Мечта и тайна доктора З

Шахматный клуб “Ладья”. Кто не знает – он находился в Ленинграде, теперь – в Санкт-Петербурге, вблизи Невского, на Владимирском проспекте. Посещаемый весьма уважаемыми людьми – и действующими, и не состоявшимися чемпионами мира, а также многочисленными, можете поверить очевидцу, любителями шахмат.

Я, еще молодой, спортсмен, отец трехгодовалого пацана, пытаюсь совместить футбол, легкую атлетику с шахматами. Просто интересно, и голова работает. К вящему ужасу осознаю, что после двухчасовая партия выжимает столько соков, столько не под силу двум таймам.

А соперники – от пятнадцати до девяноста, не преувеличиваю. Иногда, если по пути домой, мне составляет компанию один из шахматистов. Правильнее сказать – в качестве компаньона выступаю, я, ибо коллега, так сказать, немолод. Невысокий, плотный, аккуратный, в огромных роговых очках – как сейчас помню, плюс девять.

Идет не быстро, но уверенно, мы сворачиваем на Загородный, мимо так называемого “дома Дельвига”, где тот снимал комнатушку. До сих пор, пусть и окрашенный, дом выпадает из общего плана проспекта, но что до того ревнителям. Вот мы помрем, и что, каждое наше местожительство?

Коллега, по известным причинам я не могу называть имени, пусть будет доктор З, рассказывает, пытаюсь внимать, но молодые уши… запоминаю навечно лишь одно (тогда мы играли в турнире второго разряда) – «Мечтаю умереть перворазрядником». Увы, мечте не суждено сбыться, как и вечной жизни.

Я иногда предлагаю помощь – может, сходить куда-то, принести продуктов, что-то по хозяйству. У меня нет никаких задних мыслей, жильем обеспечен, родители живут неподалеку, все хорошо, так, человек стар. Просто помочь. Но – «Владимир, спасибо, я знаю, Вы из самых добрых побуждений. Но если я приму помощь, пусть живу один, но магазин внизу, до третьего этажа спуститься могу. Тогда я расслаблюсь, а это, в мои-то года…. И постараюсь дотянуть до первого разряда».

Мне позволяется донести покупки до подъезда, не более.

И я спешу к любимой жене, порадовать своими успехами, поиграть с сыном, и дождаться момента, когда мы останемся вдвоем….

Доктор З по дороге большей частью расспрашивает меня, ему интересно, как живет современная молодежь, и почему “Сайгон” – в полусотне метров от клуба, стала Меккой, ему интересно. В общем-то, в том не было ничего необычного – центр, удобное место, вкусный кофе из автоматов, и в помещении можно курить. Некоторые потом пытались «приватизировать» – мол, там собирался интеллектуальный цвет общества и андреграунд, но это далеко не так. Ведь там бывала почти вся молодежь.

***
Как-то раз я спросил доктора З – «А Вы, доктор З, ведь не только в шахматы играете?» – «Да, я был адвокатом, даже Председателем коллегии».

Для меня – ну что мог знать об адвокатах комсомолец, пусть и не очень верящий в светлое будущее? Я не настойчив, мне просто интересно. Но не выдерживаю, и спрашиваю: «А Вам не приходилось, ну, спасать людей в безнадежной ситуации, когда. Висит дамоклов меч правосудия?»

Отнюдь не рассчитывая на ответ.

Он задумывается, и, примерно через неделю, рассказывает.

Меня прошибает холодный пот, я не могу понять, неужто подобное бывает?

«Да, мне как-то удалось спасти человека от расстрела, полгода длился суд, и заменили на десять лет».

Я – весь внимание, что-то пробивает, но не могу сообразить. Рассказывает подробности дела, пусть давнего. И добавляет:

«Хотелось бы узнать, как сложилась судьба того человека. Прокурор требовал смертной казни, но… молодой парень, только что вернувшийся из армии, шофер. Везет уголь в один из дворов Васильевского острова…. Въезжает задом, и не видит, что возле стенки – женщина. Когда понимает, уже поздно. Шок. Вместо того чтобы переключиться на переднюю передачу, жмет на газ… Бедную женщину буквально размазывает о стену. Инкриминируется зверское убийство, с особой жестокостью….
Но мне удалось, – не без гордости произносит доктор З., – убедить суд, а это, знаете, в тех условиях».

Я не знал, откуда…. Но….
Шесть лет назад. Экспедиция, я с гордостью выполняю порученную работу, мы колесим по степи Оренбургской области и Казахстана, мне даже доверяют руль. Анатолий – настоящее имя не называю, – учит, как правильно держать руль, не съезжать с дороги, как заводить полуторку при помощи рукоятки.

Отличный мужик, безотказный и работящий. Нашего шофера настигает хворь. Но Анатолий наотрез отказывается сесть за руль, пусть вокруг на десятки километров степь, и каждый колесит, будучи уверен, что за день не попадется ни одной встречной машины. Я кое-как справляюсь с обязанностями, а потом, на стоянке, спрашиваю у бригадира – мол, что, как и почему? Он кивает, и рассказывает историю, которую вы только что узнали…. И добавляет – «Квартиру отобрали родственники, как у сидельца, вот он третий год и вербуется в экспедиции, а потом зимует там же…. Жаль мужика, но ничем. Кроме крова и работы, помочь не можем». Да и кто станет заниматься человеком с расстрельной статьей?

Через пару недель – мы иногда заезжали на базу, получали зарплату и устраивали выходные, находим Анатолия в невменяемом состоянии. То есть, обнаружили, что его нет, и отправились на поиски. Находим в траве, возле канавы. Он зажимает в руках полупустую бутылку из-под водки и еще дышит. Сколько выпито – никто не скажет. Тоска... Хватаем его под руки и несем в амбулаторию. Фельдшер смотрит осуждающе, я понимаю.
А печень отказала.



Несколько часов мы долбим могилу возле мусульманского кладбища. Ломами, стирая руки до крови, но положено два метра.

Прощаемся, бригадир стреляет из берданки, поминаем. А сообщить некому!!!!

Рассказываю доктору З, не может быть, чтобы такая история была простым совпадением.

Садимся в скверике – обычно доктор З направлялся сразу домой. Сидим. Его белоснежный платок влажнеет. Вот такие дела….

Остаток пути проделываем в молчании…

Начинается лето…. А после – совсем иные заботы, мы переезжаем в другой район, и на фоне этих проблем шахматы кажутся какой-то игрушкой.

Но в начале зимы я как-то зашел в клуб. Спрашиваю – «А где доктор З?» – «Не знаем, давно не появлялся, может, уехал куда или просто помер. В восемьдесят-то семь лет…».

А я помню. И несчастного Анатолия, и несгибаемого доктора З.

***
Уж коль я коснулся шахмат, то никак нельзя не рас
сказать о нескольких забавных и не очень эпизодах.

В той же «Ладье» проводилось масса турниров. Многим, как и незабвенному доктору З хотелось во что бы то ни стало получить первый разряд. Для этого было необходимо в турнире второразрядников набрать определенное количество очков и завоевать заветный разряд и значок. А там, кто не шутит, четвертьфинал первенства города, и новые перспективы. Но не всем это удавалось. А хотелось…

Если недостает умения, а хочется? Правильно, договорные игры. И купить половину очка или целое можно было. Некоторые завсегдатаи, которым совсем не нужна была мирская слава, сдавали партии. Хотя в их квалификации сомневаться не приходилось. Гонораром служил тот самый, незабвенный, портвейн три семерки. Значок то можно получить, но обладатель, увы, сильнее не станет.

Первый разряд я честно заработал, даже сыграв вничью с квалификатом, но вполне трезво оценивал свои возможности. Наблюдал, как играл в блиц – после приема стакана, один из «доноров». Конечно, тоже на стакан. И, к сожалению, не рискнул. Но понял все…

А в шахматы играли не только в клубах, но и под открытым воздухом. Одним из плацдармов был «Катькин садик» – сквер на площади Островского перед Александринским театром. (Полное официальное название – Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский)).

Теперь, как говорят, его облюбовали личности нестандартной ориентации, не встречал, они мне не интересны, а прежде – шахматисты. Располагались на скамейках, раскладывали шахматы, ставили часы. И начинались баталии.

Если кто-то считает, что шахматы не азартная игра, то глубоко ошибается. Азартная, и причем на интерес. Стандартная ставка – рубль, впоследствии может удваиваться и расти в геометрической прогрессии.

О себе – немного, да, участвовал. Молодой был и бегал быстро.
А приходилось наблюдать.
Кто бы сомневался, Россия – страна советов. Так вот, на скамейке – доска, играют двое, увлеченно. Позиция сложная, требуется анализ. Заинтересованные зрители молчат, никаких комментариев. Наверное, что-то на кону серьезное, как и игроки. Но, как всегда, находится некто, не знающий сути дела, и… «Лошадью ходи!»

Это я фигурально, не столь важно, что она сказал. Но в тот же момент, фигуры смахиваются с доски, и доска – деревянная, между прочим, так легко обрушивается на голову советчика, а некоторые фигуры летят ему в физиономию. Как в кино. Ошарашенный мужик приседает, смахивает кровь со лба и ретируется аллюром три креста.

Хорошо, что играли без часов, те, конечно, потяжелее, и урон от них незадачливому подсказчику был бы гораздо больше.

***
Уже подготовив статью для публикации, я решил еще раз внимательно пройтись по знакомым местам. И открыть еще одну тайну.

Владимирский проспект. Зоомагазин, рядом с которым вход в клуб «Ладья», все также плавают в аквариумах рыбки, в клетках – разноцветные попугайчики. Сердце невольно забилось чаще – а вдруг? Нет, «вдруга» не случилось.

Все тот же двор, но, вместо шахматного клуба – коллегия адвокатов! Мистика, да и только! Интересно, что сказал бы несгибаемый доктор З?

Круг замкнулся, и осталась память.

А сделанную сегодня фотографию я поместил в самом начале статьи.


Рецензии
Спирали жизни бывают круче любой придумки...

Борис Готман   18.09.2018 13:47     Заявить о нарушении
Да, это так.
Тогда мне было в одном из эпизодов 18, в другом - 23.
И это первый раз, когда случилось такое совпадение.
Но отложилось в памяти не только поэтому.
Совершенно разные люди, и по-своему, но не смирялись с действительностью.
(Полностью очерк - в моей книжке, пришлю после выхода №14, вместе).

Владимир Митюк   18.09.2018 22:42   Заявить о нарушении