверенности, что это обеспечит обильный урожай.

В Швеции деревьям приписывается способность даровать женщинам легкие роды. В некоторых районах Швеции рядом с каждым хутором когда-то стояло дерево-хранитель (липа, ясень или вяз). Со священного дерева нельзя было срывать ни единого листа. Любой нанесенный ему ущерб карался несчастьем или болезнью.

Скандинавы рассматривали Макрокосм, или Большую Вселенную, как божественное дерево, растущее от одного семени, посеянного в пространстве.

Обряды с березовыми ветками справляются в Швеции в середине лета. Накануне Иванова дня (23 июня) дома тщательно чистятся и украшаются зелеными ветвями и цветами.

Накануне Праздника парни в некоторых частях Швеции разгуливают по деревне, в руках у каждого из них связка свежих березовых веток, частично или полностью покрытых листьями. Процессия с пением песен обходит все дома; припевом к ним служит молитва о хорошей погоде, обильном урожае, о земном и небесном счастье.

В случае радушного приема они прикрепляют ветку с листьями на крышу дома прямо над дверью. В дверном проеме и по всему участку ставятся молодые елки, а в саду из зелени сооружаются небольшие тенистые беседки.

Гунгнир: миф о «рождении» копья  Одина, срезанного с Дерева Жизни. В скандинавской мифологии Гунгнир – он принадлежит Одину, владыке блистательного Асгарда. Копье Одина Гунгнир считается самым совершенным оружием, его удар невозможно отразить, от него нельзя защититься.

Костры разжигали, чтобы поддержать жизнь Солнца. Возможно, считалось, что Солнце подпитывается кострами. Таким образом, дерево было «первоначальном хранилищем или резервуаром огня, который время от времени вытягивался, чтобы накормить Солнце».

ЛИТОВЦЫ

У литовцев культ деревьев играл важную роль. Они почитали огромные дубы и другие большие развесистые деревья, от которых получали оракульские указания. Литовцы ухаживали за священными рощами рядом со своими деревнями и домами; считалось грехом сорвать в них даже ветку. Они думали, что человек, сломавший ветвь в такой роще, либо тут же умрет, либо будет как-то изуродован.

РИМ

В IV веке до нашей эры Рим был отделен от Центральной Этрурии Циминийским лесом устрашающих размеров.

В античном мире культ деревьев сохранился в Риме. На Форуме, оживленном центре Рима, до имперских времен поклонялись Священному фиговому дереву Ромула. Достаточно было, чтобы оно проявило признаки увядания, и весь город охватывал ужас.

На склоне Палатинского холма росло кизиловое дерево, считавшееся в Риме одним из наиболее священных объектов. Если кому-то из прохожих казалось, что это дерево поникает, он поднимал истошный крик, которому вторили люди на улице, и вскоре можно было видеть, как целая толпа людей с наполненными водой бадьями в беспорядке несется со всех сторон, как будто спешит потушить пожар.

Сосновая шишка в Древнем мире была фаллическим символом. Сосна была священной в мистериях Диониса и Аполлона. Лаверна — богиня-покровительница воров в Риме — имела священную рощу у via Salaria.

       _____________________________________

У волжских племен в священной роще воспрещалось рубить деревья и срывать ветви; женщины туда, как правило, не допускались.

Процессии первоначально повсеместно имели важное и сакраментальное предназначение. Люди действительно верили в то, что бог изобилия незримо присутствовал в дереве, поднося его к дому, процессия приносила ему счастье.

МАРИЙСКИЕ РОЩИ

Марийские рощи обычно огорожены и имеют три входа: с восточной стороны — для ввода жертвенных животных, с южной стороны — для принесения ключевой воды и с запада — для входа всех участников моления.

В центре рощи располагаются почитаемые деревья, возле которых устанавливаются своеобразные алтари (шаге), устроенные из жердей, покрытых пихтовыми лапами; разводится огонь.

Священные рощи в сознании верующих марийцев выступают посредниками людей в общении с божествами и Богом «Ош Поро Кугу Юмо» (добрый великий светлый Бог), символизируют устремленность вышнему к миру.

Эти почитаемые рощи выполняют роль связующего звена между земными и небесными мирами. Марийцы рассматривают священную рощу как сакральную территорию, в пределах которой возможен контакт человека с Богом.

Марийские священные рощи (мар. Кусото) — используется в качестве места проведения ритуалов марийской традиционной религии. Марийское население их почитает, оберегает и верит, что эти рощи обладают сверхъестественной силой.

В числе почитаемых деревьев у мари, как и у мордвы, выделяются береза, липа и дуб. С ними связываются представления о девушке, женщине и мужчине - соответственно. Три этих дерева часто оказываются главными среди священной рощи мари.

Роща - место культовых обрядов, в ней из дров, специально принесенных из деревни, разводится костер для приготовления жертвенной пищи.

Наиболее почитаемым местом вятских марийцев является святилище гора Чумбылат, расположенная возле деревни Чембулатово Советского района Кировской области.

Другим древнемарийским святилищем, непосредственно связанным с историей народа, является могила святого Акпатыра, расположенная недалеко от Больше-Китяковского кладбища.

ХРИСТИАНЕ

Отцы ранней христианской церкви иногда использовали дерево в качестве символа Христа. Они верили, что христианство должно расти подобно могучему дубу. Есть коптская легенда о том, что это нежное растение было первым из трех растений, использовавшихся для поклонения Христу.

Христиане приняли вино как эмблему крови Христа, употребляемой ими во время Святого Причастия. Христос, экзотерический символ Солнечного Духа, говорил: «Я есмь вино». Он, таким образом, являлся объектом поклонения в состоянии винного экстаза точно так же, как и его языческие прототипы — Вакх, Дионис, Атис или Адонис.

Соборы осудили культ деревьев, жертвоприношения им, помещение перед ними и перед источниками или камнями огней, а также веру в то, что некоторые деревья были слишком священными, чтобы их можно было срубить или сжечь. Тяжелые штрафы были наложены против тех, кто совершал эти обряды, однако они продолжаются до сих пор.

Из акации изготавливали вместилище для мощей святых, а предание гласит, что и венец Христа был сделан из ветвей этого дерева. Поставить на Пасху дома несколько веточек вербы считалось залогом благополучия семьи.

В Библии «приносить жертвы под зеленеющим деревом» идентично с идолопоклонством (Втор. 12:2; Иер. 2:20 и др.), и Моисеев закон это строго запрещал.

ЕВРЕИ

Многие величайшие мудрецы и спасители несли с собой жезлы, посохи и палки из священных деревьев. Примерами являются посохи Моисея и Аарона.

Дуб, сосна, ясень, кипарис и пальма считаются пятью деревьями величайшей символической важности. Бога Отца мистерии часто представляли в виде дуба. Богу Спасителю поклонялись в форме сосны, и часто она же использовалась для поклонения Богу Мученику.
 
У древних евреев высочайшим религиозным почтением пользовалась акация. Гофер-дерево, использовавшееся сынами Израиля в постройке Скинии и ковчега Завета, было разновидностью акации.

   __________________________

Обитатели гор Кангра в Пенджабе ежегодно приносили в жертву древнему кедру девочку; все семьи деревни поочередно поставляли эту жертву, пока кедр не срубили.
   _____________________________

Священная роща (заповедная роща; дубрава) — небольшой, близкий к жилью лиственный (нехвойный) заповедный лесок, у многих древних народов считавшийся особо священным местом для отправления обрядов культа; предшественник храмов.
         _____________________________

Богине Иштар была присвоена пальма, бог Таммуз-Адонис имел своим символом гранатовое дерево, a высший бог Баал (= Зевс) — дуб.
-----------------
Петрозаводск. «Дерево желаний» на стволе дерева белоснежная ушная раковина. Памятник этот – подарок от шведского городка Умео, скульптор Кент Андерсен. На дереве табличка на русском: «Прошепчи одно желание» - свою самую сокровенную мечту.
-------------
«Дерево желаний» — это необычная достопримечательность Кронштадта. Дерево высотой в 4 метра сделано местными кузнецами из чугуна, у него есть глаза и большое ухо, а также широкая улыбка. Все желающие кидают монетки в гнездо совы, а затем обходят дерево по часовой стрелке три раза. Для закрепления результата можно оседлать олененка и, конечно, потереть ему нос.

С деревом желаний разговаривают, ему кланяются, его просят, но самое главное, надо, чтобы о Вашей мечте никто из окружающих не услышал. Дерево желаний расположено на ул. Карла Маркса.

                ***

Сейчас довольно часто можно встретить в сети снимки женщин на фоне дерева. Часть женщин на снимках обнимают деревья. Видимо магия дерева существует.


Рецензии
Очень интересная информация. Спасибо, Григорий.

Татьяна Михайловна Скиданова   15.08.2018 10:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.