Ч. 1 Два крейсера

 
Перечитывая подзабытую книгу J.N. Gores «Marine Salvage», натолкнулся на совпадение повреждений во время второй мировой войны английского крейсера ПВО «Pozarica» и советского крейсера «Молотов».

Перепроверяя информацию в книге по другим источникам, обнаружил некоторые неточности в первоисточнике, которые учёл при написании этой заметки.

 «Pozarica» был спущен на воду в 1937 году и окончательно построен в 1938 году. После переоборудования в крейсер ПВО и модернизации вошёл в состав британского военно-морского флота в августе 1940 года.

В начале своей службы крейсер «Pozarica» участвовал в проводке и охране транспортов в Ирландском море, а затем в арктических конвоях. Летом 1942 года он был в составе охранения злополучного конвоя  PQ-17.

Арктические конвои обеспечивали основные поставки всего жизненно необходимого для Красной Армии. Корабли шли у кромки полярного льда, чтобы обойти Норвегию, оккупированную фашистами.

Из норвежских портов и с аэродромов фашистская авиация, подводные лодки и надводные корабли атаковывали конвои. Каждый проход конвоя был похож на игру в рулетку со смертью.

Для уничтожения конвоев, помимо авиации и подводных лодок немецкое командование перевело в порты Норвегии «карманный линкор»  «Admiral Scheer», тяжёлый крейсер «Prinz Eugen» и линкор «Tirpitz».

Конвой PQ-17 подвергся атакам подводных лодок и торпедоносцев. Опасаясь, что атака линкора «Tirpitz» приведёт к полному уничтожению конвоя, британское командование отдало приказ конвою рассредоточиться и каждому грузовому судну и боевому кораблю добираться до Архангельска самостоятельно.

Это было роковым решением. В результате немцы уничтожали транспорты поодиночке. Из 35 транспортов до Архангельска дошли только одиннадцать. Один из моряков крейсера «Pozarica»,
 
старшина первой статьи Леонард, вспоминал, что командир крейсера капитан 1 ранга Лоуфорд приказал построить на палубе команду. Построившимся матросам, возраст которых был 17 – 19 лет (Леонард считался стариком, ему было тридцать лет), командир корабля он в двух словах объяснил обстановку и сказал, что моряки должны выспаться и быть готовыми… «к встрече с Создателем».

Несмотря на такое предупреждение, крейсер благополучно добрался до Архангельска. Не повезло ему уже с другим командиром и в другом море. 29 января 1943 года корабль его величества «Pozarica» под командой капитана 1 ранга Хилла входил в состав кораблей охранения конвоя TF- 14.

Маршрут этого прибрежного конвоя был коротким – между алжирскими портами, но опасным из-за близости противника. Недалеко от города-порта  Бужи крейсер подвергся атаке тринадцати немецких торпедоносцев, He-111 и Ju-88,  и восьми итальянских торпедоносцев S-79.

Удачливым оказался итальянский пилот, который попал торпедой в крейсер.  От взрыва торпеды вырвало около 15 метров юта, повредило руль и погнуло гребной вал. На буксире тральщика "Cadmus" крейсер удалось привести на рейд Бужи.

Командир крейсера посчитал, что корабль обречён, тонет и приказал команде покинуть крейсер. На шлюпках, баркасах и катерах четыреста моряков перешли на берег. В это время в порту работал американский эксперт по спасению кораблей капитан 1 ранга Эдвард Эллсберг.

Его возмутило, что командир крейсера оставил корабль, который был на плаву, не выгрузив даже боезапас. Он попросил командира крейсера выделить ему в помощь тридцать человек из состава команды для спасения корабля, но тот ответил отказом, заявив, что там нечего спасать.

Эллсбергу посочувствовал  армейский лейтенант Джордж Анкерс, командир английского подразделения сапёров, который вместе со своими подчинёнными и добровольцами из экипажа крейсера, принял участие в спасении корабля.

Трое суток Эллсберг руководил спасательными работами, пока у него не случился сердечный приступ и его не отправили в госпиталь.
 
Но ему и добровольцам удалось сделать главное – не дать затонуть крейсеру. Из Алжира пришло английское спасательное судно «Salvestor», которое отбуксировало крейсер в Бужи для ремонта.

Лейтенанта Анкерса наградили орденом Военно-морского креста. Эллсберг получил благодарность от командующего Средиземноморским британским флотом.
 
Сама операция по спасению крейсера была очень опасной и драматичной. Однако я ограничился только констатацией факта. Зато расскажу о незаурядной личности главного спасателя.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/05/24/1487

На фотографии: Крейсер ПВО «Pozarica»


Рецензии
У меня младший братишка тоже служил на крейсере.
Во время учений, в бурю, потеряли матроса, что вышел покурить,
но забыл пристегнуться фалом. Так и не нашли...

Дастин Зевинд   11.01.2021 21:51     Заявить о нарушении
Мне только два раза в жизни "посчастливилось" попасть в десятибальный шторм. Один раз курсантом на практике, а второй - в командировке, шёл на теплоходе из Владивостока в Петропавловск. Укачался так, что хотелось на дно, там спокойно.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   11.01.2021 22:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.