ПРО кино - заметки любителя
И вот впечатление дилетанта о фильмах.
1. «Летние люди» режиссера Урсуляка
«Ликвидация» еще будет, а его друзья уже снимаются и привлекают своей игрой в «Летних людях» по Горьковским «Дачникам».
Дачники вроде заезжено, а летние люди новым отдают, у Горького непонятно, чего все орут, ненавидят друг друга, врут, жрут и не знают что делать.
Летние люди еще более ненавидят друг друга, завидуют и не знают, чего хотят.
Горький не слишком любил людей и старался выявить в них все то отвратное, что ему было ненавистно, все гадкое, тем более накануне революции многие уже сходили с ума. Современный взгляд ничего не привнес. Какая-то чехарда бездельничающих и тупых рож, непонятно, почему толкающихся вместе. Горький знал. Урсуляк – нет. Или, может, знал, что Горький прав.
Не дачный Чехов. Не дачный Горький, дачный и неудачный фильм Урсуляка с чудесным Маковецким, настолько противоречивым во всем - во внешности, в игре – что восхищает, один он во всем фильме чудо.
2. О СТРАШНЫХ И О КРАСИВЫХ
«Плащ Казановы А. Галина.
«ПЛАЩ КАЗАНОВЫ», Россия, АРКФИЛЬМ (кинокомпания «Мосфильм»)/КАЗАНОВА ПРОДАКШНЗ, 1993, цв., 94 мин.
Мелодрама.
Советская тургруппа по профпутевке прибывает в Венецию. Восторженная книгочейка Хлоя выглядит «белой вороной». Она не просто интеллигентка, она чиста и наивна как ребенок. Встретив местного жиголо Лоренцо, русская женщина наивно втягивается в игру, в результатекоторой и он, и она оказываются в двусмысленной ситуации...
Роли исполняют:
Чурикова Инна,Лука Барбарески, Екатерина Граббе, ТамараКотикова, Елена Майорова, Татьяна Гальченко, Андрей Смирнов, Сергей Гармаш, Феликс Филл, ОляМатьцина, Оля Грибкова.
Режиссер: Александр Галин.
Это комментарий из паутины.
«Он стоит обеда».
Прекрасный и многообразный фильм, снят в 90-е. И спроси кого, «Видел «Плащ Казановы»?», в ответ пожимание плечами, фильм мало кому известен.
А какой темы коснулся, не оставит глухим. Пусть киноведы и критики пишут свое, но и нас, темных, он просветил и восхитил, а чем, о том и скажем.
« Плащ Казановы» – не фильм, а чудо.
Аннотации и комменты в основном в дремучем русле высмеивания страны, народа и его жизни и презрения к «совку».
Смотрим, что там, в кино. А там - героиня Инны Чуриковой. Некая страшилка в очаровательной вуали, скрывающая пошлость в придуманности с вуальным шармом, живет в Москве, говорит по-итальянски и потому подрабатывает переводчиком, читает и цитирует зачем-то по-немецки Гете и смотрит в музеях на картины великих художников Италии. Назвать ее наивной в лет 40? Она не наив, она ...
Как бы подчеркнут уход в эту высокую сферу из гадкой действительности с ее живыми людьми.
Игра в не такую, иную, у нее уже привычка. И на личике отгороженность, барская высокородная неприступность, ледяные слова и мимика, нелепость поведения и отсюда СМЕХ у зрителя. Игра в игру великолепна у Чуриковой, великой даже в малом или некрасивом.
О ПРЕЗРЕНИИ И НЕЛЮБВИ
Презирает героиня, не скрывая, всю провинциальную мелочность замужних и загнанных соотечественниц, не ухоженных и не начитанных, не одетых и не образованных, но много работающих и заботливых, всем своим подарки б привезти... А собственно, на них и держится семья и дух страны.
Переводчица (с именем Хлоя, и закрадывается мысль, что придумала его верно) с группой не общается. Одна шарахается по предрождественской холодной Венеции, впитывает дух, любуется собой в этом городе красот. Соседки ведут нормальный совковый ход жизни в чужой и богатой стране, а возможностей у них мало – потому красоты во вторую очередь..
Турпоездка в Венецию в конце советских времен в составе группы рабочих в рождественские подступающие праздники – кто не мечтал бы. Но… Тогда денег меняли столько и на то, чтобы купить сигареты и выпить пару раз кофе. Питание и экскурсии входили в меню поездки.
Прекрасная и некрасивая Чурикова, не боясь быть страшной, нелепой, смешной, гениально играет холодную и странную нищую интеллектуалку, или кого-то с образованием, туристка-переводчица цитирует Гете и сорит начитанностью - именами великих художников. У нее свое понимание, как выглядит достойная женщина ( в духе правил романов 19 века).
И полна отвращения и презрения к своим соотечественницам, которые ей представляются дикими.
Они далеки от красот Венеции, их волнуют распродажи, которые когда еще придут в Россию. А вот её все эти низкие страсти по распродажам как бы не волнуют.
За что же и кому презирать ? А презирали свои же, как приложение к презираемой стране. В эти годы мир уже вовсю жил по законам шоппинга. Хлоя вроде прессу итальянскую читала, шуршала ею прилюдно на завтраках, и вроде знать могла бы, но она-то все в придуманном живет.
А правда в том, что не шоппиг плох или хорош, такова жизнь. Пусть философы изучают этот разгул торговли, он есть и наши туристы прикасались к нему, а в своей стране был разгул очередей и дефицит. Обратная сторона. Но презирать людей за это – смешно.
А если это не демонстрировать - как о себе еще заявить?
Автор фильма не о строе и торговле в нем говорит, он - о человечном в человеке, и мыслит образами. В образе Хлои - героиня, закосневшая и потерявшая истинное лицо, но вылепившая маску и с нею живет и ведет игру. А Венеция да накануне Рождества очень вписывается в правила ее, диктуют маски и маскарад, карнавал, втягивая в игру.
Правило Хлои номер один - она убеждена, что в Италии живут настоящие мужчины, все они богаты ( в сравнении с совками – правило номер 2), пишут стихи, картины, книги, или пишут в газеты и для кино. А другие здесь не бывают – исходя из фильмов Феллини - культы в 50-60-х.
И вот она – такая тонкая и замечательная – по древним улицам, и с мечтой о сакраментальной чашке кофе, а в тайне о вечном девичьем - настоящем мужчине.
Смех и жалость берет от ее подглядывавших голодных глаз в окна и двери кафе – призрак женщины с вуалеткой, делавшей ее как бы загадочной и таинственной. Смех и жалость . Все ничего, если бы не презрение к своим, оно сильнее любви к городу. Притворство и игра. Вуалетка что-то скрывает?
В том эпизоде, где она привезла дармовую карнавальную венецианскую маску в подарок какому-то старичку, то ли мужу, то ли не понять кому, и тот недоумевая, вглядывался в Хлою, пережившую позор, унижение и такой крах - заключительный аккорд, поставивший точку во всем о героине.
Хлойка пытаясь отделить себя от соотечественниц, так демонстрирует свой якобы тончайший и глубокий мир, что происходит нечто невероятное, – случай подстерег честолюбца. В той шикарной гостинице для богатых путешествующих иностранцев, а также для тур-групп из СССР, ей встретился мужчина – мечта. А проще, и на самом деле – жигало, мачо, продающий себя заезжим богачкам, желающим развлечься, не знающим или напротив, хорошо представляющим, на что и куда потратить бабло.
Некрасивую и не молодую Хлою, живущую в отеле для очень богатых туристов, подцепил на свою удочку мачо, а это оказалось не трудно. Он не ведал о ней ничего, а не трудно потому - он-то знал, чего кому надо. Знал ли?
ЛЮБОВЬ НАЛЕВО, ИГРУ В ЛЮБОВЬ НАПРАВО
Артист по-мужски красив и игра его тоже неплоха - представить обаятельного игрока, как будто влюбленного в Хлою, и которая на игру повелась серьезно, даже не подозревая о его желании выкачать из нее, страшилки, денег. В игре - все бабы для него на одно лицо. Что она русская туристка – Хлоя, разумеется, ни слова.
Как он был нежен и страстен или напорист, не писатель, не художник – выше этого ей не придумать, «но тоже занят творчеством». Ей–то думалось, влюбился в нее, необыкновенную, наконец, оцененную, а он , как мы уже знаем, прагматично, боясь, что она завтра уедет и он не выкачает – не заработает на ней, подыгрывал, он ее очаровывал,забывшей о муже в Москве. Как гордо она мимо своих дур прошла в обнимку с мачо, красавцем, высоким и элегантно ухаживающим.
А утром в дорогом номере куда девались его любовь, когда он агрессивно требовал оплатить его работу, которую она считала любовью. Вечером накануне отъезда она плакала, чувствуя - теряет его, мечту-мужчину, а теперь кто он - угрожающий и матерящийся, торопливый жигало, отработавший и ждавший денег.
Но в отеле мафия, и мафии он должен платить по-любому, но сначала, вы, сеньора – оплатите мою работу. Платье теперь получите, только отдав деньги, в ужасе она слушает его «сучек и шлюх», добивают вопросы: в Москве есть красивые девушки или все такие, как ты? На ее лепет он не стеснял себя в выражениях и гневно вытряхивал из вырванной сумчонки содержимое, паспорт русской все объяснил ему.
В конце концов с нее взять нечего и она не просто иностранка, ее спасло гражданство той презираемой страны. Мафия знала, русские приезжают группами, и не дай бог что случится.
Она получила такой пинок и урок, который обрушил ее. Мы восхитились игрой Чуриковой, тончайшими деталями и рисунком.
Как хорошо играла Чурикова жалкую некрасивую героиню с разбитым настоящим, в дешевом своем бельишке в дорогом номере, поверившей, как и мы, игре в любовь с ничтожным мачишко-жигало.
И презирая кого-то, считая его статут не выше плинтуса и табуретки, явно можешь упасть круче и еще более ниже.
Хлойка повержена. А как была недоступна и считала себя иной.
Не жалко, не жалко. Урок жизни всего лишь.
СЕКС – ЭТО ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ – ЭТО НА ЖИЗНЬ
Но в целом фильм завораживает не Венецией, она как-то была холодна и по-зимнему серой, фильм завораживает бесконечной игрой двух героев. Играет Хлоя, которую играет Чурикова, с которой играет режиссер, ее игра переплетается с игрой жигало-артиста, зарабатывающего на туристках с деньгами, в маске влюбленного и играющего любовь
Он честно и артистично работал, полагая, что игра будет соответственно оплачена, по известным всему миру таксам, неизвестным только «рашен туристо». И даже не понятно, как он ее не раскусил. А ее неосведомленность не стоит разговора.
Это мы теперь понимаем, что в мире есть секстуризм и проститутки разного пола и те, кто их утехи покупает.
Есть красавцы- «мачи», продающие себя на сезончик богатым туристкам, женщинам, которые притворяются, что порядочны, или не притворяются, и уж за свои бабки выжмут все. Они имеют все, кроме секса по любви или вообще его не имеют. Секс -туризм обычное дело, наша дура не знает этого.
ИГРА В ЛЮБОВЬ СТОИТ МНОГО
Игра в любовь в туризме платная услуга. Все играют, и в конце концов, эта игра есть желание за деньги любви или денег за притворство казаться влюбленным, и все поначалу кажется невероятным. Но другой фильм сказал, что играют мачо, как все опытные актеры, по шаблону ( «Ширли Валентайн»).
И что может случится, если не знать, по каким правилам играет твой напарник, или если вообще ничего не знать об этом. Плох или хорош секстуризм – но он был и есть в мире богатых и бедных. Каждый зарабатывает деньги, как может, и покупает, что может и хочет. И развлекается тоже. Вероятно, от одиночества кого-то и спасает игра в любовь на курортах и в городах мира, вероятно, многие не знали о любви и считают игру любовью, но если есть спрос, то и предложения будут.
Влюбилась ли она или вообразила все, как это может быть в городе масок на празднике масок. Он-то знает, что чем старей и страшнее женщина, тем лучше платит, платит хорошо за качественный секс.
Ему было все равно, кто она и что она – он видел лишь символ богатства – она живет в отеле дорогом и не для всех. Вот он ее спрашивает «Ты японка?» А за соседним столиком сидели японцы, ну совершенно не ее облика. Решив, что она американка, рассказывает трогательную историю своей жизни, рассчитывая на жалость женщины.Наша героиня помалкивает - "какая разница?".
Обман...
Она смешна в своих догадках идиота, что за бугром мужики настоящие, все поэты или певцы, художники или актеры, невдомек бедняжке, что не этим мир измеряет душу.
Он, неграмотный жигало, хорошо чувствует людей, но и был обманут не раз ( куда бы деть ваши значки?), пролетел и сейчас, и теперь должен отдать мафии, крышующей отель, 4 млн лир ( 10 тыс. лир – 4 рубля 82 коп в 1987 г).
В переводе на рубли она должна ему была за поцелуйчики, певцов и прогулку на гондоле и богатый номер на ночь 3-4 млн лир - около 2000 руб., что нереально для нее. А это были ДЕНЬГИ по тем временам
С собой разрешали взять денег не более, чем 20-25 долларов, в пересчете на лиры - это около30 000 - 40 000 лир, что очень мало, так как стоимость кофе капучино, о котором болеет Хлойка 1283,6 лиры за чашечку – 1 доллар. А у вас всего 20-30 долларов!!!
Обмен шел за 1 доллар официально для туриста 1руб. 30 коп., разрешали менять не более 30-40 руб. Такова была реальная возможность поездок, плюс-минус еще немного. Голь да и только, ходить да глазеть.
Учтем, что номер в такой гостинице стоил в сутки не 100 долларов, и завтраки на шведских столах тоже, но все это и многие экскурсии для туристов по путевкам были бесплатно, и никто не запрещал гулять по улицам, хотя предупреждали об опасности. А вот о жигало не говорили.
Так что, при кажущейся дешевизне путевок и незначительной суммы для сувениров, сама путевка была дорогой в общем, до 50-70 процентов или полностью оплачивалась через профсоюзы или комсомол, все говорит о богатстве этих организаций и возможности хотя бы так, но побывать за бугром.
И потому этот отельный Казанова, накинув плащ его, опутанный мафией за возможность ловить теток с деньгами в дорогой гостинице мачо, решил, что бабенка богатая, не ведая о русском туризме и его деталях.
Туристы везли с собой все – водку, шоколад, сувениры, икру и прочее, меняли в
гостиницах у персонала. В фильме так и происходит - везли чемоданами водку, икру, не зная, кому и как сунуть.
Экономили на еде, потому набирали на завтраках ее в пакеты и прятали , хотелось что- то посмотреть и купить подарки. А могли быть только на дешевых распродажах, и гнали их из дорогих магазинов
Героиня ходила с голодными глазами, разглядывая через окна сидящих в кафешках и ресторанах людей и не имея возможности выпить и согреться, ее поили и угощали добрые люди и ухажер.
Главным же в фильме остается очарование зрителя происходящим и ожидание, что будет с несведущей героиней, попавшейся на удочку тоже несведущему жигало, который убедительно сыграл свою роль, не зная, что ничего не получит.
Каково ей было слышать на утро все о себе и оказаться затоптанной и заплеванной, избитой душевно. Сколько их было таких надменных и спесивых, несчастнее не найти, в придуманности живущих, считавших детальки мирков самим миром, некоей райской жизнью.
Но в этом люди не виноваты. И это ушло и отлично!
Свидетельство о публикации №218052300234
Ибо чем ярче поездка - тем тягостней возвращение.
Лучше совсем не давать, чем дать - и тотчас отнять!...
Всех благ!
P.S. Подозреваю, что Чурикова не играет вовсе, а и в самом деле испытывает все те чувства, что её героиня. Отсюда и столь блестящий эффект. Много ли она, Чурикова, видела в совковой жизни?... Да и мужским вниманием была явно не избалована. А тут и Венеция, и мужественный брюнет (пусть лишь по сценарию, однако наощупь-то настоящий), и у красавицы крыша съедет!...
Аргусс 19.12.2018 11:04 Заявить о нарушении