Лунное безумие 1976 года

После выхода альбома 1975 года, на волне небывалого внимания к группе, звукозаписывающая компания требует быстрой записи следующего альбома коллектива. К пожеланиям компании относится просьба к группе воздержаться от инструментальных экспериментов предыдущей сорокапятки и сделать пластинку с наличием вокальных композиций. «Camel», принимая во внимание рекомендации звукозаписывающей фирмы, записывает следующий альбом «Moonmadness» с наличием композиций с вокальным сопровождением. Продюсером альбома выступает Рэтт Дэвис, с которым группа уже работала на предыдущем лонгплее. С точки зрения сочинения композиций, группа возвратилась к формату 1974 года, в котором в сочинении вещей принимают участие все члены коллектива, но с прерогативой Латимера и Барденса (материал предыдущего альбома был сочинён ими единолично). На этой пластинке намечается переход звучания группы в приджазованные территории, что особенно заметно на завершающем треке «Lunar Sea». Звучание группы с точки зрения звукозаписи приобретает некую космическую атмосферность, в чём большая заслуга продюсера Рэта Дэвиса. Разгул фантазий приводит, например, к тому, что на виниловом диске первая сторона заканчивалась раскатами грома, который из-за специальной царапины на пластинке мог продолжаться вечно, и когда слушатель переворачивал пластинку, то это звук снова встречал его там, плавно подводя к прослушиванию второй стороны альбома. Концепция диска неявная, но все, же есть – это вдохновение, дарованное Луной и её пустынными пейзажами (например, упоминание кратеров «Aristillus» and «Autolycus», которые упоминаются Уордом в заглавном треке; также Лунное море «Imbrium», которое было ориентиром для последней композиции «Lunar Sea»). Несмотря на некоторую спешку в работе над альбомом, в связи с требованиями звукозаписывающей фирмы, пластинка получилась уникальной по звучанию. Она менее разношёрстная, нежели дебютный альбом 1973 года; менее классическая и фольклорная, чем творение 1974 года; менее волшебная и таинственная, чем полотно 1975; но, тем не менее, со своим стилем и почерком.
        Открывающее пластинку атмосферное полотно «Aristillus» - яркий пример атмосферно-космического звучания пластинки. Вещь немного выделяется из альбома. Стоит отметить, что эта вещь, одна из немногих в дискографии группы, за вокал в которой отвечает ударник Уорд.
       Следующая за ней «Song Within a Song» - один из маленьких шедевров группы, с великолепной записью голосов Латимера и Барденса. Мягкая мелодия предназначенная для вечернего свидания. Стоит отметить, что соло на клавишных Барденса является одним из самых продолжительных в истории группы.
       Характеризующая технический уровень игры Питера на клавишных «Chord Change» звучит очень приятно. Можно провести аналогию с работой группы «Focus» того же периода.
       Глубина океана, подводные плавания, исследования в композиции«Spirit of the Water» великолепны. Одно из лучших полотен группы.      
      «Another Night» наряду с «Lady Fantasy» с альбома 1974 года композиция, сочинённая всеми участниками коллектива.
      Предпоследняя вещь пластинки «Air Born» гвоздь концертного репертуара «Camel» по сей день. Можно отметить приятную игру на флейте от Латимера (единственная вещь на пластинке в которой звучит этот духовой инструмент). Вокал на неплохом уровне, на протяжении всего опуса чувствуется грустное настроение.
      Завершающий трек «Lunar Sea», на котором Барденс продемонстрировал своё умение работать с синтезаторами, является мостиком к звучанию следующего альбома группы. Здесь наблюдается фьюжн, с виртуозной исполнительской работой всех участников коллектива, но в особенности Барденса и Уорда. К слову подобное звучание синтезатора наблюдается на альбоме коллектива «Atlas» – «Blaa Vardag», вышедшем в 1979 году. Вполне возможно что оно было принято участниками того коллектива Бьорном Экбомом и Эриком Нильсеном на вооружение у Барденса.
       Если проводить параллели со звучанием этого альбома, то явно приходит на мысль сборник не опубликованных работ группы «Focus» 1974 года – «Ship of Memories», вышедший в 1977 году.
       После выхода пластинки, группа приступает к концертам в её поддержку незамедлительно. В ходе тура, бас-гитарист коллектива Фергюсон представляет группе саксофониста-виртуоза Мэла Коллинза, имеющего опыт работы с такими исполнителями, как, Алексис Корнер, Крис Сквайр, «King Crimson». Впрочем, при максимуме прогрессивности взглядов, Фергюсон не чувствует, как сам выживает себя из ансамбля. Вместе с Коллинзом, Уорд, всё больше склоняет группу к сложным ритмическим рисункам и джазовым настроениям. Бас-гитарист не находит новое направление группы подходящим для себя и после ряда конфликтов с ударником, в январе 1977 года уходит из коллектива навсегда, после этого ни разу не присоединившись ни к концертной, ни к студийной деятельности коллектива. Таким образом, эта пластинка стала последней, записанной в «классическом составе». В момент морального и материального подъёма, никто не видит в этом уходе большой трагедии, однако через несколько лет, Латимер скажет, что уход Фергюсона из группы имел не только отрицательные последствия с точки зрения звучания, но и с точки зрения стабильности. Оставшись вчетвером (Коллинз также вошёл в состав участников коллектива), группа ищет замену Фергюсону и предлагает это место бас-гитаристу группы  Caravan Ричарду Синклеру. В это время, за неимением группы, Ричард проводил время в отдыхе и получив предложение группы с лёгкостью согласился стать её участником. Таким образом, став квинтетом, коллектив продолжает работать над записью альбома «Rain Dances».


                Владимир Курбалиев


Рецензии