67. Не укради

Хорошо!
Давайте будем подставлять щеки!
Давайте будем отпускать Варраву, распиная Иисуса Христа!
Давайте займемся всепрощением, как разновидностью благотворительности - украли у тебя кошелек, ну, догони и дай в довесок паспорт и ключи от своей квартиры!

Всякая власть от Бога, и уголовное законодательство, запрещающее нарушение имущественных прав граждан через кражу, грабеж и так далее, тоже дано Богом.

Как это свести воедино с заповедями Христа? Какой закон "от Бога" не исполнять? Если у меня украли, то я обязана обратиться в соответствующие органы, чтобы пресечь правонарушение, поскольку и закон Божий говорит - не укради!

Безумие для эллинов, скандал для иудеев, православный же должен понимать главное отличие нас от католиков (не от себя пишу, святитель Феофан Затворник так считает): мистическая сущность бытия является главной доминантой происходящего в мироздании. По одной простой причине: Бог Отец суть чудотворец, Бог Сын таков же, и Духа Святаго нам открыли для того, чтобы мы научились у Бога, ибо Он кроток.

Что такое "кража, грабеж, мошенничество" с мистической точки зрения?

Вспоминаем, что человек - это:
- тело
- плоть
- душа
- дух.

Тело наше рождается голым, голым же и уходит в землю. В промежутке между этими двумя событиями тело "обрастает":
- одеждой и привычкой одеваться в определенном стиле
- запасами продуктов и привычкой кушать вкусное
- жилищем и привычкой к тому, что оно удобное, комфортное и эстетически радует
- прочим движимым и недвижимым имуществом, у которого всегда есть две функции: прямое назначение и "статусное".

Монетка с аверсом и реверсом: одежда, пища, жилище, прямое назначение прочего имущества - это принадлежность тела, "вторая природа" тела, то, без чего телу проще умереть, чем выжить. "Статусность" рекомого - это принадлежность плоти, и не стоит думать, что плоть активнее жирнеет от более красивой и удобной одежды, чем от лохмотьев, что она жирнеет от просторных многоэтажных коттеджей "на одного" и мерседесов - это не так.
Плоть жирнеет не физическими параметрами этого всего, а - духовными.

Например, в лохмотьях я ощущаю, как меня переполняет неприязнь к мужчинам в костюмах-тройках, ботинках из крокодила и со смартфонами размером с мой ноутбук. Душа моя переполняется неприязнью, и мысли бегут по евангельскому руслу Иуды: "Вот отобрать бы это все у них, продать и раздать нищим! Вона, сколько людей горюют! В одном Донбассе только что творится!". А если я при этом еще и пощусь, то дай мне автомат - экспроприировала бы ихний жирный тук не задумываясь.

Сиречь - кража, грабеж, мошенничество.
При соблюдении "христовой нищеты" и заповеди "не заботьтесь ни о еде, ни о пище".

То есть, плоть жирнеет нечистым духом, но отнюдь не владением чем-то "этаким".

Бывает так, что в дорогущей норковой шубе меня начинает переполнять неприязнь к попрошайкам: блин, я - тружусь! Не покладая рук! Ни копейки не получаю ни от соцзащиты, ни от Трудового Кодекса! Отчего бы им, попрошайкам, не заняться чем-то дельным, что приносило бы доход? Почему я должна делиться своим, кровным?

Опять плоть "зажирнела", но - не по причине норковой шубы.

А - по какой?

Милосердный Господь в таких случаях обязательно ниспосылает помощь - для понимания собственных душевных болячек. Например, насылает безумие, и вдруг понимаешь: опа! А я в магазине булочку украла! И вернуть бы, да - съела уже...
Или у меня что-то крадут, при том, что я "из шкуры вылезаю ради благотворительности".

Господи, за что?!
Господи, что со второй заповедью?!
Господи, а с "кесарю-кесарево"?!

И милосердный Господь, дождавшись смиренной тишины, вразумляет.

Мистическая сущность бытия каждого из нас формулируется как-то так:
- мы похожи на паззл, собранный из светящихся элементов
- не только светящихся, но и излучающих тепло
- и если мы светимся целиком и полностью ровным светом, то мы похожи на плитку, на которой можно готовить пищу, кипятить чайник и так далее - на завтрак, обед и ужин, по праздникам - сладкое; ровно, размеренно и спокойно
- а если идет перекос, то получается как-то так: один паззл начинает светиться слишком ярко и горячо, на его фоне остальные - перестают функционировать, и мы в качестве плитки становимся негодными ни на что
- и Господь "притушает" излишнее горение. Либо вынимая паззл, либо меняя его, либо "перепаивая плату" с регулировкой напряжения
- и делает Он это через те инструменты, которыми владеет, а это - весь мир.

И это - общая схема, в которой в качестве "горящего паззла" могут быть вполне такие благочестивые комплексы, как любовь к богослужениям, нищелюбие, забота о родителях - достаточно вспомнить историю о богатом юноше, который с детства стяжал себе "полный комплект горящих паззлов", а Господь посоветовал ему продать их и "притушиться", последовав за Собой.

Если вернуться к заповеди "не укради", то получается примерно так:
- когда в нас "горит паззл" денег, имущества и прочего, что червь точит и тать крадет, то на этот свет и слетается моль, чтобы отложить личинки
- если мы начинаем кепишить и качать права, то паззл разгорается еще сильнее, и количество моли претворяется в качество железной саранчи
- и чем больше мы расчесываем этот паззл, тем сильнее разгорается гнев Божий, несмотря на то, что Он - кроток и многомилостив. Точнее сказать - мы как бы превращаем паззл в реактивный ранец и улетаем в ту "координату Господа", где - переполненная чаша гнева, и прямо в нее и булькаемся, потому что Сам Он - кроток и многомилостив, и приблизиться к Нему можно через кротость и милосердие, то есть

- не обращать внимания на кражу, грабеж, мошенничество есть притушать в себе "горящий паззл" стяжательства с тем, чтобы "как можно меньше разворовывали", при этом
- надо понимать, что "не только я - человек", но и вор, грабитель, мошенник - человек, подчиненный тем же законам Божиим: у него этот же самый паззл горел-горел, разгорелся до состояния "преумножить как можно быстрее, не тратя времени на труды по стяжательству", и после кражи, грабежа, мошенничества - пылает ярким пламенем.
- на этот огонь обязательно прилетят пожарники, если не в форме, так другие какие-то, у Господа - множество инструментов, от ураганов до вирусов (и больше ураганов, и меньше вирусов - астероиды и космическое излучение, да - мало ли?)
- и единственный способ бороться с воровством, грабежом, мошенничеством - это не только соблюдение "самим собой" заповеди "не укради", но и поддержание в себе ровного свечения всех паззлов, не допуская перегрева отдельных из них, дабы не привлекать... см. выше.

Это - мистический аспект.
Вернувшись в мир видимый и привычный, возникают вопросы, приведенные в начале статьи: и что? Манкировать законом уголовным?

Нет.
Прислушиваться к себе и обстоятельствам вокруг себя:
- если есть возможность промолчать и скрыть потерю - лучше сделать так, это предоставит Господу больше вариантов выбора инструментов, какими можно "пригасить вора". Господь, может, хочет его не через полицию наказать? Зачем стеснять Господа?
- если нет возможности промолчать и скрыть - значит, Господь решил подключить к сцепке "мой паззл - паззл вора" еще несколько людей, связанных определенными обязанностями и полномочиями. Зачем - мы знать не можем.
- если уголовный закон оказался бессилен, значит, Господу угодно было доказать нам именно это - бессилие пенитенциарной системы перед... чем? Да перед Богом, ибо нет ничего в нашем мироздании, что не от Бога.
- если уголовный закон наказал преступника, то - нам-то какая от этого радость? Слава - Господу, отчетность - полиции, а нам - сплошные нервы, огласка, паззл гасить как-то надо и вообще...
- а уж если не только наказал, но и заставил возместить причиненный ущерб, да с процентами, это само собой приводит к ровному и спокойному свечению: "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение!".

Если кратко: троичная логика отличается от обычной-мирской-привычной только одним - действенным осознанием участия Бога в нашей жизни, то есть - предоставлением Ему максимально от нас зависящих вариантов заниматься нашими врагами, плотскими и бесплотными.


Рецензии