***

                ГОЛЕМ
                Робот номер 1
   Легенды Чехии, легенды Праги – это таинственная магия, поиском и изучением которых занимаются как чехи, так и гости этой страны.
    Работа «Голем – робот номер один» Андрея Фозикоша.
    В Праге нет Стены Плача, как в Иерусалиме, зато в Праге есть могила рабби Лёва (слово «рабби» происходит от др.- евр. Рабби – « наставник мой»), и к ней идут и идут иудеи – поломники «из далёких Палестин» и со всего мира. Повод посетить святыню почти всегда один: и там и здесь люди оставляют записочки («витлы») с потаёнными желаниями. Как сработает – одному Всевышнему известно, но внутренняя удовлетворённость этим актом уже состоялась, что-то для себя  или для близких на всякий случай сделано ... Чем же знаменит средневековый рабби, что ждут от него таких чудес?
   В конце  августа 2009 года Староместская площадь  Праги на две недели вернулась во времена императора Рудольфа 2: вдоль и  поперёк площади, улыбаясь туристам, курсируют мещане и мещанки в платьях 400-летней давности: на многочисленных латках выставили свой товар ремесленники, приглашая попробовать кошерные напитки и пищу начала 17 века, вон там, невзирая на двойной жар – солнца и горна, машет молотом кузнец, чуть дальше – гадалка расскажет вам всё про судьбу, а тот, кто верит в алхимию, может понаблюдать, как»химичат» седобородые мудрецы, приглашённые самим императором.  А в другом месте Мтаромака  толпа  намного гуще, не сразу и поймёшь причину. И только пробившись через камеры и фотоаппараты в самый центр,  видишь его – Голема. Да, это он, глиняный колосс, снявшийся в чешской комедии «Пекарь императора» (1951), его не выбросили на свалку, и время от времени, как сейчас, выводят в люди ... Любят в Чехии свою историю, чехам свойственна игра воображения. Недаром в стране столько исторических кружков и клубов, способных натурально, один в один, реконструировать сцены казалось бы канувших в Лету.дней.
    На этот раз повод был особый -  17 сентября исполнилось 400 лет со дня кончины известнейшего еврейского  мыслителя  рабби Йехуды Лёва бен Бецаля, которому легенда приписывает  создание первого а мире робота, вышеупомянутого  Голема. Ему и было посвящено не только празднество в центре пражской столицы, но и большая  выставка в Пражском Граде.
   Йехуда Лёв бен Бецалель (рабби Лёв) – личность исторически реальная, хотя и окутанная рядом легенд, что затрудняет распознать его истинные деяния и вклад в историю еврейства. Легенды, правда, все столь симпатичные, что отказываться от них не хочется.Об этом чуть позже, а пока проследим жизненный путь мудреца.
   Рабби родился в 1512 годувпольской Познани, а в Праге появился  в 1573 году ( по тем временам уже в весьма зрелом возрасте, даже если учесть, что иные источники приводят другой год его рождения  - 1520 й), и вскоре стал верховным раввином. Почему-то мало упоминается о том, что же делал почтенный Лёв до Праги. Оказывается два десятилетия он был верховным раввином в Моравии и имел резиденцию в столице моравского  виноделия – Микулове. Здесь уместно отметить, что в связи с выгодным географическим положением Микулова – на пути из Вены в Брно и сразу  за австрийской границей – в гродке осело  большое количество евреев, изгнанных из Австрии в 1412 году.  Они были прекрасными купцами и ремесленниками и способствовали расцвету  Микулова. Рабби Лёв жил и работал в этих местах 1553 – 1573 годах. Он основал высшее религиозное училище – ешиву, получившее в последствии  высокую репутацию в Европе, написал ряд духовно-философских трактатов. Его педагогическая методика  имела много общего с более поздним подходом Яна Амоса Каменского к обучению посредством игры.
   И вот Рабби Лёв переезжает в Прагу. Первыым делом в пражском гетто опять-таки открывает ешиву – рабби, очевидно, следовал лозунгу «Знание – сила» .    
   Тору новый раввин толкует как проявление высшего, разумеется  Божественного, разума. «Человек создан  Богом и содержит в себе все миры, значит , будучи сам микрокосмосом, отвечает за всемирную гармонию», - написал рабби. Признание Всемогущества Господня, впрочем, не мешало верховному раввину интересоваться каббалой и раскрывать тайные смыслы Торы. Он был близко знаком с остальными  учёными мужами  рудольфинской Праги, в частности с астрономом  Тихо де Браге. Сохранилось упоминание , что 16 февраля 1592 года ему дал аудиенцию  сам император. Возможно, Рудольф 2 нуждался в еврейских деньгах, а может быть, рабби Лёв  хлопотал  о защите гетто от притеснений.
   Жил рабби со своей супругой там же , где и служил – в Староновой синагоге, построенной в Праге в 13 веке и являющейся самой старой из сохранившихся  в Европе. Она действуе до сих пор. При входе вам выдадут кипу (головной убор) – с непокрытой головой входить в синагогу не разрешается. Вдоль стен синагоги расположены почётные места для наиболее уважаемых  членов еврейской общины. Все они пронумерованы, а место номер один принадлежит, естественно, рабби – Йехуду Лёву бен Бецалелю. После его смерти на этом месте не сидел никто и никогда – все 400 лет. Это ли не уважение.
   А теперь о легедах. Одна из них гласит, что благодаря увлечению каббалой рабби Лёв создал хитроумное приспособление, которое звенело, когда смерть подходила к нему близко. Но однаажды он забыл взять с собой этот механизм, и смерть  явилась к нему в образе внучки. Она вручила раввину отравленную розу... Что последовало – понятно, но рабби и так прожил 97 лет, причём до конца сохранял ясность ума и пользуясь  полным уважением и почётом в еврейской общине. Может быть, как раз невиданное в те времена долголетие и вызвало к жизни  это предание.
   Другая легенда, талантливо обработанная ленинградкой – блокадницей Инной Роттовой  (кстати, давно живущей в Праге и ставшей признанным чешским автором детективов), в повести «Тайная свадтба» рассказывает о том, что старшие пражского гетто, , намериваясь продлить  век любимого раввина, «прикрепили « к нему еврейскую девушку Еву , чтобы она своим молодым телом согревала его и отдаляла смерть ... Между прочим, один из углов пражской мэрии на Марианской площади украшает скульптура работы Шалоуна, на которой к древнему старцу рабби Лёву прижимается нагая девичья фигура. Видимо и Роттова, и Шалоун вдосновились одним и тем же источником.
   Но самая весомая легенда о рабби Лёве – это, конечно, история появления глиняного робота Голеиа ( укажем попутно, что слово «робот» придумано чехом – Карелом Чапеком). Она имеет  несколько вариантов и ответвлений, по-своему интересных.
   Расхождения начинаются уже приразмышлении о причинах, подвигнувших раввина на создание Голема. Историк и легендосочинитель Алоис Ирасек, подаривший миру литературную и поэтомуидеализированную историю Чехии, утверждает, что Голем был создан, чтобы помогать раввину по хозяйству,  Хотя, по правде говоря, трудно представить себе такого гиганта, например, на кухне. Некий Карасек из Львовиц считает, что раввин хотел убедиться в действенности какого-то колдовского  заклинания (вот он – результат увлечения каббалой!). Мне лично его мнение кажется ближе к истине, потому что Голем подчинялся таинственному «шему», о котором будет речь ниже.  По самой же распространённой версии, Голем должен был стать оплотом и защитником еврейского поселения. Но нельзя просто отмахнуться и от  предположения, что рабби выполнял заказ верившего во всемогущество средневековых мудрецов Рудольфа 2 и получил взамен обещание не трогать евреев.
   Старые хрпоники дают довольно подробный рецепт создания Голема. Чтобы читатель не впал в искушение воспользоваться рецептом, приведу его , опустив одну важную деталь и источник.
   Для проведения магического ритуала необходимо было дождаться  определённого положения звёзд, после чего выждать ещё семь дней  и найти подходящую глину. В создании должны непременно  участвовать четыре стихии: земля (глина), вода ( в которой размачивали глину), воздух (для осушения глины) и огонь (для обжига).
   Указывается точная дата и время и время создания Голема: по еврейскому календарю , это был 20-й день месяца адара 5340 года, 4 часа пополуночи (март 1580 года).. Происходило создание Голема в районах Хухле, Браник или Коширже, то есть на берегу Влтавы, неподалёку от городских ворот тогдашней Праги.
   Вылепив Голема из глины, раввин Лёв семь раз обошёл вокруг него против чсовой стрелки (не ясно, правда, какие часы имеются ввиду: на еврейских стрелка движется  справа налево) и почитал формулу из 2-го стиха 7-й главы Книги Бытия, где говорится о сотворении человека, затем произнёс то же самое, но двигаясь в обратном направлении.
     Дабы вдохнуть жизнь в новую материю, с началом рассвета раввин вложил в рот Голема  табличку – шем с тайным именем Бога. Лишь обладая высокой мудростью, можно постичь Тайну. Лёв, похоже, постиг, шем раввина состоял из 72 слов, ровно столько Имён мистическим образом  скрыть в Тетраграмматоне – едином непроизносимом имени Божьем. Я понимаю, вы хотите знать, что это за слова, но увы ...Кстати, шем на иврите означает «имя».
   Дальнейшее, в принципе, известно. После вложения шема, по-нынешнему – инсталляционной дискеты, голем ожил. Хроники пишут, что он был «силён, неповоротлив, массивен, тёмен ликом» После создания, по одной из версий,  Голем был прислугой  в доие раввина, помогал ему в синагоге и отпугивал всех, кто посягал на безопасность еврейской общины.
 И дальнейшие манипуляции с роботом напоминают  наши действия  с компьютером.
   Каждый вечер рабби Лёв вынимал шем изо рта своего глиняного слуги, но однажды забыл это сделать  - и Голем ушёл в город. Попав в чуждый ему человеческий мир, глиняный гигант пришёл в ужас, перешедший в слепую ярость. Он принялся разносить еврейский  квартал, кбивать его обитателей. Короче говоря, робот взбесился ...
   Еле-еле удалось раввину вынуть изо рта Голема шем, после чего глиняное тело занесли на чердак Староновой  синагоги, разбили в пух и прах и завалили священными свитками, строжайше запретив кому бы то нибыло туда входить.
   Таково предание, вернее , один из вариантов. Отсюда вполне себе следует, что рабби Лёв  заслуживает признания его  авторства в создании первого в мире робота. Есть тут, правда, одно но. Дело в том, что легенда  о Големе имела хождение в старом Египте, а в Прагу она попала не раньше середины 18 века, то есть через полтора века после того  как рабби Лёв укололся отравленной розой ...
   Деталь, конечно, существенная, но , как и многие другие невероятные пражские истории, легенда уже прочно срослась с чешской столицей. Она нравится, она отражает известное стремление человека «рассекретить» тайну жизни и найти себе надёжного , сильного и надёжного помощника. Что ж, развимтие идёт таким темпом,что, вполне возможно, ждать нам осталось недолго.
    Материал подготовил Е. Дмитриевский      


Рецензии