Штурман Мишутка

С детства я ненавидел спать. Вот дурачок был – сейчас бы мне  выспать всё то, от чего отказывался!  Вечером загнать меня в кровать дело было отнюдь не простое, и его частенько поручали деду:
-Ложись в кровать,  закрывай глаза и накрывайся, а я тебе историю военную расскажу. Какую хочешь?
- Конечно про Мишутку!
Мишутка по дедовским рассказам был моим ровесником и при этом героем-партизаном. Рассказы о его подвигах  уже много вечеров подряд скрашивали мне процедуру перехода в горизонтальное положение.
- Как он учился на одни пятёрки?
-Не-е-т. Как он первым немцев заметил и спас весь партизанский отряд и получил за это медаль!
- Эту я тебе уже  раз сто рассказывал, а  сейчас я вспомнил другую, ещё интереснее – как Мишутка стал настоящим лётчиком.
-И он летал прямо к партизанам?
-Не только к партизанам, а вообще по всему миру!

В штабной землянке суетился молодой паренёк , с потухшими, но смышлёными глазами, в ладно подогнанной гимнастёрке с блестящей медалью «За отвагу» на груди, пытаясь помочь всем и каждому.
Отрядный комиссар слегка притормозил  подростка, тронув его за локоть. Остановись-ка на минуту, егоза, слушай внимательно  сюда. Комиссар приосанился и отдал строгим голосом команду.
 Ну вот что, Мишутка, с этого момента ты поступаешь в  распоряжение Гвардии лейтенанта Жиркова!
- А что я там делать буду?

-Для начала передислоцируешься в Москву. А там будешь действовать  согласно приказам нового командира. Как надо ответить?
- есть поступить в распоряжение товарища лейтенанта!
- Гвардии лейтенанта!
-Виноват, товарищ комиссар. Так точно. Гвардии лейтенанта Жиркова!
Комиссар вызвал деда мимикой и жестами из землянки - дескать наедине поговорить надо.
Дед недобро прищурился, помня о коммерческой жилке командира и комиссара отряда.
Забери ты его бога ради от меня. Рвётся во все самые опасные места! А не могу я его отпустить – обещал его отцу, что присмотрю за сынулькой если что.

Не могу я в Москву, мне за батьку отомстить надо!  - умоляюще прогнусавил парнишка.
Дед ласково посмотрел на юного бойца, ободряюще улыбнулся и вдруг внезапно озорно подмигнул,  а затем строго спросил:
-Географию в школе хорошо учил? Карту читать умеешь? Штурманом полетишь со мной? Не подведёшь?
- Не дурнее остальных.  Соображу походу!
 Заметим между нами, что деду на этом  маршруте ни штурман не нужен, ни карты: каждую сопку и полянку    он отлично помнил.




- мне бы подучиться чуток,  смогу  и штурманом.
-Ну, штурман, давай знакомиться. Звать как?
-Михаил, а отец звал Мишутка.
-Добро. А я тебе Алексей Иванович. Запомнил?
-Так точно, товарищ Гвардии лейтенант!
-Да будет тебе орать. Так контузию получишь через тебя.

- Подучиться хочешь? Это поможем!
В тушинскую авиашколу попадали большинство московских школьников-сирот, бежавших «на фронт мстить фрицам за всю погибшую родню», но перехваченных по дороге  бдительными чекистами. Ну не в колонию же их за это отправлять? И если успешно её заканчивали, то лучшие из них попадали на стажировку в боевые части.
В комнате с надписью «дежурный офицер» Сидел майор в очках, стриженый не по уставу. Видать только  мобилизованный –   подумал парнишка.
Сюда и пришёл наш Мишутка за руку с дедом.
Очередной беглец, товарищ лейтенант? – с доброй улыбкой спросил дежурный.
 Никак нет. Заслуженный партизан. Даже медаль имеет! На штурмана учиться хочет – доложил дед, передавая документы.
- Значит человек военный. Это хорошо – быстро освоится. Как звать-то?
- Мишуткой, товарищ командир!
Майор хмыкнул, размашисто расписался на анкете курсанта, шлёпнул печать и передал стопку бумаг новичку.
-Держи  документы  и дуй в хозчасть – становись на довольствие и заселяйся, курсант Мишутка! Медкомиссию не забудь пройти,  авиатор!
Как-то,  наконец, собрался и приехал Мишутка встретиться с Алексеем Ивановичем. Адрес – то он давно его   выяснил и только ждал срока отпуска. Друзья проговорили всю ночь напролёт.
Переезжай ко мне, Алексей Иванович! Ты у меня за крёстного теперь, правда у нас  не бывает
крёстных, тогда отцом будешь! Отец, не тот, кто родил, а тот кто в жизнь выпустил!
Знаешь, батя, я уроки твои не забыл – смотри вот наградная грамота.   Штурман года в компании Эль Аль. Сейчас на Боинге летаю,   он маленько посолиднее будет той нашей баржи, ты уж не серчай.
Не могу я сынок к тебе, я в университет поступил -   книгу буду писать! Да и семья у меня здесь - доча растёт.
О чём, командир, книгу пишешь?
Про нас с тобой Мишутка,  батяню твоего … и всех тех, кто с нами был.
- Что будешь писать?
- Правду буду писать. Ты меня знаешь – я по-другому не умею.
После демобилизации Михаил, как и большинство бывших бомбардировщиков и транспортников поступил на работу в гражданскую авиацию СССР. Большой стране нужно было срочно налаживать авиасообщение и каждый специалист был на вес золота. Как знающий немецкий, Михаил получил назначение на рейс Москва – Мюнхен.
Внезапно пришёл приказ  на Мишутку «от зарубежных полётов отстранить, из преподовательского состава исключить!» Вот чёрт, как не вовремя! Специалистов, да  ещё с твоим опытом у меня по пальцам можно пересчитать.
Ну что мне прикажешь с тобой делать, жидёнок ты мой любимый? Слетай-ка последний разок! Некого мне вместо тебя ставить.
Только теперь всплыло, что Михаил находился на оккупированной территории во время боевых действий и этим  попал под подозрение спецслужб, а тут ещё и национальность... По прилёту в Мюнхен Мишутка первым делом зашёл в комнату с табличкой  «администрация», поинтересоваться насчёт возможной работы и жилья. Этот Странный Русский после короткого собеседования получил  такое  предложение, которого совершенно не ожидал – штурманом в летающий экипаж с оплатой такой, что  не каждому немцу предложат. Но Мишутка неожиданно отказался.
Не пойду я в люфтганзу - не смогу я летать с теми, кто бомбил наши города. Отец бы не понял. Уж лучше дома  в лагере сдохну.
Ну и вали из рейха! Я ещё заявлю о тебе  русскому представителю, юдо. Чтоб тебе встречу организовали  на родной земле торжественную!- пролаял авиачиновник по-немецки.
Вся мюнхенская летающая братия знала и любила Мишутку за  общительность и готовность помочь коллеге. Узнав о Мишкиной  беде, его сразу обступили друзья  из авиакомпании «Эль Аль».
-Не грусти, Моше! Летим на нашем борту до Тель-Авива, а там   что-нибудь придумаем.  Родина  никогда не бросит своего! Если она конечно мать, а не мачеха.
- Родителей – то помнишь?
- Конечно!
- Ну тогда  запросим архивы  как прилетим, а как ответят, сразу подадим документы на репатриацию. Мы с тобой ещё полетаем, братишка!
Михаил тяжело сел и   обхватил голову руками.
Эх, командир, сейчас бы услышать твою команду ... – тяжело вздохнул Мишутка,- куда курс прокладывать?
Михаил пристально вгляделся в окружавшие его доброжелательные и сочувствующие лица и, наконец, решился: согласен, ребята. Везите куда хотите! Прости меня, отец.


Рецензии