Грузинские впечатления -12. Грузинский хаши

Продолжение - http://www.proza.ru/2018/06/22/744.

Многие из нас любят грузинскую кухню. Шашлык, купаты, кебаб, хачапури, суп харчо, соус ткемали – признайтесь, слюнки текут только от воспоминаний. И когда-нибудь я обязательно подробно напишу, как в Грузии кормят. А сейчас хочу рассказать о менее известном, но очень популярном здесь супе, под названием хаши.
 
Хаши или хаш – это культовое кавказское блюдо. Все кавказские народности его едят и считают своим национальным. Хаши - это не просто еда, это настоящая церемония. Чтобы полакомиться им, мужчины встают в пять - шесть утра, и идут в хашную. Хаши едят с чесноком и солью. К хаши обязательно подают чачу. Чача, кто не знает, это виноградная водка домашнего производства. И каждый грузин гордится чачей собственного изготовления.

Впервые я прочитал о хаши в стихотворении Евгения Евтушенко «Утренний хаш», опубликованном в любимом мною в молодости журнале «Юность». Привожу его целиком:

Когда в Тбилиси гостем будешь
и много выпить не забудешь,
вставай часов, примерно, в шесть -
ты должен хаши утром съесть!
В тбилисской хашной, душной хашной,
гортанный говор горожан,
а надо всем - буфетчик важный,
лиловый, словно баклажан.
Ни огурца и не селедки -
тут против правил не греши -
возьми с простой головкой водки
и в хаши хлеба накроши!
И в руки - ложку, ешь на совесть,
во всем тбилисцем истым будь.
Да не забудь чесночный соус,
и соли тоже не забудь!
Себя здесь голодом не морят,
прицокивают языком...
Мужчины пьют, мужчины спорят,
мужчины пахнут чесноком.
И на рубашке у кого-то,
усевшегося в уголке,
мерцает родственника фото
на черном траурном кружке...
Все то, что пилит, возит, строит,
метет все улицы окрест,
ботинки шьет, канавы роет,-
все это утром хаши ест!
И в остро пахнущем тумане
у закопченного стола
глядит подсевший Пиросмани
сквозь пар от хаши из угла...

И ведь не написано у Евтушенко, что вкусно это, что понравилось ему. Просто мне так виделось. И самому тоже захотелось попробовать когда-нибудь, потому, что я иногда любопытен бываю, и с больной головой по утрам тоже бывал не раз. Читал я и о том, что с хаши не сочетаются коньяк, женщины и длинные тосты. Хаш едят горячим, и тосты слушать некогда.

Попав в Грузию, я имел в виду при случае попробовать хаш, и  случай вскоре представился. Наш водитель Заза, с которым мы ехали из Тбилиси в Кутаиси, осматривая по пути все достопримечательности, сказал, что на рынке в Зестапони, рядом с Гори, есть знаменитая хашная Али Бабы. Как было отказаться от посещения?

Зазе я уже доверял. Накануне он возил нас  с дочерью в Кахетию, и там мы как раз отменно пообедали в семейном ресторане его друга Виссариона.

Для объективности оценки блюда нужно учитывать, что хаш едят холодным зимним утром, а мы заехали к Али Бабе в жаркий довольно майский полдень. Кроме того, хаш был на исходе, но хозяин сказал Зазе, что пару тарелок всё же осталось. Катя  благоразумно отказалась в нашу пользу.

Дальше всё происходило в точности по Евтушенко: подали полтора батона свежайшего хлеба, большую солонку и вазочку с давленым чесноком. Затем вынесли каждому по глубокой тарелке горячей жидкости светло-молочного цвета, абсолютно безвкусной, в которой были щедро, с горкой, положены огромные куски говяжьего желудка, тоже совершенно безвкусного.

- Солить надо больше, - посоветовал Заза.
- Да я уже три раза солил, никогда в жизни столько не солил.
- И чеснока побольше бери. Хлеб можешь покрошить, или в хаш макать. Как тебе нравится.

Мне, честно говоря, никак не нравилось, даже с чачей. Я в самом деле солил эту бурду три раза, но даже с двумя ложками чеснока никакого кайфа не ощущал, и решил переключиться на мясо. Вид у него был не очень аппетитный, но это меня не смущало, и переложив половину того, что было в супе, на мелкую тарелку, я отрезал кусок коровьего желудка и положил его в рот, пожевал и… И неожиданно вспомнил … авокадо. Почему же именно авокадо, что у него общего с коровьим желудком? Я скажу. У них одинаковый вкус, вкус несбывшихся ожиданий.


В том же самом, любимом мною журнале "Юность", кроме повестей, рассказов и стихов, печатались в конце номера юмористические рассказы. Некоторые из них я помню до сих пор. Например, о том, как папа сыну объяснял, какой вред организму приносит портвейн «Айгешат».

Вот и про авокадо… Был там рассказ о трёх сбывшихся желаниях молодого человека. Я, конечно, деталей не помню, но желания у парня были конкретные: попробовать на вкус авокадо, побывать на Байкале и переспать с иностранкой (за точность желаний не ручаюсь).

Совершенно неожиданно, первой у него исполнилась последняя мечта. В институте его появились студенты-иностранцы. Оставалось только включить обаяние. Лет через десять сумел он посмотреть Байкал (а может быть, Мадагаскар, не суть важно). Но вот третье его желание я запомнил точно, потому, что очень здорово он написал, как увидел заморский фрукт через много лет в Елисеевском, как, спотыкаясь, нёс его домой в предвкушении невероятного блаженства. «Отрезав кусочек АВОКАДО, я положил его в рот и даже глаза закрыл от ожидаемого удовольствия. Господи, какая гадость!!»

* Продолжение - http://www.proza.ru/2018/06/23/551


Рецензии
Эх, интересно, но опасно - я ещё не завтракал, слюной можно захлебнуться!
Бывал я в Закавказье, хоть и много лет назад, но во всех столицах побывал, очень понравилось!
Ваш рассказ, как всегда понравился!
Бывайте здоровы!

Neivanov   04.08.2023 16:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Владислав! В Грузии вкусно, но не все. В целом же съездили мы хорошо, интересно было, многое повидали.

Михаил Бортников   04.08.2023 17:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.