ПРО кино - заметки любителя

-Посмотри эти фильмы,  стоят того, чтобы посмотреть.
 И вот впечатление дилетанта о  фильмах.

1. «Летние люди»  режиссера Урсуляка

«Ликвидация» еще будет, а его друзья уже снимаются и  привлекают своей игрой в «Летних людях» по Горьковским «Дачникам».
Дачники вроде заезжено, а летние люди новым отдают, у Горького непонятно, чего все орут, ненавидят друг друга, врут,  жрут и не знают что делать.

Летние люди еще более ненавидят друг друга, завидуют и не знают, чего хотят.

Горький не слишком любил людей и старался выявить в них все то отвратное, что ему было ненавистно, все гадкое, тем более накануне революции многие уже сходили с ума. Современный взгляд  ничего не привнес. Какая-то чехарда бездельничающих и тупых рож, непонятно, почему толкающихся вместе. Горький знал.  Урсуляк – нет. Или,  может, знал, что  Горький прав.
 
 Не дачный Чехов. Не дачный Горький, дачный и неудачный фильм Урсуляка с чудесным Маковецким, настолько противоречивым во всем - во внешности, в  игре – что восхищает, один он во всем фильме чудо.

2. О СТРАШНЫХ И О КРАСИВЫХ

«Плащ  Казановы  А. Галина.   

«ПЛАЩ КАЗАНОВЫ», Россия, АРКФИЛЬМ (кинокомпания «Мосфильм»)/КАЗАНОВА ПРОДАКШНЗ, 1993, цв., 94 мин.
Мелодрама.

Советская тургруппа по профпутевке  прибывает в Венецию. Восторженная книгочейка Хлоя выглядит «белой вороной». Она не просто интеллигентка, она чиста и наивна  как ребенок. Встретив местного жиголо Лоренцо, русская женщина наивно втягивается в игру, в результатекоторой и он, и она оказываются в двусмысленной ситуации...
Роли исполняют:
          Чурикова  Инна,Лука Барбарески, Екатерина Граббе, ТамараКотикова, Елена Майорова, Татьяна Гальченко, Андрей Смирнов, Сергей Гармаш, Феликс Филл, ОляМатьцина, Оля Грибкова.
Режиссер: Александр Галин.
Это  комментарий из паутины.

 «Он стоит обеда».

Прекрасный и многообразный фильм, снят в 90-е. И спроси кого, «Видел «Плащ Казановы»?»,  в ответ  пожимание плечами, фильм  мало кому известен.
 А какой темы коснулся, не оставит глухим. Пусть киноведы и критики пишут свое, но и  нас, темных, он просветил и восхитил, а чем, о том и скажем.

       « Плащ Казановы»  – не фильм,  а чудо.

 Аннотации и комменты в основном  в дремучем русле высмеивания  страны, народа и его жизни  и      презрения к «совку». 

Смотрим,  что там,  в кино.   А там  - героиня  Инны Чуриковой. Некая  страшилка в очаровательной вуали,  скрывающая   пошлость в  придуманности  с вуальным    шармом, живет в Москве, говорит по-итальянски и потому подрабатывает переводчиком,  читает  и цитирует  зачем-то по-немецки  Гете и смотрит в музеях на картины  великих художников Италии. Назвать ее наивной в лет 40? Она  не наив, она  ...

 Как бы подчеркнут уход в эту высокую сферу из гадкой действительности с ее живыми людьми. 
 
Игра в не такую, иную,   у нее уже привычка. И на личике отгороженность, барская высокородная неприступность, ледяные  слова и мимика,  нелепость поведения и отсюда СМЕХ у зрителя. Игра в игру великолепна у Чуриковой, великой даже в малом или некрасивом.

О ПРЕЗРЕНИИ И НЕЛЮБВИ
  Презирает героиня,  не скрывая,  всю провинциальную мелочность   замужних и  загнанных  соотечественниц,  не ухоженных и не начитанных, не одетых и не образованных, но много работающих и заботливых, всем  своим подарки б привезти... А собственно, на них и держится семья и  дух страны.
 

Переводчица  (с именем  Хлоя, и закрадывается  мысль, что  придумала его верно)  с группой не общается. Одна шарахается по предрождественской холодной Венеции, впитывает дух,  любуется собой в этом городе красот. Соседки ведут нормальный  совковый  ход жизни в чужой и богатой стране, а возможностей у них мало – потому красоты во вторую очередь..

Турпоездка  в Венецию в конце  советских времен  в составе группы  рабочих  в рождественские подступающие праздники – кто не мечтал бы. Но…   Тогда денег меняли столько и на то,  чтобы  купить сигареты и выпить пару раз  кофе. Питание и экскурсии  входили в меню поездки.
 
Прекрасная и некрасивая  Чурикова,  не боясь  быть страшной,  нелепой,  смешной,  гениально играет холодную  и странную  нищую интеллектуалку, или кого-то   с образованием,  туристка-переводчица  цитирует Гете и сорит начитанностью -  именами великих  художников. У нее свое понимание, как выглядит  достойная женщина ( в духе правил романов 19 века).
 И полна отвращения и презрения к своим соотечественницам,   которые ей представляются дикими.

Они далеки от красот Венеции, их волнуют распродажи, которые когда еще придут в Россию. А вот её все эти низкие страсти по распродажам  как бы не волнуют.
 За что же и кому  презирать ? А презирали свои же, как приложение к презираемой стране. В эти годы мир уже вовсю жил по законам шоппинга. Хлоя вроде прессу итальянскую читала, шуршала ею прилюдно на завтраках,  и вроде знать могла бы, но она-то все в придуманном живет.

А правда в том, что не шоппиг плох или хорош, такова жизнь. Пусть философы изучают этот разгул торговли,  он есть и наши туристы прикасались к нему, а  в своей стране  был разгул  очередей и дефицит. Обратная сторона. Но презирать людей за это – смешно.
А если это не демонстрировать - как о себе еще заявить?

Автор фильма не о строе и торговле в нем  говорит, он -  о человечном в человеке,  и мыслит образами. В образе Хлои - героиня, закосневшая   и  потерявшая   истинное лицо, но вылепившая   маску и с нею живет и ведет игру. А Венеция  да накануне Рождества  очень вписывается в правила ее, диктуют  маски и маскарад, карнавал, втягивая в игру.

Правило Хлои номер один -  она убеждена, что в Италии  живут настоящие мужчины, все они богаты ( в сравнении с совками – правило номер 2),  пишут стихи, картины, книги, или пишут  в газеты и  для кино. А другие здесь не бывают – исходя из фильмов Феллини - культы в 50-60-х.
И  вот она – такая тонкая и замечательная – по древним улицам, и с мечтой о  сакраментальной   чашке кофе, а  в тайне о вечном девичьем - настоящем мужчине.
 
Смех и жалость берет от ее подглядывавших голодных глаз  в окна и двери   кафе – призрак женщины с вуалеткой,  делавшей  ее как бы загадочной и таинственной. Смех и жалость . Все ничего, если бы не презрение к своим, оно сильнее любви к городу. Притворство и  игра. Вуалетка что-то скрывает?

В том эпизоде, где она привезла дармовую карнавальную венецианскую маску  в подарок какому-то старичку, то ли мужу, то ли не понять кому, и тот  недоумевая, вглядывался в Хлою,  пережившую позор,  унижение и  такой крах -  заключительный аккорд, поставивший точку во  всем  о героине.

Хлойка  пытаясь  отделить себя от соотечественниц, так демонстрирует свой якобы тончайший и глубокий мир, что происходит нечто невероятное,  – случай подстерег честолюбца. В той шикарной гостинице для богатых путешествующих иностранцев, а также для тур-групп из СССР,  ей встретился  мужчина – мечта.  А проще, и на самом деле  – жигало, мачо,  продающий себя заезжим богачкам,  желающим развлечься,  не  знающим или напротив, хорошо представляющим, на что и  куда потратить бабло.
Некрасивую и не молодую Хлою,   живущую в отеле для очень богатых туристов, подцепил на свою удочку мачо, а это оказалось не трудно. Он не ведал о ней ничего,  а не трудно потому - он-то знал, чего кому надо. Знал ли?

ЛЮБОВЬ НАЛЕВО,  ИГРУ В ЛЮБОВЬ НАПРАВО

Артист  по-мужски красив и игра его тоже неплоха - представить  обаятельного игрока, как будто влюбленного в Хлою,  и которая  на игру  повелась серьезно, даже не подозревая о его желании выкачать из нее, страшилки, денег.  В игре - все бабы для него на одно лицо. Что она русская туристка – Хлоя, разумеется, ни слова.
 
Как он был нежен и страстен или  напорист, не писатель, не художник – выше этого ей не придумать, «но тоже занят творчеством». Ей–то думалось,  влюбился  в нее,  необыкновенную, наконец,  оцененную, а он , как мы уже знаем, прагматично,  боясь, что она завтра уедет и  он не выкачает – не заработает на ней,  подыгрывал, он ее очаровывал,забывшей о муже в Москве. Как  гордо  она  мимо своих дур  прошла в обнимку с мачо, красавцем,  высоким и элегантно ухаживающим.

А утром в дорогом номере куда девались его любовь, когда он агрессивно требовал оплатить его работу, которую она считала любовью. Вечером накануне отъезда она  плакала, чувствуя -  теряет  его, мечту-мужчину, а  теперь кто  он -  угрожающий и матерящийся, торопливый  жигало, отработавший и ждавший  денег.

Но в отеле мафия,  и  мафии он должен платить  по-любому,  но сначала, вы,  сеньора – оплатите мою работу. Платье  теперь  получите,  только отдав деньги,  в ужасе она  слушает его «сучек и шлюх»,  добивают вопросы:   в Москве есть красивые девушки или все такие, как ты? На ее лепет он не стеснял себя в выражениях  и  гневно вытряхивал из   вырванной    сумчонки содержимое,  паспорт русской все объяснил ему.

В конце концов с нее взять нечего и она не просто иностранка, ее спасло гражданство той презираемой страны. Мафия знала, русские  приезжают группами, и не дай бог что случится.

  Она получила такой пинок и урок, который обрушил ее. Мы восхитились игрой Чуриковой,  тончайшими деталями и рисунком.

Как хорошо играла Чурикова жалкую некрасивую героиню   с разбитым настоящим,  в дешевом   своем бельишке в дорогом номере, поверившей, как и мы, игре в любовь  с ничтожным мачишко-жигало.

И презирая кого-то, считая его статут не выше  плинтуса и табуретки, явно можешь упасть круче и еще более ниже.
Хлойка повержена. А как была недоступна и считала себя иной.
 Не жалко, не жалко. Урок жизни всего лишь.
 
СЕКС – ЭТО ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ – ЭТО НА ЖИЗНЬ

Но в целом фильм завораживает  не Венецией, она как-то была холодна и по-зимнему  серой, фильм  завораживает бесконечной игрой   двух  героев. Играет Хлоя, которую играет Чурикова, с которой играет режиссер,   ее игра переплетается  с игрой жигало-артиста, зарабатывающего  на туристках с деньгами,   в маске  влюбленного и  играющего любовь

 Он честно и артистично работал, полагая, что  игра будет соответственно оплачена, по известным всему миру таксам, неизвестным  только «рашен туристо».  И даже не понятно, как он ее не раскусил. А ее неосведомленность  не стоит разговора.

  Это мы теперь  понимаем, что в мире есть секстуризм и  проститутки разного пола  и те,  кто их утехи покупает.
Есть  красавцы- «мачи»,  продающие себя на сезончик  богатым туристкам,  женщинам,  которые  притворяются,  что порядочны, или не притворяются, и уж за свои бабки выжмут все. Они имеют все, кроме секса по любви или вообще его не имеют. Секс -туризм  обычное дело, наша дура не  знает этого.

ИГРА В ЛЮБОВЬ СТОИТ МНОГО

Игра в любовь в туризме   платная услуга. Все играют,  и в конце концов, эта игра есть желание за деньги  любви или денег за притворство казаться влюбленным, и все  поначалу кажется невероятным. Но другой фильм  сказал, что  играют мачо,  как все  опытные  актеры,  по шаблону ( «Ширли Валентайн»).

  И  что может случится, если не   знать, по каким правилам играет твой напарник, или  если вообще ничего не знать об этом. Плох или хорош секстуризм – но он был и есть в мире богатых и бедных. Каждый зарабатывает деньги, как может, и покупает, что может и хочет. И развлекается тоже. Вероятно, от  одиночества кого-то и  спасает игра в любовь на курортах и в городах мира, вероятно,  многие не знали о любви и считают  игру любовью,   но если есть спрос, то и предложения будут.

Влюбилась ли она или вообразила все,  как это может быть в городе масок на празднике масок. Он-то знает,  что  чем старей и страшнее женщина, тем  лучше платит,  платит  хорошо за качественный секс.

Ему было все равно,  кто она и что она – он видел лишь символ богатства – она  живет в  отеле дорогом  и не для всех. Вот  он ее спрашивает  «Ты японка?»   А за соседним столиком сидели японцы, ну совершенно не ее облика. Решив,  что она американка,  рассказывает трогательную историю своей жизни, рассчитывая на жалость женщины.Наша героиня помалкивает - "какая разница?". 
Обман...

Она  смешна в своих догадках идиота, что за бугром мужики настоящие, все поэты или певцы, художники или актеры, невдомек бедняжке, что не  этим мир измеряет душу.

 Он,  неграмотный жигало,  хорошо чувствует людей, но и был обманут не раз ( куда бы деть ваши значки?), пролетел и сейчас, и теперь должен  отдать мафии, крышующей отель, 4 млн лир  ( 10 тыс. лир – 4 рубля 82 коп в 1987 г).

В переводе на рубли она должна ему была за  поцелуйчики, певцов и прогулку на гондоле  и богатый  номер на ночь  3-4 млн лир -  около 2000 руб., что нереально для нее. А это были ДЕНЬГИ по тем временам

  С собой разрешали взять денег не более,  чем 20-25 долларов,  в пересчете на лиры - это около30 000 - 40 000 лир, что очень мало, так как стоимость кофе капучино, о котором болеет  Хлойка   1283,6 лиры за чашечку – 1 доллар. А у вас всего 20-30 долларов!!!

Обмен шел за 1 доллар официально для туриста  1руб. 30 коп.,  разрешали   менять не более 30-40 руб. Такова была реальная возможность поездок, плюс-минус  еще  немного. Голь да и только,  ходить да глазеть.

Учтем, что номер в такой гостинице стоил в сутки  не 100 долларов, и завтраки на шведских столах тоже,  но все это и многие экскурсии  для туристов по путевкам  были бесплатно,  и никто не запрещал гулять по улицам, хотя  предупреждали об опасности. А вот о жигало не говорили.

Так что,  при кажущейся дешевизне путевок и незначительной суммы для сувениров, сама путевка была дорогой в общем,  до 50-70 процентов или полностью оплачивалась через профсоюзы или комсомол,   все говорит о богатстве этих организаций и  возможности хотя бы так, но побывать за бугром.

  И  потому  этот  отельный Казанова, накинув плащ его,   опутанный мафией  за возможность ловить теток с деньгами в дорогой гостинице  мачо,  решил,  что бабенка богатая, не ведая о русском туризме и его деталях.

Туристы везли с собой все – водку, шоколад, сувениры,  икру и прочее, меняли в
гостиницах   у персонала. В фильме так и происходит - везли чемоданами водку,  икру,  не зная,  кому и как сунуть.

Экономили на еде,  потому набирали на завтраках  ее   в пакеты и прятали , хотелось что- то посмотреть и  купить подарки. А  могли  быть только  на дешевых распродажах, и гнали их из дорогих магазинов

Героиня ходила с голодными глазами,  разглядывая через окна сидящих в кафешках и ресторанах людей и  не имея возможности выпить и согреться, ее поили и угощали добрые люди и ухажер.

Главным же в фильме  остается очарование  зрителя происходящим и ожидание, что будет с   несведущей героиней, попавшейся на удочку  тоже  несведущему жигало, который убедительно  сыграл свою роль,  не зная,  что ничего не получит. 

Каково ей было слышать на утро все о себе и оказаться затоптанной и заплеванной, избитой душевно. Сколько их было таких надменных и спесивых,  несчастнее не найти,  в придуманности живущих, считавших детальки мирков  самим  миром, некоей   райской жизнью.


Но в этом люди не виноваты. И это ушло и отлично!


Рецензии
Про заграничные поездки замечательно сказал... не помню, кто, главное - в точку: "Это всё равно, что на полчаса из тюрьмы выйти!...".
Ибо чем ярче поездка - тем тягостней возвращение.
Лучше совсем не давать, чем дать - и тотчас отнять!...

Всех благ!

P.S. Подозреваю, что Чурикова не играет вовсе, а и в самом деле испытывает все те чувства, что её героиня. Отсюда и столь блестящий эффект. Много ли она, Чурикова, видела в совковой жизни?... Да и мужским вниманием была явно не избалована. А тут и Венеция, и мужественный брюнет (пусть лишь по сценарию, однако наощупь-то настоящий), и у красавицы крыша съедет!...

Аргусс   19.12.2018 11:04     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.