Человеку нужны розы

 Заметка Модеста ЛЕБЕДИНСКОГО

 15 июля 1993 год
 ЗДЕСЬ ТВОРЯТ КРАСОТУ

 В начале нынешнего века (20- го) в Саратове губернским мелиоратором работал Николай Иванович Сус, ставший впоследствии профессором, известным на всю страну учёным- лесоводом. Так это ему во многом обязан своим рождением аткарский питомник. Не без большого труда ему удалось доказать высокопоставленным чиновникам лесного департамента в Петербурге, что Саратовской губернии крайне необходимо хозяйство для выращивания сеянцев и саженцев самых неприхотливых деревьев и кустарников, так нужных для облесения склонов оврагов, терзавших наши прекрасные чернозёмы. Уже тогда передовые люди России думали об экологии, о самом бесценном нашем сокровище- родной земле.
 Новому хозяйству в 1913 году городские власти Аткарска отвели 19, 8 десятин неудобных земель в трёх километрах от тогдашних окраин города, дали лошадь. И уже в дореволюционные годы питомник начал исправно поставлять для посадки приовражных лесополос десятки тысяч саженцев, «помогая Богу», как выразился Чехов в одном из своих писем в похвалу лесоводам, создавать новые деревья.
 Вот этот отрывок. Корней Чуковский о Чехове: «Создавая в «Дяде Ване» образ фанатика древонасаждения Астрова, Чехов, в сущности, писал автопортрет.
 Этот образ лесовода- романтика, поэтически влюблённого в деревья, был так дорог Чехову, что на протяжении нескольких лет он обращался к этому образу трижды. Сначала — в письме к Суворину, где лесовод появляется в качестве «пейзажиста» Коровина, который в детстве посадил у себя во дворе небольшую берёзку. «Когда она позеленела и стала качаться от ветра, шелестеть и бросать маленькую тень, душа Коровина наполнилась гордостью: он помог Богу создать новую берёзу, он сделал так, что на земле стало одним деревом больше!»

 Потом Коровин преображается в помещика Михаила Хрущёва, который так любит леса и хлопочет о спасении каждого дерева, что соседи зовут его Лешим. Этого защитника и друга лесов Чехов даже поставил в центре всей пьесы, которая так и была названа — «Леший».
 В «Дяде Ване» Хрущев преображается в доктора Астрова, который говорит вслед за Лешим: «Когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что… если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я».
 Все это Чехов мог бы сказать о себе, потому что в деле озеленения земли, как и во всём остальном, был неутомимо активен. Ещё гимназистом он насадил у себя в Таганроге небольшой виноградник, под сенью которого любил отдыхать. А когда поселился в разорённом и обглоданном Мелихове, он посадил там около тысячи вишнёвых деревьев и засеял голые участки елями,  клёнами,  вязами,  соснами,  дубами и лиственницами — и Мелихово всё зазеленело.

 А через несколько лет, поселившись в Крыму, на выжженном пыльном участке, он с таким же увлечением сажает и черешни,  и шелковицы,  и пальмы,  и кипарисы,  и сирень,  и крыжовник,  и вишни и,  по его признанию,  буквально блаженствует — «так хорошо, так тепло и поэтично. Просто один восторг».
 И конечно, не раз он делится своим счастьем с другими: посылает родственникам семена в Таганрог, чтобы и те развели у себя хоть какой- нибудь сад. И дарит свои деревья соседу, чтобы и у соседа был сад.
 А когда в своей «Дуэли» он захотел показать, как никчёмно было паразитарное существование Лаевского, он раньше всего обвинил его в том, что Лаевский в родном саду «не посадил ни одного деревца и не вырастил ни одной травки». Когда же он вздумал изобразить гуманиста, проповедующего озлобленным людям мудрое счастье безграничной любви, он вложил эту проповедь в уста садовода, проведшего с цветами всю жизнь, так как садовод показался ему наиболее достойным носителем таких светлых идей («Рассказ старшего садовника»).
 В нём самом никогда не угасала потребность сеять, сажать, растить. По словам его жены, он ненавидел, чтобы в его присутствии срывали или срезали цветы. Настойчиво твердит он в своих письмах, что садоводство — его любимое дело. «Мне кажется, — пишет он Меньшикову в 1900 году, — что я, если бы не литература, мог бы быть садовником».
 И своей жене через год:
 «Дуся моя, если бы я теперь бросил литературу и сделался садовником, то это было бы очень хорошо, это прибавило бы мне лет десять жизни».
 И обращается с шутливым вопросом к одному члену таганрогской управы, нельзя ли дать ему место садовника в городском саду Таганрога.
 И, словно о важных событиях, сообщает своим друзьям и родным:
 «Гиацинты и тюльпаны уже лезут из земли».
 «Конопля, рицинусы и подсолнухи тянутся до неба».
 «Мои розы цветут изумительно». «Розы у меня растут необыкновенно».
 А когда расцвела у него в Ялте камелия, он поспешил сообщить об этом жене телеграммой.
 В каждом цветке — как и в каждом животном — он чувствовал личность, характер, индивидуальные качества. Это видно из того, что иные породы цветов были ему особенно милы, а к иным питал он враждебные чувства. Не только к людям, но даже к цветам не умел он отнестись равнодушно.
 «У Вас 600 кустов георгин, — писал он Лейкину ещё в 1884 году. — На что Вам этот холодный, не вдохновляющий цветок? У этого цветка наружность аристократическая, баронская, но содержания никакого… Так и хочется сбить тростью его надменную, но скучную головку».
 Больше всего были любы ему цветущие вишневые деревья.
 Недаром главным героем своей предсмертной поэтической пьесы он сделал вишневый сад — «весь белый», «молодой», «полный счастья».
 Когда Чехов сообщил Станиславскому, что пьеса так и будет называться: «Вишневый сад», он, к удивлению Константина Сергеевича, закатился радостный смехом, и Станиславскому стало понятно, что речь идёт «о чем- то прекрасном, нежно любимом».
 Ещё прекраснее и любимее сад, изображённый Чеховым в «Чёрном монахе», воплощающий в себе счастье великого садовода Песоцкого.
 И оба раза, когда Чехову и в пьесе и в повести понадобилось показать катастрофу всей жизни людей, он изображает её как гибель их любимого сада. Для садовода Песоцкого гибель сада и смерть — равнозначащи.
 Не только к озеленению, оплодотворению земли чувствовал он такую горячую склонность, но ко всякому творческому вмешательству в жизнь.
 Натура жизнеутверждающая, динамическая, неистощимо активная, он стремился не только описывать жизнь, но и переделывать, строить её»...

 В последующие годы, несмотря на все трудности, хозяйство продолжало расти. К семидесятым годам совхоз декоративных культур (так он стал называться), уже имел более двухсот гектаров земли, прекрасную коллекцию сиреней, розарий, прославивший хозяйство, свой дендрарий, где собраны растения со всех уголков страны и многих стран мира. Здесь выращиваются в промышленных масштабах семена самых разнообразных цветов. Килограмм некоторых из них стоил ещё не так давно столько, сколько новая легковая автомашина, но и набрать этот килограмм огромного труда стоил! Особенно если семена эти совсем крошечные и лёгкие, как маковые зёрна.
 Помнится, как школьников до войны водили сюда на экскурсию, а также помогать работникам питомника. Глаза разбегались от увиденной красоты. Вернувшись с фронта, я первым делом побывал на питомнике. Был рад, что в самые трудные годы здесь сохранили всё, что с таким трудом накапливали десятилетиями напряжённого труда. Уцелели даже берёзы, посаженные ещё до революции, видимо, в год создания питомника. Стоят они и по сей день.
 Берёза- дерево долговечное, но, конечно, не на городских улицах, где воздух бывает загрязнён промышленными выбросами и автомобильными выхлопами. Они чувствуют себя привольно в лесополосах даже рядом с дорогами.
 В 1969 году питомник стал называться совхозом декоративных культур, и это окончательно определило его профиль. Выращивание саженцев плодовых деревьев и кустарников, конечно, не прекратилось, но, уже как- то отошло на второй план. Прибавилось много разной техники и машин, и зарубежной, например, сложные машины для очистки крошечных семян цветов, газонных трав, спрос на которые в то время резко возрос повсюду.
 Розы, сирень, декоративный боярышник, голубые ели и многие другие растения, поражающие своей красотой, ещё лет тридцать тому назад можно было видеть на ВДНХ, на московских улицах и парках, в Саратове, на волжских гигантских электростанциях, в Ульяновске. Аткарские розы попали и в Чехословакию, туда их завезли вездесущие туристы, ездившие туда не только из любопытства, но и добывать приличную и дешёвую обувь и одежду.
 Работа в этом уникальном совхозе, где творят красоту, нелёгкая. Как почти везде, в сельском хозяйстве, не все производственные процессы поддаются механизации, но всегда находились энтузиасты, десятки лет своей жизни посвятившие питомнику и его удивительному дендрарию, о котором мы уже рассказывали в одном из выпусков нашей страницы. Я хорошо знал Бориса Владимировича Руднева, Сергея Павловича Григорьева, Антонину Владимировну Дмитриеву, в разные годы руководившие хозяйством, многих рядовых цветоводов, садоводов, механизаторов.все они были людьми неординарными, знавшими и любившими своё дело.
 … Даже в позднюю осеннюю пору и зимой ярко светятся в ранних сумерках просторные теплицы, похожие на авиационные ангары. В них практически круглый год, а особенно зимой и ранней весной ведётся сложная работа. Ведь человеку нужен не только хлеб, но и розы.
 Ещё в древности восточные мудрецы заметили, что если в государстве много начальства  и пыли- значит оно в упадке, а если в нём много цветов и песен- в расцвете.
 Будем надеяться, что коллектив необычного совхоза, отмеченного во всех справочниках для любителей- цветоводов, преодолеет все трудности нашего очень нелёгкого времени, когда кусок ливерной колбасы стал на какое- то время дороже цветка розы, даже знаменитой Глории Дей, что в переводе с латинского означает- «Слава Богу» и красоту которой словами нельзя передать, она изменчива, как красоты зари.
 Так пусть на аткарской земле цветут знаменитые розы.

 В розарии совхоза цвели и Глории Дей…

 Позже совхоз уничтожили. Розарий- тоже. 


 Заметка Виктора АВДЕЕВА

 АТКАРСКИЕ РОЗЫ
 
 9 марта 2000 год

 Роскошная в своё время теплица, принадлежавшая некогда заводу “Эридан " (4- й километр), в последние годы пережила немало, что называется, потрясений. Менялись её хозяева, рассчитывавшие "озолотиться", не вкладывая денег. Не вышло.
 И вот уже два года теплица находится на балансе Аткарского ГМПОЖКХ в качестве подсобного хозяйства.
  — Как бы там ни было,- говорит генеральный директор Стефан Андреевич  ГОЛИК, - но мы стараемся вживить теплицу в нашу экономику. Понемногу осваиваем секреты её содержания. Эта теплица- довольно калиталоёмкая
 структура в нашем хозяйстве.  Ведь она требует обогрева в течение более полугода.
 По словам С. А Голика, общая площадь теплицы составляет сейчас около 3000 квадратных метров.
 Задействованные в работу пока 2100.  Выращиваются здесь цветы, рассада овощных культур, растут даже и цитрусовые: лимоны, гранаты. Обслуживающий персонал, конечно, женщины. Всё растет и благоухает здесь благодаря их заботливым и нежным рукам.
 В прошлом году они вырастили более 70 тысяч различных цветов, которые были рассажены на клумбах городских улиц. На рынке торговали рассадой помидоров, капусты, баклажанов, перца. Работницы теплицы и к новому сезону готовят в изобилии рассаду овощей. Теплица должна приносить доход.  Это хозяйственное кредо С. А. Голика На решение этой задачи направлены все усилия коллектива.

 тоже нет.

 Тамара ПОРЫШЕВА 22 мая 2018.

 МОЯ ИДЕЯ  "возродить аткарские розы" на данный момент успешно "раскручена".

 Для этого мне надо было сделать очень много.

 Во первых- заявить, что я буду возрождать бренд "Аткарские розы".

 Во- вторых: я сделала штук 300 маленьких шёлковых розочек. Продать не удалось. Раздала знакомым. Вышила крестиком 9 картинок с розами, делала бусы из домашнего холодного фарфора, украшала одежду розочками, делала их из ткани, мужниных джинсов, кстати, очень красиво, стиль"Бохо".

 В- третьих: писала о розах стихи, сказки. Несколько организаций подхватили мою идею и организовали в 2016 году небольшую выставку на День Города.

 В 2017 году прошёл Первый Фестиваль Аткарской Розы.

 Я написала к этому дню песню "Розы, розы, розы". Её исполнили 17- м номером во втором концерте, часов в 8 вечера, хотя, фестиваль начался утром. Были ненавистники, которым чуждо всё прекрасное.

 Простые аткарчане оказались большими молодцами!
 Рассадили розы у школ, в садах, парке, в городе и по району, в Саратове...

 За год- два много не сделаешь, тем не менее, люди очень стараются. Сшили своим детям костюмы роз, красивейшие платья, сделали украшения, фотографии... Город- ожил! Заинтересовался!

 У меня готов текст песни ко Второму Фестивалю Аткарской Розы (2018)...
 -----------------

 Фото из инета: Глория Дей- "СЛАВА БОГУ"... и, дай нам Бог!!!...всего хорошего.
 Всем- счастья!

 Тамара ПОРЫШЕВА.


Рецензии