Тексты, научные трактаты и произведения бытия

Ради чего пишется текст ? Для того же, что и данный пост,-чтобы выразить мысль, которая будет понятна к его концу. Для начала хотелось бы обратиться к самым важным текстам. К ним относят испокон веков тексты религиозного содержания, такие например, как Тора, Библия, Коран и т.п. Эти тексты сформировались за многие сотни лет в некие священные писания. Они настолько священны, что их нельзя изменять, можно только толковать и комментировать.

Все другие тексты основываются на священных писаниях и образах, что рождаются при чтении религиозных текстов. Культура, искусство, стихосложение, литература, да и философия последние 2000 лет опираются как на свою основу и фундамент на религиозные писания. Народная  литература, поэзия, философия и искусство в целом подражают священным писаниям своих  народов. 

Писатели, поэты, философы, скульпторы, художники и даже архитекторы хотели бы уподобить свои произведения культовым религиозным писаниям, они хотели бы, чтобы их читали, истолковывали, на них смотрели снизу, верили тому, что они написали или произвели и не меняли вновь сотворенное.

С появлением чисто научных писаний о явлениях природы стало возможным изменять текст, так как ученый человек мог изменить свои взгляды на мир и частные объекты человеческого опыта. Часто такую практику критиковали некоторые читатели научных писаний, истолковывая новый текст как отступление от своей веры в свою научную правоту  и неизбежное следующее за тем изменение взглядов на мир. Тем самым научный текст становился менее священным, он принижался в сравнении с религиозными писаниями.  От этого выигрывала позиция богословов в сравнении с позицией ученых людей. В такой ситуации богословы исходили из общего, истолковывая частности, а ученые люди опираясь на частный опыт приходили к общему выводу, отличному от того, что запечатлен в священных текстах ветхого бытия и нового завета. То есть богословы придерживались дедуктивного метода, а ученые люди  использовали в основном правила индуктивной логики и теорий на ней основанных.

В 20 столетии была попытка использовать религиозный опыт в отношении истолкования и почитания священных текстов, примененный к текстам светского характера. Такими текстами в иудо-христианском мире стали работы Маркса, Ленина и Гитлера. Там, где превозносили Гитлера как вождя, там  запрещались и даже сжигались книги марксистско-ленинского содержания, а в советской части света запрещалось издавать и распространять книгу Гитлера «Моя борьба». Эта практика идеологической борьбы была взята на вооружение из религиозной сферы  противостояний двух разных верований, когда, к примеру, мусульмане могли запретить христианские трактаты или христиане в порыве фанатичной веры могли сжечь Коран или иудейские священные писания, а то пойти и дальше, уничтожив носителей и толкователей священных писаний. Такая же жестокая практика была распространена и в идеологической  борьбе, о чем после было написано множество художественных и научно-культурологических текстов.

С появлением возможности писать посты в интернете, отголоски той борьбы видны и слышны до сих пор. Многие неразумные души погрязли в религиозном и идеологическом противостоянии, привлекая на свою сторону новых богословов и ученых людей из академий и университетов. Многие  из них всю свою жизнь только тем и занимаются, что  доказывают правоту той или иной идеологической, научной или религиозной позиции, отраженной в том или ином тексте. В этом можно увидеть фантастическую преданность доктрине или вождю.

Если слова, предложения, знаки препинания в священных писаниях почитались и почитаются свято написанными, незыблемыми , неизменно имеющими божественную силу, то научные , а тем более художественные тексты не обладают такими свойствами, а поэтому их можно изменять, истолковывать как угодно, а главное им не обязательно верить. То есть светские тексты имеют силу воздействия на воображение читателя только во время их  чтения. Есть, конечно, так называемая гуманитарная литература светского характера и юридического содержания, которая дополняет религиозные писания для принудительного воздействия на частное и общественное сознание.

Многие составители художественных и поэтических текстов идут по  юридическому пути, мечтая сильно изменить общественное устройство и частный образ жизни. Но в последнее столетие появился целый корпус текстов, который не хотел бы запугивать людей или к чему-либо, принуждая, приучать. Такие тексты создаются, чтобы  развлекать читателей, отвлекая их от серых будней бытия. К таким текстам можно было бы отнести, как и многие другие развлекательные тексты, фантастические произведения, раскрывающие мир по-другому, дающие посмотреть на бытие в целом с другой стороны, толкующие происхождение мира, человека, отдельные вещи и предметы не так как было принято многие сотни лет подряд. Может быть, и любовные романы или детективные произведения углубляют понимание мира и человека в нем в определенном смысле для отдельного читателя. Но все же они создаются, чтобы увлечь историей и отвлечь  от  бытовых или даже батальных проблем. Фэнтазийные и фантастические произведения  создают мир заново с помощью слов и привычных предложений. Тем самым они для отдельного сознания в определенное время становятся священными и культовыми. Сознание читателя хочет верить, что мир начинался таким образом, что он был устроен когда-то или где-то именно так, а не иначе.

В этом контексте фантастические тексты, основываясь на научных фактах, взятых из научных трактатов представляют сознанию и воображению читателя совсем новый и необычный мир. Нужно быть талантливым фантастом и гениальным читателем, чтобы поверить тому, что отражено в фантастическом тексте. Если религиозные писания неизменны, научные и различные юридическо-бюрократические тексты мало и постепенно изменяются, то фантазийные произведения и мысли, изложенные в них, выигрывают от их перемены, развития и толкования . Так уж устроен искусственный текстовый мир. В него трудно поверить, его невозможно знать и он существует в самом человеке как в неком произведении бытия.

Если в религиозных текстах Бог сотворил небо, землю, дал людям огонь и воду, то  в научных писаниях божество исключается и на его место ставятся сами стихии, которые возникают по необходимости из ничего или из большого взрыва.

Фантастические произведения опираются на фантазию как основу  у автора и читателя, истолковывая происхождение жизни на Земле от инопланетных существ или иных необычных явлений, находящихся за пределами изученного и видимого мира. Если в религиозных творениях представляется и связывается так называемый конец света  с тем же божеством, то ученые люди ожидают конец разумного земного существования от природных явлений. Для фантаста открываются широкие возможности в описании конца жизни, но чтобы развлечь, а не только запугать и предупредить читателя рисуется перспектива выживания отдельной группы живых существ, которая может дать начало новому существованию на Земле или в другой части космоса.

Фантаст может взять за основу в описании конца света научный взгляд на происхождение мира. Если мир произошел из одной точки, из взрыва одной частицы, то и закончиться он может неожиданно в любой момент бытия в любой его мельчайшей частице, от ее взрыва как в самом начале большого взрыва. Из таких фантазий родилось опасение об уничтожении всего живого при поиске частицы Бога на Большом адронном коллайдере.

Наука держится на удивительных фантазиях о предполагаемом будущем, а вера - на внушаемых страхах, исходящих в основном из прошлого. Жизнь-на том  и на другом.


Рецензии