Жить и работать, как Павка Корчагин

Суровые годы гражданской войны. Острая беспощадная борьба классов захватила Украину. Бывшее офицерье, всякий решительный авантюрист, собравший кучку головорезов, объявлял себя атаманом и захватывал власть в пределах своих сил и возможностей. Всё большее и большее число людей бралось за оружие. Каждая схватка рождала новых участников.
И в первых рядах борцов за новую жизнь мы видим Павку Корчагина. Вот он, красноармеец кавалерийской бригады имени товарища Котовского, вместе с тысячами других бойцов, таких же, как он, оборванных и раздетых, но охваченных неугасающим пламенем борьбы за власть своего класса, получил в боях первое крещение – пулевое ранение бедра. В феврале двадцатого заметался в жарком тифу.
Потом – Кавалерист 1-ой Конной Армии Буденного. В одном из эскадронов 1-ой Конной правофланговым скачет Корчагин. Конная лавина буденовцев, не переставая, наносила удар за ударом по польским интервентам. Напоенные хмелем побед, со страстной яростью кидались кавалерийские дивизии в атаки и страшное, жуткое, как смерть «даёшь!» потрясало воздух.
В одном из боёв взрывной волной, как соломинку, вышибло Павла из седла. И снова госпи-таль. После тринадцатидневного беспамятства к Корчагину возвратилось сознание. Рана головы. Пробита черепная коробка. В правом глазу кровоизлияние. Удар осколком. Два месяца госпиталя. Слепота правого глаза.
Борьба с белополяками закончена. Страна, залитая кровью, требовала передышки. В это труд-ное для молодой республики время из Крыма выполз Врангель. Военно-врачебная комиссия призна-ла негодным Корчагина к военной службе. Но в трудное для отечества время Павка не может сидеть, сложа руки. Он сотрудник ЧЕКа, комсорг в мастерских – секретарь комсомольского коллектива.
Но вот заключен мир с поляками, разбит Врангель. Теперь новый враг угрожал Республике – разруха; голод и холод. В шести километрах от станции Боярки заготовлено двести десять тысяч ку-бометров дров. Чтобы их доставить в город, нужно в кротчайший срок построить шестикилометро-вую узкоколейку.
…И начался бой за дрова. Осень. Дождь. На строительство был брошен отряд комсомольцев и среди них, в первых рядах мы снова видим Павку Корчагина. Тяжела и холодна вымоченная до по-следней нитки одежда, но люди с работы уходили только поздно вечером. Жили в каменном здании без окон и дверей. Спать ложились на бетонный пол тесными рядами, стараясь согреть друг друга. Одежда парилась, но не просыхала. Люди с озлобленным упорством переносили лишения. Насыпь с каждым днем углублялась в лес. В рваных сапогах, в пиджачке работает Корчагин на строительстве дороги. От спанья на полу на шее его вздулись два огромных карбункула.
…Банда Орлика пускает под откос эшелоны с хлебом, тиф каждый день вырывает десятки нужных рук, но люди рвутся вперед, к дровам - и побеждают.
Корчагин заболел тифом и крупозным воспалением легких. Но молодость победила. Тиф не убил Корчагина. В четвертый раз вырвался Павка из лап смерти.
Военный комиссар батальона ВВО, секретарь окружкома молодежи. Два года жизни в стре-мительной трудовой гонке. Он не умел жить спокойно, размеренно-ленивой зевотой встречать ран-нее утро и засыпать точно в 1000. Он спешил жить. И не только спешил, но и других подгонял. Днем работа, ночью – политучеба. Но здоровье сдает. Корчагину предложили отпуск с длительным лече-нием в Крыму.
…У Павки мы можем учиться любить женщину. Первая любовь – Тоня Туманова: горячая любовь юноши.
- Что может быть роднее рук любимой, обхвативших шею, и – поцелуй жгучий, как удар тока!
Павел очень любит свою юную подругу, но у него хватает сил разойтись с ней, когда выясня-ются, что идейно они – чужие.
Второе большое чувство – дружба с Титой Устинович, товарища по работе и единомышлен-ника.
Павел не терпим ко всему, что нам мешает жить: хамству, хулиганству, пошлости. Яркий то-му пример – их ссора с Файло, «высокий с военной выправкой, красавец». Когда в присутствии Корчагина гнусно и омерзительно рассказывает, как он «вчера обработал Коротаеву», завокрженотделом, хорошую работницу, Корчагина забил нервный озноб. Он называет Файло «Скотиной», и одним ударом дубового табурета свалил его на землю.
Есть у Павла и вредная привычка: он, курит.
Автомобильная авария. Раздавлено колено правой ноги. Операция. Начало катастрофы. Кор-чагину предлагают бросить работу, перейти в инвалиды. Что пришлось и сделать. Ему выдали книжку инвалида труда, начали платить пенсию.
Но и теперь Корчагин в строю, на передовой. Прикованный к постели, слепой, он пишет книги «Как закалялась сталь» и «Рожденные бурей», которые очень горячо были встречены читателями, и которые для всех нас стали учебниками в преодолении трудностей.
Роман о Павке Корчагине потому не теряет своей актуальности, что его подлинная суть – не в пропаганде революционного пафоса и самопожертвовании во имя коммунистических идеалов. Эта книга – гимн человеку, силе его духа, несгибаемой воле, позволяющей пройти через любые испыта-ния, принося при этом пользу людям.
Эта книга – для всех, и на все времена. Ведь каждому из нас в жизни приходится делать свой выбор – как жить? И только благородная цель позволяет человеку прожить свою жизнь так, чтобы за неё, при подведении итогов, не было мучительно больно.


Рецензии