Сумгаит - кровавый закат...

 В этом рассказе, описаны реальные события происходившие в г. Сумгаите в начале 1988-го года. Все имена героев рассказа вымышленные.  1988-ой год. 28-го февраля.
Это было в далёкие 80-е годы прошлого века - в годы, когда ещё был Советский Союз - большая многонациональная страна...
В воскресный день я собрался выезжать из города Баку в город Сумгаит, где у нас была ещё одна квартира, и где я работал. По дороге я решил заехать к троюродному брату немного пообщаться, поиграть в нарды, а затем уехать к себе. Мы немного поговорили, поиграли, попили чаю, и я засобирался домой. Недалеко от места, где проживал мой троюродной брат, рядом с универмагом «Москва» находилась остановка автобуса № 14, следующего по маршруту Баку-Сумгаит.
Я занял своё место. Автобус тронулся. Время в пути было 20-30 минут. Пассажиры мирно беседовали. Одна женщина пыталась убаюкать своего малыша, но тот сопротивлялся и чего-то там лепетал. Ничто не предвещало беды, хотя в тот самый момент в Сумгаите началась трагедия.
 Доехав до поворота, автобус свернул с трассы вправо в направление города. Но не доезжая за 3-4 км до автовокзала, остановившись на конечной остановки городского маршрута № 20, водитель  сказал, что дальше не поедет. На вопрос «Почему?» он ответил, что там перекрыли дорогу. Он знал, что там идёт резня, но об этом умолчал. Делать нечего, народ стал выходить из автобуса. Все пошли в направлении города.
Дойдя до первых домов, я увидел страшную картину - огромная масса беснующихся людей, вооружённых арматурами, ножами, палками останавливали граждан, проверяли документы. Кого-то выволакивали из автомобилей. Били женщин, резали стариков, жгли машины.
Что происходит? Не верю своим глазам. Союз … двадцатый век... что такое?!
В голове каша... ничего не соображаю, но иду вперёд. Подойдя вплотную к толпе, слышу уже отчётливо выкрики на азербайджанском языке:
; Бей! Терзай! Режь армян!
...и нецензурную брань.
Мне как армянину было тяжело это слышать, и я с трудом себя сдерживал, чтобы не броситься на этих подонков. Я, наконец-то, стал соображать в чём дело!
Уйти в сторону? Повернуть назад? Они сразу догадаются, в момент разрежут на куски! Нет, надо идти вперёд и стараться ничем не выдать себя. Подняв до верха молнию на куртке,  засунув руки в карманы, нащупал в левом кнопочный нож. По молодост я всегда таскал с собой этот нож. Почему он лежит в левом, а не в правом? Ведь если что, надо успеть его перехватить правой рукой. Смешавшись с толпой я незаметно переложил нож в правый карман. Ну, если что, одного-двух я заберу с собой!
Повезло... Меня словно там и не было, никто даже внимания не обратил. В какой-то момент показалось, что кто-то сделал меня невидимым. Не знаю, но по истечении некоторого времени после этих событий, я уверен что Сам Господь Бог дал мне шанс, проведя незаметно сквозь толпу беснующихся нелюдей.
Благополучно добравшись до дома, стараясь не привлекать к себе внимания, я прошмыгнул в свой подъезд. Прислушался — никого. Быстро поднялся на третий этаж и вновь прислушался, огляделся - вроде всё спокойно. Открыл дверь, вошёл. Слава Богу! Я дома!
Не раздеваясь прошёл  в комнату. Свет не включал, хотя было уже темно - на юге в феврале быстро темнеет. В голове всё перемешалось, в напряжении вздулись вены на висках, сердце учащённо билось, словно пытаясь вырваться из груди. Зашёл в ванную, сунул голову под струю холодной воды. Немного помогло. Вытерся, сел в кресло. Стал думать, что дальше делать.
Словно в кошмарном сне... Не верится... В нашей стране... Что это - массовое помешательство? Мне это снится?! Откуда? Как? Ведь мы граждане одной страны...
Мысли прервал звонок телефона.
;  Аркадий, ты как дошёл? - спросил знакомый голос Зармика.
; Что творится? Объясни мне! Я не соображаю!
; Сиди дома, не открывай двери. Сейчас за тобой заедет Нариман, и он... - связь оборвалась.
Тщетно я пытался до кого-либо дозвониться. Телефон не работал, по всему городу отключили связь. Через  десять минут в дверь тихо постучали, я подошёл к двери.
; Аркадий открой. Это я - Эльвин, - услышал я голос тёткиного сына и открыл дверь.
; Быстро уходим. Нас у подъезда в машине ждёт папа.
Мы спустились, сели в машину, поздоровались. В машине помимо Наримана,  мужа моей тети, азербайджанца по национальности, сидел его племянник Мохкам. Выехав из квартала, Нариман повёл машину в сторону своего микрорайона. На повороте после светофора нашу Волгу  остановили человек пятьдесят. Разом открыв все четыре двери, одновременно в салон сунули головы с перекошенными от злобы лицами  и заорали:
; Армяне есть?!
; Пацаны всё ништяк. Все свои. Гуляйте, громите, -  спокойно сказал Нариман.
;  А вы почему не с нами?
; Сейчас тачку на стоянку поставим, кое-что прихватим и присоединимся, - ответил Нариман.
Нас отпустили. Поехали дальше. По дороге нам попадались горящие автомобили, лежавшие изувеченные окровавленные люди. Вот перевернутый догорающий милицейский УАЗик... Катастрофа...
Мы доехали до дома. Оставив машину, быстро вошли в дом.  Дверь была не заперта. Мы разделись, закрыли дверь. Я обратился к тёте Элле:
; Ты что, не знаешь, что творится?! Сидите тут с открытыми дверями...
;; Дети пошли за хлебом, мало-ли что.
; Ну, Вы даёте!
Накрыли на стол. Нариман принёс трёхлитровую банку с крепкой лимонной настойкой. Надо выпить, а дальше будем думать. Есть совсем не хотелось, я только пил. Нариман старался как-то приободрить, пытался отвлечь меня разговорами, но скоро он понял, что это у него не получается, сам замолчал. Мы сидели и молча пили, так опорожнили всю банку.
- Принесу ещё, - сказал Нариман.
; Нет, не надо. Всё равно не берёт.
; Ну, пойдём тогда покурим.
Мы вышли на балкон и почти до утра там курили.
; Скажи, Нариман, что происходит?
; Сам не пойму. Ведь ты знаешь, такого не было. Мы все живём как одна семья - армяне, азербайджанцы, русские.
; Нет, Нариман, жили.
; Живём, Арко!
; Нет, это уже в прошлом.
; Ты так думаешь?
; Я бы очень был рад, если ошибался.
; Да нет, всё будет нормально. Их загасят.
; Не похоже, ведь даже в  Баку об этом не знают. Да ты и сам прекрасно знаешь историю, азеры не первый раз режут армян.
; Ну, я надеюсь ты, веришь мне, - сказал Нариман.
; Тебе я доверяю и ещё многим, но к сожалению тех, других больше.
; И всё-таки я думаю, что со временем всё наладится, - ответил Нариман.
Но тогда ещё ни я, ни Нариман, никто не знал, во что всё это выльется, и какая это огромная трагедия для двух народов, сколько будет бед и беженцев.
Утром следующего дня мы с Нариманом решили, что мне надо выбираться из города, а то могут узнать, что в доме находится армянин, тогда его семье не поздоровится. Выбираться надумали по берегу моря через приморские посёлки Джорат, Сараи, Новханы,  Бинагади и в Баку.
После посёлка Джорат на въезде в Новханы стоял БТР и несколько солдат во главе с капитаном. Нас остановили потребовали документы, спросили, кто мы и куда направляемся.
; Вы бы лучше зашли бы в город и защитили народ, ведь там массовое побоища, погромы и убийства Армян!!! - заорал на них Нариман.
Солдат-узбек передёрнул затвор автомата, угрожающе навёл его на нас.
; Отойди, сейчас буду стрелять.
; Стреляй, сукин сын! Тебя послали народ защитить, а ты здесь вдали окопался!
«Что это творится,-  подумал я, - и армия заодно с погромщиками?» Я снова полез в карман... Но тут подскочил капитан, встал между нами.
; Отойди, - сказал он солдату.
Но тот с вытаращенными глазами стоял, будто не понимая о чём ему говорят.
; А ну, иди на ... отсюда! - заорал капитан.
Тот отошёл.
; Извините, мы все тут на нервах два дня стоим. Знаем, что творится, но ничего не можем сделать. Нет приказа, - виновато сказал он.
Как потом выяснилось, президент Горбачёв знал обо всём, но не отдавал приказа об вводе войск в город. Мы до сих пор проклинаем его за это и ещё за многое другое.
Нам вернули документы, извинились и пропустили. Через час мы были в Баку. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что о событиях в Сумгаите никто не догадывался. Власти, чтобы не будоражить население, никаких заявлений не делали, и это усугубило ситуацию. Поползли слухи, и народ стал подниматься на митинги.  Это было начало конца!


Рецензии
Без слез такое читать нельзя. Какое-то средневековье. Нет прощения горбатому.

Антон Серебряный   07.09.2021 09:21     Заявить о нарушении
Антон! Спасибо Вам за отзыв и такое восприятие! Горбачёв живёт и здравствует, а сотни тысяч людей той страны до сих пор остаются бездомными и скитаются по миру! Высшая несправидливость! Ещё раз, спасибо Вам. С уважением! Аркадий.

Аркадий Аванесян   07.09.2021 19:46   Заявить о нарушении
Вообще странно и дико наблюдать такую ненависть к своим соседям. К тем, с которыми жили десятилетиями бок о бок.Все это искусственно посеянная рознь сверху, чтобы ускорить процесс распада страны.

Антон Серебряный   08.09.2021 07:40   Заявить о нарушении
О том, какая у кого дружба-любовь, было слышно ещё в семидесятых. Раньше-то я не прислушивался: мал был. Хотя впервые услышал в 1969 о туземцах черноморского побережья Кавказа: "Выселять надо, как татар из Крыма". Говорили те, кто только что там побывал.

Михаил Струнников   08.11.2022 07:19   Заявить о нарушении