Ч. 139 Как маршировали, так и воевали

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2018/05/22/953

Предыдущая глава Ч.138 была удалена модераторами. В рассказывалось, как набирали ополчение. Модераторы посчитали, что читателю это знать не следует.

В пути офицеры ночевали в сараях или в собственных повозках, если таковые имелись, а ратники – под открытым небом. Ни врачей, ни медикаментов не было. Перед отправлением дружин выдали полностью жалование.

В пути полученные деньги успешно пропивали. Пьянство не прекращалось всё время передвижения по губерниям, а потом продолжилось в Крыму.
 
Встречавшиеся в пути деревни наводили тоску и уныние убогими избами, крытыми почерневшей соломой, невообразимой грязью, кривыми улицами и обязательным пожарным прудом посредине селения, в который жители сбрасывали всякую дрянь, трупы дохлых собак и кошек.

Исключение встретили только один раз под Мелитополем, где почувствовали себя так, будто попали в другую страну. В большом, с правильно спланированными улицами посёлке стояли высокие добротные дома, крытые черепицей, владельцы которых были опрятно одеты.

Вместительные и удобные повозки местных жителей тоже не походили на обычные деревенские телеги. Около домов в палисадниках росли цветы, что выглядело вообще удивительно и, можно сказать, даже просто дико.

Ещё большее недоумение вызвала непонятная речь обитателей деревни. Оказалось, что это была немецкая колония Тигервейде. Весь переход оказался проверкой на выживаемость. Когда, наконец, подошли к Севастополю, количество ратников заметно поубавилось.

Одни скончались, не выдержав длительного перехода по ужасным дорогам России и Крыма, других скосила вспыхнувшая в пути холера. Какую роль в потерях личного состава сыграло беспробудное пьянство, сказать сложно, никто таким анализом не занимался.

Дружины остановились на Бельбеке. Начальство не очень хорошо понимало, как использовать этих грязных, оборванных и завшивленных бородачей, не имевших понятия о военной службе или давно уже позабывших все военные навыки.

 Пока командование размышляло, офицерский состав в долгополых ополченских кафтанах проводил время за игрой в карты, а рядовые ратники занимались активным поиском средств пропитания. Те и другие беспробудно пьянствовали.

Тысячи раненых, которых везли из Севастополя мимо лагеря ополченцев, не поднимали настроение будущим защитникам города. Война шла к концу, но некоторым ополченцам всё же довелось принять участие в боях.

Были случаи, когда они храбро сражались, но основная масса оказалась просто балластом. В Севастополе людей на бастионах катастрофически не хватало: англо-французская артиллерия, как в мясорубке, каждый день перемалывала защитников города, а командование продолжало посылать туда всё новые и новые пополнения.
 
Регулярных войск уже не хватало, пришлось направить на бастионы часть ополченцев. Один из ротных командиров вспоминал, как генерал Сабашинский приказал ему разместить ратников среди его солдат:

«Труд был не малый устроить команду, не привыкшую к строю и под выстрелами, когда в виду их так и косило людей.… К довершению несчастия сигналист закричал: бомба. Ратники сбились в кучу и подобрали под себя моего барабанщика.

Бомба прямо села в эту кучу и разорвалась. Раздался вопль. Когда разнёсся дым, глазам представилась масса растерзанных трупов, и на верху голова с бородой. Уложило человек 18.

Я приказал ополченским носильщикам разбирать перебитых, никто не трогался, а только плакали, нужно было своими носильщиками их заменить».

К счастью для ополченцев, вскоре наступило перемирие, а затем заключили мир. Те дворяне и мужики, которым повезло остаться в живых, совершили новое путешествие  уже знакомой дорогой назад, к своим домам, чтобы потом  до конца дней рассказывать о своём героическом прошлом.

В некоторых исторических работах авторы пишут, что людской ресурс в России к концу войны не был исчерпан, мол, можно было бы воевать и дальше. И в самом деле, разве в нашей стране простой люд когда-нибудь что-то значил? Ничего. Так, просто людской ресурс.
 
Изучая историю войн, которые вела Россия, нетрудно заметить, что в каждой войне наше отечество теряло больше людей, чем противник. Суворовское завещание «Не числом, а умением» так и осталось лишь благим пожеланием.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/05/24/714


Рецензии
Грустная картина, Владимир.
Но всё подтверждается мемуарными записями.
Человеческая жизнь... в ней заключён целый мир, душа человеческая - частичка бога...
Как жаль, что она бывает растрачена, не реализуя спектр своих возможностей.

Наталья Николаевна Максимова   17.04.2022 20:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья!
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   17.04.2022 21:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.