Страсти от леди Каролины

Четырехчасовой полёт казался  бесконечным. Неумение засыпать в самолёте всегда тяготило меня. 
Не зная, чем занять себя, я просматривала предложенный стюардессой журнал. Мое внимание привлекли портрет дамы работы художника  Томаса  Лоуренса  и статья о Каролине Лэм.
Со страницы журнала на меня смотрела очаровательная молодая женщина с печальными глазами, от которых было невозможно отвести взгляд. Я сразу вспомнила её.
Почему-то мне не захотелось прочитать статью. Я погрузилась в свои воспоминания об  этой леди…
Они унесли меня в беззаботную юность, в то время, когда на предпоследнем курсе института, я , не задумываясь, выскочила замуж. В те времена наш брак не считался ранним. Хотя сегодня девушки в  двадцать лет не спешат под  венец. Естественно, что после свадьбы мы жили с родителями. Они взяли на себя все проблемы быта, включая материальные расходы на проживание.  Я была студенткой, а мой муж молодым  дипломированным инженером. На двоих нам было всего  42 года.  Его зарплаты  и моей стипендии  хватало  нам на шмотки  и отдых. Вечерами мы бегали на модные спектакли,  на показы фильмов, стояли в очередях на выставки.
Как-то мы попали на просмотр фильма  «Леди Каролина Лэм». 
Я помню то странное чувство, которое  оставила история  о безумно влюблённой женщине. Байрон  вместе с его  Чайльдом    Гарольдом  отошли на второй план. Безумство любви леди Каролины Лэм обрушивалось на зрителей как неуправляемая стихия, несущая погибель .
 Именно тогда в первый раз в меня закралась мысль, что дар безумства любви дан далеко не каждому. А уж в современную жизнь это явление вряд ли вписывается. Впрочем,  такой ураган  чувств имел просто разрушительную силу. Было непонятно – талант так любить это счастье или несчастье?.
Мне запомнился спор после просмотра фильма – почти все твердили  о невменяемости  героини, о том что у неё слишком много свободного времени. Какими только эпитетами не награждали Каролину Лэм.  Кто-то предложил представить себя на месте лорда Байрона  и сделал заключение – это ведь страшно оказаться объектом обожания такой безумной бабы .
Поскольку время быстротечно,  то фильм вскоре забылся. Жизнь шла своим чередом. Через год  я закончила  институт  с красным дипломом  и, почти одновременно, родила дочку.
Во время распределения мне предложили остаться на кафедре с возможностью работать над кандидатской степенью. Этот шанс нельзя было упустить, и все заботы о малышке взвалили на себя мои родители.
Мы с мужем словно соревновались  - его диссертация - моя диссертация, его карьера – моя карьера. Его научные труды – мои научные труды. Его докторская,  моя докторская…  Постепенно наша жизнь стала похожа на две прямые, которые не пересекаются. И мы тихо разошлись. Дочке к тому времени исполнилось 17 лет и ей не пришлось ничего объяснять. Зато нравоучений  от родителей мне избежать не удалось. Тем более, что я не смогла  внятно  объяснить причину развода. В итоге, купив себе небольшую квартиру , я сбежала  от родительской опеки.
С собой  прихватила только Дашу. Отношения между нами были не похожи на отношения матери и дочери. Скорее  мы были подругами. Причём иногда мне казалось, что Даша  рассудительней и самостоятельней  меня. И больше приспособлена к жизни.  Такой парадокс видимо случается .
Всю обстановку в новой  квартире мы приобретали  вместе,  и через несколько месяцев наше жилище имело  вполне обжитой вид. Даше удалось создать уют без хрустальных люстр,  массивной мебели и стеклянных витрин.  Все было просто и в стиле модерн.
В тот же год Даша поступила в  Академию  художеств. И я как будто вернулась в  мою забытую студенческую  юность. Теперь уже Даша таскала меня по выставкам и просмотрам, составляя плотный график на выходные. Причём умудрялась включать в него обязательное посещение бабушки- дедушки . Раз в неделю, во время семейной трапезы, мы обе, как нашкодившие школьницы, выслушивали лекцию о вреде неправильного питания, о еде всухомятку и о гастрите. А  потом бежали на очередную выставку. Я вдруг поняла  как соскучилась по свой беззаботной юности. И даже стало обидно, что предыдущие семнадцать лет я практически не жила – грызла гранит науки.
Я перезнакомилась со всеми Дашкиными друзьями, была в курсе их любви  и переживаний. Знала  я и о Дашином  романе.
Как -то в разговоре с дочкой  я посоветовала ей не спешить замуж. Удивленно вскинув брови Даша объяснила мне, что ранний брак не входит в ее планы.
- Ты только подумай – можно ли хорошую вещь назвать браком ? Вот надоест нам свобода, и тогда мы подумаем о планах на будущее.  Ты можешь не волноваться до моих  27 – успокоила меня Даша  и продолжила :
- А тебе, между прочим,  следует тоже подумать о себе.  У отца есть приятельница, моложе него лет на десять. Я недавно днем  обедала с ними. Девица с головой,  ум не обременен  наукой. Она его быстро приберёт к рукам и поведет под  венец. Будет готовить ему щи и котлеты.
 Я решила не обсуждать столь провокативную  тему. Тем более, что инициатором развода была  я сама.
Но Дашу было не остановить.
-Не  хочешь второй раз замуж, так заведи себе гостевой брак.
- Что завести?
Про гражданский брак я слышала, но про гостевой  – я понятия не имела  что это такое.
Даша пояснила мне , что это отношения без обязательств. Вроде каждый живёт сам по себе,  занятый работой,  а  выходные и праздники проводят вместе. Вместе едут отдыхать и ходят по гостям.
 - Утром сказала по телефону  «Доброе утро и хорошего дня».  И прекрасно. Не надо готовить, убирать и стирать. Не жизнь,  а вечный праздник.
В общем,  Даша решила,  что мне надо завести роман и объявила,  что в ближайшую субботу мы пойдем по магазинам обновлять мне гардероб.
Я с ужасом начала считать дни до выходных. Мне как-то не хотелось менять стиль одежды, а тем более причёску. Поскольку  Даша напомнила мне о возрасте – тебе ведь нет и 40-ка, а одеваешься как женщина в возрасте, я предположила, что она попытается одеть  меня в рваные  джинсы и футболку. Так как ходит сама.
Попытка объяснить  дочке , что зам.  директора института не может приходить на работу в чём ей вздумается, что есть определённый дресс  код и что от 40 лет меня отделяют только полгода, потерпели фиаско.
Дашка была уверена, что с преображением внешности, преобразится  и моя скучная (по её мнению) жизнь.
В субботу, с утра пораньше, я покорно пошла с ней в парикмахерскую. Единственное, что мне удалось выпросить -  это мой  обычный завтрак -  чашечку кофе и шоколадку.  Я предупредила – голодной  я из дома не выйду, и не поддалась на уговоры позавтракать потом в какой - нибудь кафешке.
Непонятно почему надо было назначать парикмахера в выходной день в 8 утра.
Но видимо у Даши были большие планы. 
Так или иначе, но в назначенное время мы зашли в салон,  и Даша подвела меня к парню лет 30-ти.
- Познакомьтесь – это визажист Макс,  а это моя мама.  Постарайся, пожалуйста, чтобы она выглядела как моя старшая сестра.
Макс усадил меня в парикмахерское  кресло и спросил, согласна ли я на стрижку.
На самом деле, я уже давно думала  укоротить длину волос. Но так удобно было по утрам закрутить волосы в узел, что  каждый раз  мои планы  на стрижку откладывались.
-В общем да, но с одним только условием. – и я попыталась объяснить, что на работе я должна выглядеть солидно.
А Дашкино «сделай пожалуйста маму лет на десять моложе» мне подходит только в домашней обстановке и на отдыхе.
Несколько минут Макс разглядывал меня,  а потом рассказал мне о планах. Стрижку, которую он подберёт , можно будет расчёсывать по- разному, кокетливо или солидно. Он мне покажет, как это делается. Но он настоятельно рекомендует покрасить мне волосы, чтобы подчеркнуть цвет глаз.
- Ваши серые глаза я оттеню махагоном. Классическое сочетание.
-Я не хочу красные волосы. Не представляю, как это будет выглядеть.
Будет выглядеть хорошо – пообещал визажист, и мне пришлось сдаться. Пусть делает что хочет, подумала  я. В самом худшем случае – перекрашусь.
Около двух часов мы с Дашей провели в салоне Красоты.
Максу действительно удалось меня изменить. Я  - была не Я.
 Положа руку на сердце, нужно было признаться, что вышла  я гораздо привлекательней, чем зашла. Даша была очень довольна переменой ,  к которой мне надо ещё было привыкнуть.
Она потащила меня в  ближайшую  Шоколадницу , где за чашечкой кофе мы должны были обсудить дальнейшие планы на сегодня.
А планы у дочки были генеральские. После первого успеха ей хотелось дальнейших побед.
Длительные походы по магазинам одежды и обуви так утомили меня, что я согласна была купить все обновки, предлагаемые Дашей, лишь бы скорее осуществить намеченное. Тем более, что с дочкой у нас был один размер и шмотки которые не прижились бы в моём шкафу, плавно переместились бы в её.
 К 6-ти часам у меня было только одно желание – оказаться дома, на своем диване с хорошей книжкой.
Но Даша не сдавалась. Она объявила, что нам осталось подобрать мне новые духи и я покорно поплелась за ней в магазин косметики.
Молодая продавщица в отделе духов вызвалась помочь нам в выборе. Она осмотрела новую меня с почти  бордовыми волосами и предложила мне духи "Mitzah" Dior.
-Это запах для женщин вашего типа -  запах утонченный, изысканный,  чуть хищный и в то же время  меланхоличный. Духи для леди. Леди Каролины Лэм.
Мне стало не по себе. Перед  глазами предстала эпатажная полураздетая  Каролина ,  сжимающая опахало.
Я не хотела даже нюхать эти духи. А Даша пришла от них в полный  восторг и духи были приобретены.
- Кстати, кто такая Каролина Лэм?
Удивившись  необразованности собственного чада, я предложила дочке посмотреть фильм.
Вот и замечательно – обрадовалась Даша – это будет нашим завершением  субботы .
Вечером она действительно отыскала в сети фильм.
Даша смотрела на экран как завороженная. Смерть леди Каролины настолько ее потрясла, что Даша разрыдалась.
- Ненавижу Байрона.  Ненавижу – шептала она словно мантру – А леди Каролина… Это ведь счастье испытать такую любовь. Испытать вулкан страстей.
Рассуждения дочки меня, одновременно, позабавили и разозлили.
- Счастье для кого? Это было безумием любви. Она превратила в ад жизни мужа и Байрона, не говоря уже о том, что погубила себя.
Я подошла к книжной полке, достала томик Байрона, нашла  стих, посвященный Каролине и прочла его вслух

Забыть тебя! Забыть тебя!
Пусть в огненном потоке лет
Позор преследует тебя,
Томит раскаяния бред!

И мне и мужу своему
Ты будешь памятна вдвойне:
Была ты неверна ему,
И Демоном была ты мне

Но Даша стояла на своём. У неё во всём был виноват лорд  Байрон, подлец,  который совратил леди  и не оценил любовь Каролины.
Я поняла, что на страсти в фильме мы смотрим по-разному… И что-то в Дашином суждении напомнило мне свои мысли в её возрасте.
На следующий день мы не возвращались к этой теме. Зато Даша похвасталась перед бабушкой и дедушкой успехами преображения мамы. Не уверена, что им это понравилось, но они и не выразили  ужаса от цвета моих волос.
В начале рабочей недели я получила массу комплиментов. А потом наступили трудовые будни. К моему новому имиджу  все быстро привыкли, и жизнь вошла в старое русло.
Я обратила внимание, что с годами время течёт быстрее, а недели кажутся короче. Очень быстро мне стало казаться, что я уже давно хожу со стрижкой. А волосы экзотического цвета стали мне почти родными. Но все Дашины усилия не изменили мою жизнь, её надежды  избавить меня от одиночества  не оправдались. Впрочем  я не чувствовала дискомфорта  и не хотела перемен. Моя жизнь  по-прежнему оставалась заполненной  работой, конференциями, походами  с  дочкой на выставки, в театры.  У меня практически не было свободного времени. Мне было хорошо.
Прошло чуть более полугода со дня моего преображения.   Приближалось Дашино двадцатилетие. Почему-то она решила отметить его в клубе. Я было подумала, что без меня. Но Даша настояла на моём присутствии.  Поскольку в клуб шли в субботу  вечером, то днем  Даша вытащила меня  к Максу . Краска, стрижка фен и макияж заняли почти 4 часа. На мой взгляд, мы были страшно измучены. На Дашкин – сногсшибательно красивы. Потом еще мы долго выбирали подарок от меня и от бабушки с дедушкой.  Потом Даше захотелось  выпить и поесть. Она сказала, что умирает от голода. Может быть, в другой день я бы возмутилась, но именинница  имеет право на капризы.
Короче говоря,  домой мы вернулись к 7 вечера. А в 9 надо было уже уходить в клуб.
Даша отвела мне 2 часа на отдых. Я прилегла на диван и мирно дремала под её разглагольствования.
Оказалось,  что кто-то принес на занятия книгу, в которой раскрывалось значение и происхождение имён. Оказалось, что имя Дарья  обозначает  ВЛАДЕЮЩАЯ  БЛАГОМ,  а мое  имя  - Радмила -  древнеславянское,   трактуется как  МИЛАЯ РАДОСТЬ.
Надо признаться, что это имя встречается очень редко. Скорее всего, меня так назвали в честь певицы Радмилы  Караклаич, которая очень нравилась моим родителям.
Короче говоря, щебетанье дочери не дало мне поспать. В 9 мы выехали из дома. В конце концов мне пригодились шмотки, которые когда-то подобрала мне Даша и которые висели в моём шкафу как ненужный  балласт.
По словам дочки, я выглядела в них офигенно,  на мой взгляд я выглядела как молодящаяся тётка.  Так что наши взгляды на мой облик несколько разнились.
В клубе нас уже ждала весёлая компания Дашиных друзей, которые собрались отметить её день рождения. Музыка,  танцы….
Через час, почувствовав  лёгкую усталость, я  с бокалом вина, присела за столик. В таком шуме я чувствовала себя не в своей тарелке. Очень хотелось уйти по-английски, не прощаясь. Вернуться в свою тихою  обитель,  к книжкам и дивану.
Я стала глазами искать дочку, чтобы сообщить ей о своём решении.  И тут я онемела  от удивления – к моему столику приближались Даша со своим отцом, которого я не видела года три.
- Я нашла тебе компанию по возрасту – быстро произнесла она обращаясь ко мне – и растаяла в танцующей массе.
Влад присел напротив меня. Он словно лишился дара речи, увидев меня в совершенно неожиданном образе.
Прозвучало несколько банальных фраз  об изменении во внешности,  о том, что я чудесно выгляжу. Потом заговорили  о дочке, потом о работе. Напряженность и неловкость куда-то исчезли. Наоборот, появилось какое-то ощущение, что и развода не было, не было этих долгих лет разлуки. Через  час общения мы решили покинуть клуб, не прощаясь ни с кем, даже с Дашей.
Впервые за много лет мы вновь, как в юности, бродили по ночному городу. И говорили, говорили, говорили…
Влад  почти не задавал мне вопросов о нашей с Дашей жизни. Он практически все знал от дочки. А для меня   всё,   что он рассказал о себе,  было неизвестно.  У меня внутри возник вдруг страх повторного расставания. И когда Влад спросил, куда  мы пойдем к тебе или ко мне, я не удивилась.
Я решила наказать Дашку неизвестностью, пусть поволнуется, куда исчезла её маман.
Если конечно она заметит, что я исчезла.
Квартира Влада оказалась небольшой и очень уютной. Видна была женская рука, которую я сразу узнала.
- Тебе Даша обставляла квартиру?
- Конечно,  Даша. Я не вмешивался, просто полностью положился на ее вкус. У меня не было времени заниматься  этим. А сейчас, 2  раза в неделю, приходит домработница . Да и дочка заглядывает часто. Кстати, можешь сменить шпильки на тапочки. Они Дашины. И халат в ванной тоже её.
Я заскочила в душ. Мне просто захотелось хоть секунду побыть одной, смыть с себя годы разлуки, и попробовать понять, почему я  предложила развестись, и почему Влад так легко согласился сделать этот шаг. Воистину, что имеем — не  храним, потерявши — плачем.
….
Утром, проснувшись, я долго лежала с закрытыми глазами  пытаясь осознать происходящее. Я слышала, как Влад встал. Потом ощутила запах кофе.
И загадала – если он принесёт мне чашечку кофе и шоколадку, то я никуда отсюда не уйду. Просто останусь здесь жить.
-Ты же не спишь – услышала  я – принести кофе?
Я кивнула и, затаив дыхание, стала ждать.
- Я помню, что на завтрак у тебя  крепкий кофе и чёрный шоколад. Но у меня нет шоколада. Так что кофе  ты будешь пить с Дашиными любимыми  конфетами. С трюфелями.
А это значило, что сегодня я уеду домой. И у меня будет время на раздумье. В это самое мгновенье  словно камень упал с души. Я вдруг вспомнила Дашины рассказы  про гостевой брак.
И про его удобства.  Поэтому на вопрос  где нам лучше обосноваться, я ответила очень уклончиво. И предложила на некоторое время вернуть  из ушедшей  юности  конфетно- букетный период.  А там разберёмся.
Судя  по удивлённому выражению лица, Владу эта идея не очень пришлась по душе. Но напоминание о приятельнице, которая лет на десять младше его, сделали Влада более покладистым.
- Так я же был свободным мужчиной. Просто роман был очень быстротечный. И женщина была не моя. Кстати, а зачем Даша тебе всё это рассказала?
- Думаю,  хотела позлить и вызвать ревность.
- У неё получилось?
- Не очень. Мне тогда  было комфортно в моей новой жизни. Без контроля, давления, нравоучений. Я просто искала себя.
- Нашла?
-Наверно да. Та Я никогда бы не ходила с красными волосами.
Влад  рассмеялся, заметив,  что я и вправду изменилась.  В лучшую сторону.
………
С тех пор прошло около двух лет. Я познала все прелести свободы и брака без обязательств.
За это время мы несколько раз  съездили  вместе в отпуск, проводили вместе праздники и выходные, ходили на обеды к родителям.  Причём  последние были просто счастливы, что закончился этот «бред с разводом» без веской причины. Потому что мне вдруг так захотелось.
И вроде все было хорошо. Мы оба были рады этой смеси свободы с несвободой, находясь на грани  постоянного перехода одной в другую.  И от этого даже время стало казаться каким-то  гранённым.
Но две недели назад Даша вдруг сообщила нам, что  собирается замуж и очень надеется, что её родители съедутся  и освободят молодожёнам одну из  квартир. Любую их двух.
Она объяснила нам,  что всё в этой жизни имеет конец. И конфетно- букетный период   или выражаясь современным языком, наш гостевой брак, уже должен перейти в нормальный .  Впрочем, мы уже  сами к нему  созрели.
 Дашины  отношения с  парнем длились к тому времени  уже четыре года.  Тихие, спокойные отношения людей, которым хорошо вместе.
- А как же можно выходить замуж, когда нет безумной страсти как у Каролины Лэм? – напомнила я Даше про наш давнишний спор. Дочка в ответ рассмеялась и призналась мне, что, к  глубокому сожалению,  я тогда была права. У Каролины это было безумие любви. Стихийное бедствие  чувств, ураган разрушительной силы. Он совершенно не вписывается  в реальность жизни.
……..
В раздумьях о происходящем,  полёт прошёл незаметно.  Перед посадкой меня вдруг осенило.  В 42 года скончалась леди Каролина Лэм. И мне сейчас  тоже 42 года. Возраст, когда я  разобралась в самой себе и произвела переоценку ценностей.
И начинаю жизнь с чистого листа. Правда, с учётом прошлых ошибок.


Рецензии
Жизненные бури и ураганы проносятся, после них мы приходим к равновесию и балансу.Но воспоминания остаются с нами.

Лена Лена 2   02.03.2019 14:39     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.