Сказание о Святом Николае и трех девицах

Сказание о Святом Николае и трех девицах
                (Пьеса)

Ведущий. После смерти родителей Святой Николай получил большое наслед¬ство, так как отец его Феофан был крупным судовладельцем. Но состояние не приносило ему радости. Боголюбивый юноша не дорожил скоропреходящим богатством и не заботился о его приумножении, ибо знал: Доброе имя лучше бо¬гатства. Отрекшись от всяких мирских желаний, сер¬добольный юноша попросил Бога указать ему, как наилучшим об¬разом раздать наследство бедным:
К Тебе, Господи, возношу душу мою. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой.
В городе Патара (сейчас это Турция, провинция Анталии) в доме по соседству с семьей Святого Николая жил знатный и очень богатый человек  Атамус. Он был вдовцом и имел трех дочерей: Агату, Дианту и Офелию, от¬личавшихся благонравием и необычайной красотой. Святой Николай с детства знал это семейство, любил его, дочери Атамуса были чуть младше него. Девочки выросли и были уже на выданье. Но случилась беда. Должен был прийти корабль с товаром, но на него напали пираты и все разграбили. Атамус влез в долги и разорился. Несчастный отец не смог выдать девушек замуж, так как женихи стали гнушаться их крайней бедно¬стью. Постепенно Атамус впал в нищету — его семье нечего было есть и не во что одеться. Тогда он задумал превратить свое жилище в дом утех, отдав дочерей на любодеяние, и таким образом добыть средства к существованию. О горе! До чего только нищета не доводит человека, который отчаялся в уповании на Бога! Но в 4-м веке подобное поведение отца в обществе не считалось предосудительным. Люди при необходимости за долги даже продавали в рабство своих детей.
Атамус. Агата, Дианта, Офелия!...Простите меня, но мы дошли до края нищеты, нам нечего больше есть. Придется теперь и вам поработать. Будете обслуживать и развлекать в нашем доме мужчин, и так мы сможем выжить.
Агата. О, отец, не делай этого! Ведь ты же так любишь нас!
Дианта. Ты же готов был жизнь свою положить за нашу честь.
Офелия. Мы так мечтали о счастливом замужестве!
Атамус. (Гладя дочерей) Жаль мне очень вас доченьки, но что же нам делать? Нам не на что больше купить еду.
Давай продадим этот большой дом, купим поменьше и на вырученные деньги мы сможем как-то жить!
Атамус. Я не стану продавать родовой дом, в нем еще жил мой дед.
Все, я принял решение и не хочу больше ничего слушать! (уходит)
Агата. Что же теперь будет? Какой позор!
Дианта. Что же нам делать?
Офелия. Давайте сходим к дядюшке Солону. Он добрый и мудрый человек, обязательно что-то подскажет. (Увидела в окно проходящего Солона) Ой, вот он идет, это добрый знак, пошли скорее.
Агата. Дядя Солон, у нас большая беда! Вы же знаете, мы разорены и вот отец вздумал сделать из нас блудниц. Пожалуйста, уговорите его не совершать этого страшного греха.
Солон. Эх, Атамус, Атамус! Всегда он был добрым человеком, но очень упрямым и если что-то надумал, то не отговоришь. Но вы ведь христианки, молитесь, просите, по вере и дастся вам. Просите искренне всей душой о помощи истинного Бога и Он обязательно поможет вам. И я помолюсь о вас. (уходит)
Офелия. Да, молитва – это, наверно, наше единственное спасение. Давайте молиться.
 (Молитва девушек со свечами в руках)
Ведущий. Святой Николай в это время был уже священником Патарской церкви и как раз молился в ней в это время.  Всевидящий Господь подал ему благую мысль спасти разорившееся семейство. (Николай поднимает голову и вслушивается).
Св. Николай. Я должен во славу Творца нашего всемилосердного и Христа великолюбящего спасти это семейство. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Но нельзя мне открыто помочь, ибо сказано: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас». К тому же подаянием можно унизить Атамуса, который от богатства и славы пришел к нищете. Я должен все сделать тайно.
Ведущий. Святой Николай ночью подошел к дому Атамуса и незаметно бросил узелок с 50-тью серебряными  денариями в окно, а потом быстро удалился. Это были достаточно большие деньги в то время. Римские легионеры, чья зарплата была самой высокой в империи, получали по одному денарию в день. 
Атамус. (просыпается мрачный, вдруг видит узелок на полу и раскрывает его).
Боже мой! Что же это? Откуда это благодеяние? И это все в ответ на мой великий грех? (плача от счастья) Прости меня, многогрешного, Господи! Спасибо Тебе!  Боже мой, сколь же Ты великомилостив к падшим…
 Но кто же этот благодетель? Я должен на доброе дело употребить эти деньги... Они будут приданым для моей Агаты.
Ведущий.  Атамус не стал разглашать находку. Он решил также, как и его благодетель, неожиданно порадовать старшую дочь, зная ее влюбленность в садовника Кефеуса. Атамус тайно сосватал ее Кефеусу и в один день позвал Агату.
Атамус. Агата! Вот, дорогая Агата! Это твое свадебное платье для выхода замуж за Кефеуса. (Они обнимаются).
Ведущий. После свадьбы Агаты сердобольный Николай, видя, как его пода¬яние уберегло от погибели старшую дочь, позаботился и Дианте. Тайно от всех, ночью, добрый юноша снова пробрался к дому соседа и бросил узе¬лок в окно.
Утром Атамус нашел деньги.
Атамус. (со слезами) Боже Всемогущий, покажи мне слугу Твоего безмерного человеколюбия. Покажи мне этого земного ангела, дабы я мог уз¬нать, кто спасает мой дом от угнетающей нищеты и избавляет нас от греховных мыслей и намерений. Господи, по Твоей милости, тайно творимой щедрой рукой неизвестного мне Твоего угодника, я смогу отдать замуж вторую дочь и тем избежать сетей дьявола, который хотел погубить мою семью.
Ведущий.  Атамус горячо поблагодарил Бога за Его дивное попечение о нем. Он знал о влюбленности Дианты в торговца восточными благовониями Филемона и сосватал ее.
Атамус. Дианта! Вот, дорогая Дианта! Я сосватал тебя Филемону. (подает ей свадебное платье и они обнимаются).
Ведущий. Теперь Атамус уже твердо надеялся, что Господь подаст той же благодетельной рукой приданое на законный брак и для младшей дочери. Дабы уз¬нать, кто приносит в дом деньги, он не спал ночи в ожидании своего покровителя. Прошло немного времени. Наступил сочельник. Поскольку Святой Николай знал, что его стерегут и могут обнаружить, чего он очень не хотел, то он решил третий мешочек с денариями бросить в трубу. Глубокой ночью он пришел к дому в третий раз, тихонько по лестнице влез на крышу. Офелия же не спала, она сидела у затухающего камина, сушила носки и мечтала о своем любимом мореходе Нереусе, с которым давно встречалась, когда он приходил из плавания. Она тихонько про себя молилась и верила, что всемилостивый Господь поможет ей.

(Николай высыпает деньги в трубу. Они сыпятся в носок Офелии)
Офелия. Ах! (вскакивает с носком и начинает смеяться и кружиться) Бог услышал, услышал, услышал мои молитвы! Папа, папа!
(вбегает Атамус, хватает за руки и обнимает Офелию)
Атамус.  Офелия! Я знал, что это произойдет! Я уже и платье приготовил для твоей с Нереусом свадьбы (достает спрятанное платье и Офелия прикладывает его к груди). Ой! Я должен догнать моего благодетеля. Я чувствую, что он где-то рядом. (Выбегает на улицу и натыкается на спустившегося с крыши Николая. Падает ему в ноги).
Атамус. О, избавитель и спаситель мой. Если бы Великий в Своем милосердии Господь не послал мне твоими руками изрядную помощь, то я погиб бы вместе с дочерьми в адском огне. Ныне же мы спасены тобой и избавлены от ужасного грехопадения. Как мне искупить мою вину и послужить Господу?
Св. Николай. Покайся, дорогой Атамус, возблагодари Бога, молись, и твори отныне только добрые дела. Да не оскудеет твоя  рука подавать милостыню и Господь никогда не оставит тебя в беде.
Ведущий. С тех пор в европейских странах в Рождественский Сочельник принято вешать для подарков сапожок или носок у камина или выставлять за порог начищенный ботинок в надежде, что туда что-нибудь упадет. А в Америке обязательно вешают огромный яркий носок для подарков в преддверии Рождества. У нас же все ждут доброго деда Мороза с мешком подарков за спиной и припевают:

Ах, Святой Николай!
В Рождество к нам прилетай!
Ты подарки нам раздай!

Будем также мы дарить,
И тебя благодарить,
И любить родной свой край!

Будем дружбой дорожить,
Честь хранить и с верой жить,
Будем Бога мы любить
И тогда увидим рай!

О, Святой Николай!
В Рождество к нам прилетай!


Рецензии