Не дедушкина история

  "Удивительное рядом:написал человек, взявший и разыскавший дедушку печально известной Светланы Алексиевич, которая и сама-то толком его не искала. Хотя использовала его в литературных целях",- сообщил в Фейсбуке историк, координатор проекта "Электронная книга памяти Украины" Дмитрий Заборин.
  Он приводит цитату из книги Алексиевич "У войны - не женское лицо:"Все для нас взяло начало из того страшного и таинственного мира. В нашей семье украинский дедушка, мамин отец, погиб на фронте, похоронен где-то в венгерской земле".
  Оказывается, не "где-то", а точно было известно с самого начала, достаточно было заглянуть в "книгу погребения" воинов 797 стрелкового полка 232 стрелковой дивизии, в которой указано, что Пира Пётр Маркиянович, дед Алексиевич, погиб 20 февраля 1945 года, и похоронен в одиночной могиле в саду у дороги деревни Стожок, Банко-Быстрыцкий край. 
  Отыскал эти сведения поисковик Анатолий Митянеко, и даже связался с тамошней мэрией.
  Дмитрий Заборин не знает, какой будет реакция Алексиевич на это сообщение, но лично его оно - "комплексно впечатлило".
  Предугадать несложно, зная Алексиевич и её творческий метод создания книг. Если дедушка ещё понадобится в каком-нибудь произведении, она даже спасибо скажет поисковику, при этом будет утверждать, что в советское время такие сведения добыть было трудно. Хотя можно было просто заглянуть в "похоронку", прежде чем похоронить дедушку "где-то в венгерской земле".
  Такими "мелочами" она никогда себя не утруждала, поэтому не все женщины, воспоминания которых о войне записывала Алексиевич, а позже афганцы, восприняли её сочинения как правду жизни, и кое-кто судился с ней за искажение истины:"мы такого не говорили".
  Но началась перестройка, а там и Союз распался, и даже эти судебные процессы Алексиевич использовала себе во благо:против неё, дескать, выступили те, кто  против перемен в жизни, кто обладает совковым мышлением.
  В 1994 году умер Алесь Адамович, которого в своей Нобелевской речи 7 декабря 2015 года она назвала своим учителем. "Мой учитель Алесь Адамович, чьё имя хочу назвать сегодня с благодарностью, тоже считал, что писать прозу о кошмарах  двадцатого века кощунственно. Тут нельзя выдумывать. Правду надо давать, как она есть".
  Алесю Адамовичу в минувшем году исполнилось девяносто лет.  Была надежда, что к этой дате, наконец-то откроют музей в его родной деревне Глуша Бобруйского района. Получив Нобелевскую премию, Алексиевич перечислила на его создание пять тысяч долларов. Но поскольку дополнительно к этой сумме удалось собрать совсем мало денег, то оказалось, что её не хватает даже на оплату проектной документации.
  Теперь местный активист Андрей Архипенко пытается собрать деньги хотя бы на бюст Алеся Адамовича.
  А, между тем, чуть ли мгновенно по инициативе белорусского издателя и белорусских писателей были собраны средства на перевод с русского на белорусский язык пяти книг Алексеевич, 65 процентов суммы внес Белпромгаз.
  Предполагалось собрать 40 тысяч белорусских рублей, а собрали - 219.
  И куда же пойдут "лишние" деньги? На печатание дополнительного тиража книг Алексиевич.
  Почему бы "ученице" не передать их на музей "учителю"? И вообще возглавить совет по его созданию?
  Нет, Алексиевич не любит "чужие" хлопоты. Ей предлагали возглавить комиссию по рассмотрению проектов памятника в Куропатах - месте расстрела жертв сталинских репрессий. В том числе и десятков представителей белорусской творческой интеллигенции. Но она отказалась:мол, этим делом должны заниматься специалисты.
  А вот рассуждать о том, какой плохой была бывшая страна,- это всегда пожалуйста. "Я жила в стране, где нас с детства учили умирать,- глаголила Алексиевич с трибуны Нобелевского комитета.- Нам говорили, что человек существует, чтобы отдать себя, чтобы сгореть, чтобы пожертвовать собой. Учили любить человека с ружьем. Мы выросли среди палачей и жертв".
 Выходит, если стать на точку зрения Алексиевич, дедушка у неё был "неправильный", ведь он тоже отдал себя и пожертвовал собой.
  Впрочем, то, что он был украинцем, ещё Алексиевич может пригодиться. К примеру, недавно она подписала обращение группы российских писателей и других представителей творческой интеллигенции к Путину, озабоченных судьбой украинского режиссера Сенцова.
  Об узнице Надежде Савченко Алексиевич больше не вспоминает. А когда она сидела в российской тюрьме, принесла посылку своих книг в украинское посольство в Минске, чтобы те передали Надежде.
  Савченко книги Алексиевич получила, но, выйдя из тюрьмы, призналась, что ни одной так и не прочла.
  Но если бы теперь, когда Савченко сидит в украинской тюрьме, Алексиевич прислала бы ей свои книги, отношение к ним Надежды наверняка могло быть иным,- куда более благодарное.
  Теперь же она читает книгу беглого олигарха Онищенко "Пётр Пятый", с которой даже приходила на судебное заседание, пообещав со временем взять у него автограф.
  Но если в Украине всё изменится, и Надежда Савченко выйдет на свободу и снова станет знаковой фигурой, Алексиевич о ней наверняка вспомнит. И о том, как в своё время печалилась и заботилась о ней.
  А что до дедушки, то, может, даже попросит у украинского поисковика адрес его захоронения.
  Алексиевич уже много лет анонсирует книгу о любви, которую она мечтает написать. Так почему бы не рассказать очередную семейную сказку о том, как дедушка полюбил бабушку, и какие они были в молодости "насквозь" патриотически-украинские?
   
    
   
 


Рецензии