21. Восстания на Украине

Лёгкость оккупации обычно создаёт у захватчиков иллюзию безусловной покорности населения. Кому интересны содержание бесед на рынке и косые взгляды вслед проехавшему патрулю?! Австро-германские войска в 1918 году чувствовали себя хозяевами положения на Украине.

Кроме того, они считались не оккупантами, а защитниками союзного режима Скоропадского. Однако уже через месяц после избрания прогерманского гетмана крестьяне начали проверять на прочность новую власть.

Иногда казалось оккупанты словно нарочно пытались испытать терпение крестьян. В середине мая 1918 года в селе Павловка Елисаветградского уезда австрийское командование попыталось помочь местному помещику в возвращении захваченной крестьянами собственности.

Карательный отряд окружил село, в назидание сжёг часть домов, а затем устроил экзекуцию используя палки, шомполы и прочие подручные средства. Однако стоило австрийцам покинуть село, как крестьяне напали на усадьбу, убив помещика и управляющего имением.

После этого жители Павловки обратились за помощью к соседям в поселок Канеж, где сохранился ревком и дружина численностью в 80 человек. Жители двух сел создали отряд из 700 человек (с 200 винтовками и 2 пулеметами) под командованием большевика П.И.Данилова.

20 мая Канежский отряд разгромил австро-германский гарнизон в селе Веселовка. Однако уже при попытке уничтожить крупный гарнизон в Арсеневке канежцы были разбиты. 3 июня австро-германские части овладели Канежем.

После подавления восстания расстреляли и повесили на крыльях ветряков 117 активных участников восстания. Уцелевшие от расправы крестьяне ушли в лес и продолжали партизанские наскоки вплоть до осени 1918 года.

Уже в день падения Канежа вспыхнуло новое восстание в селе Орлы Лысянской волости Звенигородского уезда, где местные крестьяне изгнали карательный отряд. Почин был подхвачен в селе Ганжаловка, в котором 4 июня был уничтожен еще один гетманский отряд.

Немцы, напуганные восстанием, поспешно покинули центр волости - Лысянку и вернулись через несколько дней с подкреплением. Однако к этому времени в округе уже действовали крупные крестьянские отряды под руководством атамана Туза и Квитковского.

5 июня выступили крестьяне сел Моринцы, Пединовка и Вильшана. 7 июня к восстанию присоединились села Озерное и Пески возле Звенигородки.

Против оккупационного режима выступили отряды созданного при участии Скоропадского Вольного казачества. Прибывший в Лысянку карательный отряд заперся в местном польском костеле и в течение трех дней отбивался от растущих крестьянских "сотен".

В конце концов, оценив бесперспективность обороны костела, немцы ночью прорвались через речку Гнилой Тикич в Звенигородку. Но и в уездном городе оккупантам не было покоя. Вокруг Звенигородки собрались до 15 тысяч повстанцев, которых возглавил Левко Шевченко (родственник знаменитого поэта Т.Г.Шевченко).

9 июня восставшие овладели Звенигородкой. Руководители восстания сформировали штаб во главе с бывшим поручиком Кривдой. В уезде провели мобилизацию, в результате которой силы повстанцев выросли до 30 тысяч человек. Через пять дней германские войска сумели отбить Звенигородку, но уезд они не контролировали. Чуть позже в Звенигородском и Сквирском уездах развернули действия отряды под командованием Н.Л.Шинкаря и Павловского.

В Лысянке власть перешла к ревкому во главе с большевиком Артеменко. В это же время крупное восстание началось в 14 селах Таращанского уезда. Дважды в течение июня повстанцы занимали уездный центр - Таращу. Одним из руководителей Таращанского восстания был большевик В.С.Баляс.

Выступления охватили Каневский, Сквирский и Уманский уезды. Повстанцы действовали и вблизи Киева. В ночь на 16 июня отряд из села Будаевки разгромил местный полицейский участок, а затем  атаковал немецкий отряд на станции Боярка, на помощь к которому из Киева пришлось перебросить 5 эшелонов и броневики.

В.И.Ленин в интервью шведской газете "Folkets Dagblad Politiken" 1 июля 1918 года сказал по поводу обстановки на оккупированной Украине: "Крестьяне вооружаются и большими группами нападают на немецких солдат, где бы они ни встретились. Это движение разрастается. Благодаря немецкой оккупации большевизм на Украине стал своего рода национальным движением."

Казалось бы июньские выступления крестьян должны были приучить гетманскую администрацию к определенной осторожности. Но "они ничему не научились и ничего не забыли". 8 июля 1918 года Скоропадский утвердил закон об использовании рабочей силы и инвентаря и об охране сельскохозяйственных посевов, в котором говорилось:

"1. С целью обеспечения важных государственных поставок и пере­возок земледельцы, обладающие живым и мертвым инвентарем, кото­рый они не используют, обязаны передать его за определенную плату в эксплуатацию землевладельцам, которые могут его использовать.

2. Крестьяне, справившиеся с сельскохозяйственными работами на своём участке, обязаны за определенную плату принять участие в сроч­ных работах на других участках в соответствии с предписаниями ме­стной земельной комиссии.

3. Нарушение пунктов "1" или "2" этого закона наказывается тю­ремным заключением сроком до трех месяцев и штрафом до 500 рублей.

4. Уничтожение или порча посевов, самовольное прекращение сельскохозяйственных работ и подстрекательство к подобным действиям наказываются тюремным заключением сроком до одного года."

Чрезмерная забота о крупных землевладельцах только подталкивала крестьян к выступлениям против "панов" и их немецких покровителей.

В августе 1918 года от имени "Штаба повстанцев всей Украины" распространялась листовка, в которой говорилось:

"Солдаты карательных отрядов! Бросьте Вы эти стаи угнетателей народа, сформированные на средства кроповопивцев для борьбы с трудовым народом. Плюньте Вы на деньги, которые обрызганы кровью Ваших братьев-крестьян и рабочих. Вас обманули. Мы знаем, что многие из Вас ушли из-за куска хлеба.

Но помните, что этим Вы призваны не для поддержания правового порядка, а для борьбы с восставшими против угнетения народа наняли Вас. Остановитесь, пока не поздно.

Предупреждаем, что если Вы не послушаете этого призыва и для Вас мало примеров в Лысянке и Тараще, то берегитесь. С попавшими в наши руки палачами народа и их семьями, мы расправимся в тысячу раз жестче, чем Вы с нами. Всех ждут адские муки и жесточайшая смерть."

3 августа губернский староста докладывал о положении в Киевской губернии: "Вся северная часть Звенигородского уезда и большая часть Таращанского находятся в руках повстанцев. Ведущаяся в настоящее время германскими военными властями с большим напряжением борьба с повстанцами, к сожалению, не достигает цели."

Там, где карателям, удавалось подавить крестьянские выступления, партизанские отряды покидали насиженные места и искали убежища у границ России. Большая группа повстанцев после двухмесячных боев покинула Киевскую губернию и 2 августа, захватив мост через Днепр, переправилась на левый берег.

4 августа другая группа, захватив пароход, также перебралась на Левобережье у Триполья. Чуть позже для тех же целей были захвачены пароходы "Ваня", "Мукомол", "Стрела" и "Фаня" под Черкассами.

В Полтавскую губернию отошли отряды под командованием Н.Л.Шинкаря. К осени повстанцы достигли нейтральной зоны на границе РСФСР и гетманской "державы", где на их основе началось формирование частей Красной Армии.

А тем временем, на оккупированной территории Украины возникали новые партизанские отряды. В Ананьевском уезде действовал отряд под командованием С.Н.Недолуженко. В Балтском уезде повстанцев возглавил И.К.Дьячишин. Повстанческое движение в Кременчугском уезде возглавил большевик Ф.В.Попов.

Отряд под командованием бывшего прапорщика и будущего комдива Красной Армии Д.А.Шмидта действовал под Прилуками. В Кобеляцком уезде воевал отряд во главе с Я.Р.Огием.

Широко распространилось повстанческое движение в Черниговской губернии, где в середине июня был создан Центральный военно-повстанческий штаб во главе с Н.Г.Крапивянским. 3 тысячи черниговских партизан объединялись в отряды П.К.Маруни, С.П.Покиньбороды и Ф.Белоусова.

В некоторых селах Черниговской губернии была даже восстановлена Советская власть. Вдохновленные успехами черниговских партизан Г.Л.Пятаков и А.С.Бубнов отдали 5 августа приказ № 1 "о начале всеобщего вооруженного восстания на Украине".

Однако уже 7 августа это распоряжение отменили. Видимо, под влиянием "приказа № 1" 9 августа партизаны под командованием П.К.Маруни, овладев Вертиевкой, захватили станцию Нежин, но были выбиты подошедшими немецкими эшелонами. 8 августа отряд Н.Г.Салая неудачно атаковал Новгород-Северский, а отряд В.Н.Боженко пустил под откос эшелон противника.

В районах с немецким населением, германское командование пыталось раздавать соплеменникам оружие для самообороны, однако в итоге эти меры приводили к нападениям на колонистов.

Осенью в Приазовье активизировался отряд под командованием Н.Махно. 16 октября махновцы неожиданно напали на расположенный в Гуляйполе гетманский отряд, направленный александровским уездным старостой И.Богословом. В результате этого боя отряд Н.Махно захватил 83 пленных, 20 лошадей, три пулемета, 12 пулеметных лент и бричку патронов. Против махновцев пришлось направить австрийский пехотный батальон.

В городах, контролировавшихся оккупационными войсками, готовить восстания было сложнее. Но профсоюзные деятели даже без оружия ухитрились провести в Харькове и Екатеринославе 1 мая демонстрации под красными знаменами и лозунгом "Вся власть Советам!"

Не менее впечатляющими были трудовые конфликты, апофеозом которых стала всеобщая железнодорожная забастовка, охватившая не только Украину, но и все оккупированные территории, включая Белоруссию, Крым и Бессарабию. 15 июля прекратили работу рабочие и служащие Коростенского, Сарненского и Здолбуновского железнодорожных узлов.

16-17 июля забастовали рабочие железнодорожных мастерских станции Одесса-товарная, Главных железнодорожных мастерских Киева, Жмеринского и Казатинского железнодорожных узлов и вся Полесская железная дорога.

19 июля Центральный стачечный комитет призвал всех железнодорожников Украины "немедленно прекратить работу, повсеместно примкнуть к забастовке".

В ответ гетман Скоропадский восстановил на Украине царский закон от 2 декабря 1905 года о наказаниях за участие в забастовках. В тот же день командование австрийских оккупационных войск запретило забастовки и любые рабочие собрания. Угрозы не помогли.

20 июля к стачке примкнули около 200 тысяч железнодорожников. И тогда гетманская полиция ("варта") приступила к арестам. В Киеве были схвачены 1500 рабочих, в Одессе - 900.

Забастовки охватили Донбасс. В Мариуполе стачка быстро переросла в восстание. В ночь с 23 на 24 июля отряд, состоявший из портовиков и железнодорожников, захватил полевой госпиталь и склад, разогнал гетманскую конную сотню и атаковал железнодорожный вокзал.

Австрийский военный комендант ввел в городе осадное положение. В Мариуполь был переброшен германский батальон из Юзовки. Портовый поселок был обстрелян из орудий и подвергнут бомбардировке с воздуха. 150 участников восстания были преданы военно-полевому суду, который каждого десятого приговорил к расстрелу.

На Мариуполь была наложена контрибуция. Железнодорожная забастовка продолжалась почти месяц и закончилась безрезультатно, но продемонстрировала, что иностранные штыки не обеспечивают полного контроля над Украиной. А уход оккупантов означал быстрый конец гетманской власти.


1. Освободительная война украинского народа против немецких оккупантов. Документы и материалы. Партиздат ЦК КП(б)У. 1937.

2. Документы о немецких зверствах в 1914-1918 гг. Управление государственными архивами НКВД СССР. М. ОГИЗ. Госполитиздат. 1942. 80 с.

3. В.В.Резніков. Антигетьманський повстанський рух на Слобожанщині (травень-листопад 1918 року). Молодий вчений. 2015.

4. Л.В.Буз. Звенигородско-таращанское восстание на Киевщине против германских оккупантов и гетманщины (лето 1918 г.). Некоторые вопросы Великой Октябрьской социалистической революции. Киев. 1957. С. 75-105.

5. С.М.Драбкина. Крах продовольственной политики германских империалистов на Украине (февраль - июль 1918 г.). Исторические записки. 1949. Т. 28. С. 68-110.

6. Крах германской оккупации на Украине (по документам оккупантов). М. 1936. 206 с.

7. Ю.Крейзель. Профессиональное движение и австро-германская оккупация. Киев. 1924.

8. І.Каменецький. Німецька політика супроти України в 1918-му році та її історична генерація. Український історик. Нью-Йорк-Торонто-Мюнхен, 1968. Ч. І. С. 5–19.

9. П.М.Балковий. Війна без флангів. Партизансько-повстанська боротьба українського народу проти білогвардійців та інтервентів у 1918-1920 рр. Київ. 1966. 303 с.

10. П.Захарченко. Звенигородсько-Таращанське повстання на Київщині у 1918 році: погляд із сьогодення. Історія України. 1998. № 7. С. 4-5. № 8. С. 4-5.

11. С.Марков. Звенигородско-таращанское восстание. Исторический журнал. № 1-2. Февраль 1942. C. 72-82.

12. Є.М.Скляренко. Боротьба трудящих України проти німецько-австрійських окупантів і гетьманщини в 1918 році. Київ. Видавнцицтво АН УРСР. 1960. 284 с.

13. Є.М.Скляренко. Утворення Комуністичної партії України та її керівництво боротьбою трудящих проти австро-німецьких окупантів у 1918 р. Київ. Видавництво АН УРСР. 1958. 88 с.

14. В.Є.Тичина. Боротьба проти німецьких окупантів і внутрішньої контрреволюції на Україні у 1918 році. Харків. Видавництво Харківського університету. 1969. 282 с.

15. С.В.Кульчицький. Українська держава часів гетьманату. Український історичний журнал. 1992. № 7–8. С. 60–79.

16. М.Редін. Всеукраїнський страйк залізничників. Харків. 1929.

17. В.Качинський. Аграрний рух за часів гетьманщини. Літопис революції. 1928. № 1-2.

18. Н.Прокопенко. Боевые эпизоды партизанской борьбы на Украине в 1918 г. Саратов. 1942.

19. Документы о разгроме немецких оккупантов на Украине в 1918 г. М. 1937.


Рецензии