Мысли... ч191

Есть истина, добро, красота, польза.
Есть ложь, зло, уродство, вред.
Есть есть и нет.
 Все остальное – оттенки.
***
Постмодернизм для духа, рок для уха, импрессионизм для глаза, «колеса» для языка, «травка» для носа, похоть для тела и т.д. – что еще нужно,  чтобы «хорошо провести время»?
В последний путь.
Ну, то самое время (и место), тот самый хронотоп, который, при вполне определенных условиях и обстоятельствах – основное (да, строго говоря, и единственное) богатство человека. Людей. Человечества.
***
Аби мені доведеться (вдасться) написати чергову монографію, вона буде  називатись дуже просто, але зі смаком:
«Діяльність: творчість vs звиття». Амінь.
***
Превращенка, – всегда, – есть деформированное социальное взаимодействие, есть воздействие, есть отношение без обратной связи.
***
Неспонтанное мифотворчество, это, – кроме прочего, – и перманентный процесс терминологических реинтерпретаций, заведомо ложных еще при  зачатии и рождении, либо же истинных лишь для своего места и времени (хронотопа) положений, посылок, установок etc. с целью придания им универсально-истинного характера. Один из модусов: возведение единичности в ранг всеобщности, либо низведение всеобщности к единичности («напрямую», без учета связей и опосредований). Проще говоря, есть духовно-чувственный подлог, есть банализированная превращенка.
***
И. Обломов – ходячее (лежачее), т.е. персонифицированное, перманентное сослагательное наклонение как императив и способ жизни. Жизни?!
***
«В рассудочном мышлении содержание равнодушно к своей форме, тогда как в разумном, или понятийном познании содержание из самого себя порождает свою форму» (Г.В.Ф. Гегель).
Ну, «порождает» не «порождает», а до безупречного (диалектически, сиречь, научно-безупречного) вывода: не бывает содержания неоформленного, равно, как формы бессодержательной – рукой подать.
***
Цивілізація – це поневолення інстинктів. Адже культура починається із заборони. Озвіріння – це їх, – свідоме, – вивільнення. Вірніш: інспірування.
***
Реалізація – спосіб буття передісторії. Здійснення – спосіб буття [дійсної] історії.
***
Творчість є здійснення, створене є дійсне. Дійсність є дійсне здійснення як здійснення дійсного.
***
Вместо творить, дерзать, ненавидеть, любить, страдать и т.д.
– достаточно «юзать гаджет».
… До 50 лет.
Ну, а там, диабет с инсультом, инфаркт с к.-л. иной заразой подоспеют, и – финита. Вечная юность!..
***
На відміну від творчості, що вона є безмежною та не зумовленою заздалегідь (не плутати науково обґрунтоване цілепокладання із зовнішньою зумовленістю заздалегідь, із зовнішньою детермінацією тощо) звиття, – завжди, без винятків – є зовні зумовленим, жорстко визначеним, застереженим та (завше) зовні замовленим типом (способом) існування соціальної матерії.
***
Натомість свободи – індустрія культивування та всілякого заохочення   її, – свободи, – перетвореної форми: свавілля. Свавілля у тотальній формі.
***
Рефлексия свободы (М. Мерло-Понти) может означать только одно: ее осознание свободным субъектом. Свободным!
И каким тут боком Морис Мерло-Понти?
***
Возможно ли «совершенное общество»? Ну, то самое, которое вровень с вершиной. Нет. И не только потому, что все пути с достигнутой (покоренной) вершины ведут вниз. Т.е. предполагают … инволюцию, регресс, деградацию. А потому, что «совершенное» – значит действительное развитие в форме практической всеобщности.
Означает перманентную, – в векторе прогресса, – поступательность культуры. А действительное развитие, на минуточку, это …действительный гуманизм. Это – единственный критерий прогресса. Вот такое совершенство совершенства. Перманентное. Получается.
***
«Мечта, оскорбленная долгим ожиданием, уже не мечта» (Мария Добжанская).
Мария, она – отложенная мечта. Проект. Цель. Программа. Момент целеполагания. Либо – пустая мечтательность. И, самое главное, что, это – твоя мечта. Твоя. А посему – дерзай. 
***
Не «многополярность», но «геополитический полицентризм» в векторе необходимого развития, – неумолимого, неостановимого, – осуществления исторической необходимости: от протоистории через предысторию – к действительной истории.
***
Мировоззрение есть теоретическое (системное) отношение к сущему с позиций должного (исторически необходимого будущего), в снятом виде содержащего в себе прошлое.
***
Нашествие, насилие, агрессия, порабощение, покорение, узурпация, интервенция, экспансия и т.д. – модусы деформированного взаимодействия (общественных отношений): воздействия.
***
Народ, общество, граждане, интеллигенция, комьюнити … да как себя только не называет … эта (и та) публика. А. Платонов: «без меня народ неполный». Да и то, при том строгом условии, что ты – не паразит. Т.е., находишься в народе «в снятом» виде.
А на публику, – в том, единственном, аксаковском (см.) ее значении, – этот контингент, пожалуй, тянет.
***
Ханамі – милування сакурою, яка цвіте (квітує). Для КПІшників це стає актуальним по мірі того, як підростає алея, висаджена восени 2017р. перед корп. №7.
***
Дебілізм (debilis (лат. – слабкий)) – слабка форма олігофренії.
***
Деонтологическое…
Фронтовики знают (теперь уж, в большинстве  своем – знали), что «самый страшный час в бою – час ожидания атаки» (С. Гудзенко).
Еще древние знали, что человек не боится смерти, он боится ее ожидания.
Да и то: человек ведь не пересекается с нею: есть она – его нету; есть он – нету ее. И вообще, смерть – это горе для тех, кто остался жить.
Смерти не следует бояться: она столь же естественна, сколь и рождение. А ведь – не бывает начала без конца. Старта – без финиша. И поэтому она – неизбежна. Но: если эта смерть – естественная. Что называется – «своя». Своевременная. Как завершение века человеческого. В его физиологической единичности.
***
«Как характерно, что у немцев за всю войну не появилось ни одной книги  о ней, ни одного фильма, ни одной песни» (В.С. Бушин). Да и после войны, к слову, тоже… Речь, разумеется, не об  идеологических поделках, а о настоящем искусстве.
***
Строго говоря, частная собственность на средства производства есть средство порабощения не только тех, – и в меньшей (!) степени тех, – кто комплексом условий, средств, способов, форм и т.д. (экономических, политических, юридических, социальных, идеологических и т.д.) отчужден: раб, крепостной, пролетарий. В первую очередь тотально отчужден рабовладелец, крепостник, буржуа. Вспомните на секундочку (хотя следовало бы не просто время от времени вспоминать, но понимать) диалектику раба и господина Георга Вильгельмовича Гегеля. Ну, или Карла Генриховича: «буржуа и пролетарий представляют собой одно и то же отчуждение, однако…». Ну, а дальше: ножками, ножками… У нищих слуг нет.
***
Неспонтанне міфотворення як свідоме та індустріалізоване продукування та репродукування пліток, гадок, інвектив, чуток і т.п. дезінформаційного сміття, що воно, у випадку (а саме і лише в цьому його призначення) його споживання покликає до життя дух, почуття та практики відповідного гатунку.
***
Закон есть форма научного мышления, адекватно отражающая основание взаимодействия или общественного отношения.
Учитывая, что основание есть «противоречие с определенными противоположностями» (Г.В.Ф. Гегель), то закон есть не что иное, как форма научного мышления, адекватно отражающая осуществляющееся диалектическое противоречие (возникающее, становящееся, разрешающееся).
Учитывая же, что сказать «адекватное отражение», сказать «истина» и сказать «сущность» – это сказать одно и то же, можно утверждать, что иноформой понятия  «закон» является и замечательная (поскольку не только истинная, но и эстетически безупречная) его, – Г.В.Ф., – мысль: «в сущности все – относительно». 
Остается напомнить, – см. данный текст выше, – что общественное отношение  – это социальное (культурное) взаимодействие. А, вообще говоря, для непраздно интересующихся данным вопросом (проблематикой) даем отсылку на нашу статью «О законах философии».
Для тех же читателей, которые желали бы погрузиться в означенную тему в ее продуктивном (а не только лишь в репродуктивном, сиречь образовательном) режиме, мы обязаны сделать одно пояснение. Вышеприведенное понятие закона справедливо для всех законов, за вычетом… законов самое философии. В силу специфики последней, которая состоит и заключается в том, что она, – философия, – начисто лишена специфики. Ибо её, – научной (а речь идет исключительно о таковой) философии стихия – это стихия всеобщности. Всеобщности, одним из модусов которой есть … беспредельность. В силу этого законы философии не формулируются в виде определений, в виде дефиниций (укр.: визначень). Впрочем, в вышеназванной нашей статье (см.) мы также указываем на это обстоятельство. Хотя, возможно, стоит посвятить этому специальное исследование.    
***
Рынок в его современной интерпретации уже давно отождествлен (средствами, методами и усилиями неспонтанного мифотворчества) со стихийностью, вместо того, чтобы быть объясненным из его имманентной сущности: быть (являтся) экономической сердцевиной обмена.
…А, ведь, чем больше в обмене стихийности – тем больше в нем обмана. Т.е. неадекватного обмена.
Обмен – величайший, – определяющий, – фактор производства и воспроизводства культуры, фактор и условие производства и воспроизводства самое общественности и ее персонифицированной, единичной, уникальной, эксклюзивной формы бытия – личности.
Обман (преднамеренная стихийность) есть превращенная форма обмена. И, соответственно, торгашество – суть превращенная форма торговли.    
***
Натомість науки – біганина за індексами та рейтингами. А хто встановлює та задає ті та інші? І: для чого? Питання… 
Тарганячі перегони…
***
Є примус – несвобода, соціально (колективно, індивідуально) зумовлена (детермінована), а є вимушеність – несвобода, зумовлена неосвоєністю, непізнаністю, незнанням, новизною, предмета природи: як «першої», так і «другої». Як природи природних взаємодій (включно технічних та технологічних), так і взаємодій соціальних, культурних: суспільних відношень (відносин).   
***
Свобода есть истинно (адекватно) познанная и знаемая необходимость, способность к адекватному (истинному) познанию и знанию случайности, их чувственному освоению и возможность практически преобразовывать познанный и знаемый истинно предмет на основании этого и такого познания, знания и чувственности.   
***
Ну, вообще говоря, движение «от частного ко всеобщему», от «представления к пониманию», от абстрактного к конкретному  etc. – это лишь моменты бесконечного и неисчерпаемого осуществления диалектического противоречия: познания и знания в составе сознания, методологии и теории в составе науки, эмпирического и теоретического, чувственного и когнитивного и т.д. в ней же. Ведь, – немножко конкретизируем, обогатим известную формулу, – от живого созерцания и абстрактного мышления, опосредованных человеческой чувственностью – к практике: это и есть путь истинного постижения (отражения) субъективностью (человеком, людьми, человечеством) мира: мира природы «первой» и природы «второй», есть преобразование в практике этого «мира человека» в человеческий мир, в мир действительный, в мир действительного гуманизма. И способ созидания, способ бытия этого и такого мира – творчество. Это если человек, – в форме практической всеобщности, – «сделан принципом».
А есть: превращенные формы. Формы намеренно (сознательно) объективированной и объективируемой видимости. В духе – ложь. В чувственности – зло и уродство. В практиках – вред. Это – способ производства и воспроизводства мира реально-антигуманистического, тотально отчужденного мира. Это – свитие. Это деградация. Это – вполне реальная в современных условиях перспектива самоликвидации земной цивилизации.         
***
Мораль: действительный гуманизм в условиях современности (про завтра и говорить нечего) не просто желателен, но необходим как условие продолжения (развития) жизни как таковой. Так – здесь и теперь. Так – там и тогда. Аминь. 
***
Свитие – безнравственно, уродливо, вредно, ложно.
Творчество – нравственно, прекрасно, полезно, истинно.
Все остальное – оттенки…
***
Політична філософія – це соціальна філософія передісторії.
***
«Переход от абстрактного к конкретному – это и есть переход от понимания разрозненных «частностей», от отдельных явлений и выражающих их рассудочно-номенклатурных определений к пониманию этих «частностей» (т.е. отдельный категорий), к пониманию их общей связи, из совокупности сцепления в составе «тотальности». И в этом смысл. Путь «от частного к общему» – это путь от абстрактно-общего к конкретно-всеобщему, от преставления к понятию» (Э.В. Ильенков, Проблема абстрактного и конкретного в свете «Капитала» Маркса. – «Капитал» Маркса. Философия и современность. М., 1968, с. 204).   
***
Амбивалентность культуры (а понятие «амбивалентность» уже давно, по нашему убеждению, должно обрести статус категории) – свойство любого культурного образования, любого культурного обретения (духовного, чувственного, материального, вернее: духовно - чувственно - материального) быть преднамеренно или нет, сознательно или неосознанно, случайно либо нет etc. использованным (человеком, людьми, человечеством) и во зло, и во благо; и на пользу, и во вред. Себе ли, другим ли – не суть. Суть, т.е. важно – что любое. Без изъятий малейших.
Напомню, что термин «амбивалентность» (амби. – гр. amphi – вокруг, около, с обеих сторон + валентность. – лат. valentia – сила) истолковывается нынче как «двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства, напр. удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию» (см. с. Амбивалентность, Словарь иностранных слов. – М., 1989, стр. 31). Верно. Но – убогонько. Подобное истолкование. Если им ограничиваться.
Полагаю, – уверен и убежден, – что уже давно пришло время основательной рефлексии (ау, молодые исследователи: тут на десяток «докторских» хватит!) феномена культуры, о котором Ф. Энгельс в свое время сказал так: «здесь та же разница, что между огнем на службе у человека и пожаром». Роботи тут, – принаймні, для соціальних філософів – непочатий край. І якої роботи! Творчості!!   
***
Идея, чувства и практики реального гуманизма (антигуманизма) – это идеи, чувства и практики абсолютизированной определенности – стагнации, искусственной законсервированности ставшего оформленного содержания (содержательной  формы). Узнанного, прочувствованного, практически сделанного. Это – свитие. 
***
Актуализация творчества – это модус опредмечивания; потенцирование творчества – это модус распредемечивания. 


Рецензии