Тайна слова в романе Мастер и Маргарита

 "Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий."

Козьма Прутков.

 В культурах различных древних цивилизаций считалось, что буквы языка являются магическими символами, и, комбинируя их и соответствующие им числа, можно не только узнать будущее, но и повлиять на него. От себя могу добавить, что комбинирование букв не только влияет на реальность, но и позволяет проникать в скрытый смысл объектов, выявляя их потенциальные возможности. Этими знаниями и обладал Михаил Афанасьевич Булгаков.
 
 Рассмотрим применение этого метода на примере его знаменитого романа – «Мастер и Маргарита»:

– Вы хотите курить, как я вижу? – неожиданно обратился к Бездомному неизвестный, – вы какие предпочитаете?
– А у вас разные, что ли, есть? – мрачно спросил поэт, у которого папиросы кончились.
– Какие предпочитаете? – повторил неизвестный.
– Ну, «Нашу марку», – злобно ответил Бездомный.
Незнакомец немедленно вытащил из кармана портсигар и предложил его Бездомному:
– «Наша марка».

- Обратим наше внимание на название сигарет, предложенных Ивану, и на внутренний скрытый смысл, заложенный в структуру этого понятия:

НАША МАРКА = НАША КАРМА

- Посмотрим, каким образом понятие «карма» связано с персонажем, которому предложили сигареты:

ИВАН = ВИНА

- Как реагирует наш герой, на сделанное ему предложение? Его первая реакция охарактеризована как "мрачно". А ведь именно это состояние содержится во вновь выявленном выше понятии:

КАРМА = МРАК "А" (в дальнейшем мы увидим, как это "А" сыграет свою роковую роль)

- Следующее состояние нашего героя уже оценивается как "злобное", и этот нюанс отражается в другом персонаже, находящимся рядом с Иваном:

БЕРЛИОЗ = БЕРИ ЗЛО

 обнаруживая тем самым, как кармическая(причинно-следственная)связь приводит к закономерному итогу.

« Михаил Александрович так и попятился, но утешил себя тем соображением, что это глупое совпадение и что вообще сейчас об этом некогда размышлять »

- Ну, а мы продолжаем размышлять, т.к. и сам автор в лице своих героев намекает, что случайного ничего не бывает…

« Кирпич ни с того ни с сего, - внушительно перебил неизвестный, -
никому и никогда на голову не свалится »

- Итак, помните, кто направил Берлиоза к турникету в тот роковой для него день?

"Турникет  ищете,  гражданин?  -  треснувшим  тенором   осведомился
клетчатый тип, сюда пожалуйте! Прямо и выйдете куда  надо..." 

КОРОВЬЕВ - ФАГОТ = В ЕГО "ФАТО" - КРОВЬ

Fato (итал.) - рок, судьба
(Попутно замечу, что все языки связаны между собой и имеют один общий источник - праязык.)

"Берлиоз не стал слушать попрошайку и ломаку регента, подбежал к турникету и взялся за него рукой. Повернув его, он уже собирался шагнуть на рельсы, как в лицо ему брызнул красный и белый свет: загорелась в стеклянном ящике надпись "Берегись трамвая!"

БЕРЕГИСЬ ТРАМВАЯ = БЕРЕГИСЬ «Я» - ТРАВМА

- Что же это за «Я», которого надо остерегаться?.. За ответом на этот вопрос обратимся к эпиграфу романа:

"Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо"

- Хм… " Что наша жизнь? Игра! "

- И не просто «Игра», а этакая - «Спортивная Игра»… Этот скрытый смысл в заложен в то, что предложили Ивану:

"И редактора и поэта не столько поразило то, что нашлась в портсигаре именно "Наша марка", сколько сам портсигар. Он был громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник"

ПОРТСИГАР = СПОРТ - ИГРА

- А что в портсигаре?

СИГАРЕТЫ = ИГРЫ «СЕТА»

- Кто такой «Сет»?

Сет — в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти. Первоначально почитался как «защитник солнца-Ра» , покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов. Сет — бог-воин с красными жгучими глазами, единственный из всех, кто способен одолеть во тьме змея Апопа, олицетворяющего мрак и жаждущего поработить Ра в тёмных глубинах подземного Нила. Позже был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе Гора и Сета, персонификацией мирового зла, сатаной.

- Какое соотношение скрыто в Иване и Портсигаре?

ИВАН - ПОРТСИГАР = ИГРА - ПРОТИВ НАС

- И если учесть, какая часть силы над всем этим стоит («Я») - получается такая вот «спортивная игра»:

ИВАН, ПОРТСИГАР И «Я» = СПОРТИВНАЯ ИГРА

- Идём далее, куда угодила Голова Берлиоза?

ГОЛОВА = В ЛОГО "А"

- Где находится это «лого», разве не в трамвае с литерой "А"? И не это же "А" содержится в обнаруженном ранее понятии:

КАРМА = МРАК "А"

- Что потом произошло?

ТРАМВАЙ "А" = АЙ! ТРАВМА

- И в итоге голова оказывается на балу:

ГОЛОВА БЕРЛИОЗА = И БАЛ «ГОЛОВОРЕЗА»

" - Михаил Александрович, ... – Все сбылось, не правда ли? ... Это – факт. А факт – самая упрямая в мире вещь"

- По всей вероятности, за основу сюжета появления на блюде отрезанной головы Берлиоза на Великом бале у сатаны, был принят библейский рассказ о Саломее, которая за свой блестяще исполненный танец потребовала подать ей на серебряном блюде голову Иоанна Крестителя.

- Знаменитая фраза «Аннушка уже пролила масло…», предшествующая усекновению головы Берлиоза - ассоциируется с фатальностью предстоящих событий, их неизбежностью. То же самое произошло и с Иоанном Крестителем, оказавшимся заложником неосторожного обещания, данного царём Иродом Саломее - выполнить всё, что ей будет угодно, - за исполненный ею танец.

- Итак, внешней (видимой) причиной усекновения головы, в случае с Иоанном Крестителем, стала Саломея - в результате данного ей неосторожного обещания. А в случае с Берлиозом, этой причиной стало "масло" - в результате неосторожного с ним обращения.

- А теперь посмотрим, как «Великий комбинатор» зашифровал эти смысловые параллели:

САЛОМЕЯ = ЕЯ «МАСЛО» !!!

Ея - Искусственно-книжное Произношение формы род. п. ед. ч. от она (вм. живого произношения "её"), возникшее вследствие того, что эта форма до реформы орфографии 1917 г. писалась "ея" в отличие от. вин. пад., писавшегося "её".

(Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков)

- Получается так, что "аннушкино масло" не случайно сыграло роковую роль в судьбе Берлиоза:

АННУШКИНО МАСЛО - СУДЬБА "Я" = О,СЛОМАННАЯ СУДЬБИНУШКА

- Плохая карма ведёт на «дно», к своему «ловцу»…

ВОЛАНД = ЛОВ "ДНА"

- Ну, а кто же в романе символизирует противовес "дну"? Ответ как будто бы очевиден - бродячий философ Иешуа по прозвищу «Га-Ноцри». А что нам говорит наука о комбинировании букв?.. Какое странное «совпадение», не правда ли?

ГА-НОЦРИ = ГОРНИЦА

Горница, этимология - происходит от др.-русск. горьнь «верхний, горний», далее от гора.

- Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему.

ИЕШУА ГА НОЦРИ = ЦЕНИ ГОРУ «АИША» (арабск. – жизнь)

- Почему он пришёл именно в Ершалаим? Не потому ли, что там мешали Свету-Солнцу(«РА»)?

ЕРШАЛАИМ = МЕШАЛИ «РА»

«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город… …Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях»

- И, наконец... о самом авторе и его произведении. Посмотрим, какой внутренний (мистический) смысл несёт в себе его название:

Михаил Булгаков, роман "Мастер и Маргарита" =
= Мастер "ТАРО" и анаграмм - лихо буквами играл!

- Ни для кого не секрет, что автор был посвящён в древние знания и знаком с символической системой «ТАРО», включающей в себя и каббалу, - одним из разделов которой является наука о комбинировании букв.

"Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. Еще более побледнев, он вытаращил глаза и в смятении подумал:

"Этого не может быть!.."

"Эмбрион человека, развиваясь, повторяет все ступени эволюции – и в каждом человеке в неявной форме заключена история жизни на Земле. Точно так же в элементах языков заключены идеи и представления,о которых мы часто не имеем понятия..."

Виктор Пелевин.


P.S. При составлении вышеприведённой анаграммы, впрочем, как и всех остальных, мною не было ни добавлено, ни убавлено, ни одной буквы. Повторы букв также исключены. Ловкость букв и никакого мошенничества, вот главный принцип, которого я придерживаюсь при построении анаграмм. Многолетний опыт этимологических исследований и развитие интуиции - приносят свои плоды в этом направлении.


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.