Дядюшка Яков

             Дядюшка Яков.

(Пьеса по мотивам рассказов «Удивительный день папаши Панова по Рубену Сальену» и «Где любовь, там и Бог» Льва Толстого)

Действующие лица.
Рассказчик.
Дядюшка Яков.
Голос Иисуса.
Дворник.
Молодая женщина с ребенком.
Возчик Тимофей.
Погорельцы:
Ольга
Анна
Глеб.
Мария.

Рассказчик. Давным-давно жил в маленьком русском городке старый сапожник Яков Дубровин. Но никто в городке не называл его «Дубровин», или «господин Дубровин», или даже «сапожник Дубровин»; всякий раз, когда он прогуливался по улицам городка, его называли «дядюшка Яков», ибо все люди его очень любили. Дядюшка Яков был небогат – у него была только одна маленькая комнатка, окна которой выходили на улицу. И в этой комнатке он жил, спал и шил башмаки. Конечно, дядюшка Яков не был совсем нищим. У него в комнатке имелись все сапожные принадлежности, чудесная чугунная печка, красивое кресло, кровать с лоскутным одеялом. На печке он разогревал себе еду и отогревал зимой руки, а в кресле он с удовольствием подремывал в свободные минутки. У дядюшки Якова всегда было много заказчиков: кому-то нужно было сшить новые башмаки, кому-то – подбить подметки или каблуки, а кому-то – сделать новые набойки. Поэтому у сапожника имелись в достатке деньги, и он мог купить хлеба у булочника, чай – у бакалейщика, а овощи для щей – на базаре.
Итак, дядюшка Яков был вполне счастливым человеком. Когда он работал, его глаза лучились добрым светом из-под стекол маленьких очков; он часто насвистывал мелодичные песенки и время от времени тепло приветствовал прохожих. Но в этой зимний вечер все было как-то по-другому. Дядюшка Яков  стоял печально у окна своей крохотной мастерской и вспоминал о жене, умершей много лет назад, о своих сыновьях и дочерях, которые выросли и разъехались кто куда. Сегодня, в Сочельник, каждый человек стремится домой, в свою семью, а у него никого нет. Дядюшка Яков осматривал всю улочку и видел в окнах домов разукрашенные рождественские елки, со свечками и игрушками. Он слышал смех и гомон играющих детишек. А сквозь дверные и оконные щели в маленькую мастерскую проникали запахи вкусных угощений.
Д. Я. (теребя усы, покачивая головой и глядя на портреты) Голубушка ты моя, голубушка… (Зажигает свечу, вздыхает, достает Библию, садится в кресло, водя пальцем, медленно):
(От Луки 2-4): Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.  Когда же они были там, наступило время родить Ей;
и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
Голубушка ты моя, голубушка…Если бы эти люди пришли ко мне, то я положил бы их спать на своей мягкой кровати, а ребенка накрыл бы лоскутным одеялом. Ведь я так люблю, когда ко мне кто-нибудь приходит. Я играл бы с этим Младенцем и помогал бы Его родителям. (Встает, наливает чай и опять садится)
 (От Матфея 2-11) Волхвы, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну…(вздыхает)  Если бы Иисус пришел ко мне, то я бы ничего не смог Ему дать. (Задумывается и, улыбаясь, подходит к шкафу, достает маленькую коробку и из нее пару маленьких башмаков).
 Это были самые лучшие башмачки, которые я когда-либо сделал (кладет назад)
 Наверное, они пришлись бы в пору Младенцу Иисусу. (Дремлет в кресле)
Голос Иисуса.  Дядюшка Яков! Дядюшка Яков!
Д. Я. (вздрагивает) Кто здесь? (Оглядывается)
Голос Иисуса.  Дядюшка Яков! Ты пожелал видеть Меня. Ты хотел, чтобы Я пришел в твою комнатку и получил от тебя подарок. Внимательно следи за проходящими мимо людьми, ибо Я буду у тебя завтра в гостях.
Д. Я. (протирает  глаза и чешет виски) Может быть, это был сон?
Нет, это был Он! Это был Иисус. Я буду ждать и надеяться, что Он посетит меня в день Рождества. Но как же я узнаю Его? (качает головой) Голубушка ты моя, голубушка…Я очень внимательно буду следить за всеми, кто будет проходить по улице.
Рассказчик. В эту ночь сапожник не ложился спать. Он так и просидел в своем кресле, глядя в окно и наблюдая за каждым прохожим. И вот, мало-помалу лучи показавшегося над крышами домов солнца осветили замерзшую мостовую.
Но к старику никто не приходил.
Д. Я. (весело) Пойду-ка я вскипячу себе чаю для рождественского завтрака и буду внимательно смотреть на улицу. Надеюсь, что Иисус все-таки придет сегодня.
Рассказчик. Итак, дядюшка Яков ожидал гостя. И вот на улице кто-то показался: в самом конце ее была видна какая-то фигура. Дядюшка Яков прильнул к замерзшему окну. Он был очень возбужден – наверное, к нему в гости идет Иисус Христос! Но потом он разочарованно откинулся назад. Человек подходил все ближе и ближе, останавливаясь у каждого столба и медленно переставляя ноги. Дядюшка Яков очень хорошо его знал – это был старый дворник; каждый день, вооружившись метлой, он убирал улицу. Дядюшка Яков почувствовал себя обманутым. Он ожидал встречи с Богом, с Царем мира, Иисусом Христом, а не со старым дворником. Он разочарованно отвернулся от окна, ожидая, пока тот пройдет мимо. Но когда дядюшка Яков еще раз посмотрел в окно, то опять увидел дворника. Тот стоял на мостовой, как раз напротив мастерской сапожника, опершись на метлу и притоптывая ногами. Папаша Панов почувствовал смущение. Бедному дворнику было очень холодно. И, представьте себе, он должен был работать в день Рождества!
Д. Я. (открывает дверь) Эй! Иди сюда, дружище! (Дворник затравленно осмотрелся) Не выпьешь ли ты кружечку чаю? Мне кажется, что ты продрог до костей.
Дворник. (заходя) Не беспокойтесь, я вам грязи не нанесу. Спасибо за приглашение.
Д. Я. (налил ему кружку чаю, в сторону)  Это все, что я могу сделать…  Ведь все-таки Рождество.
Дворник. (шмыгая носом и греясь у печки). Сегодня Рождество. (Папаша Панов подходит к окну и пристально смотрит на улицу) Вы ждете гостей? Может быть, я пришел не вовремя?
Д. Я. (чешет голову) Ты знаешь, тут такое дело… Понимаешь, ночью я слышал голос Иисуса, что Он придет ко мне сегодня в гости. Ну вот, я Его и жду. 
 Дворник. (изумленно глядя на него и медленно ставя кружку на стол)
Да, да…Конечно… (улыбаясь) Спасибо. Всего вам доброго.  Благодарю за чай.
(Выходит и, подметая, медленно удаляется.
 Рассказчик. Дядюшка Яков стоял у порога и наблюдал за тем, как медленно удалялась сгорбленная фигура старого дворника. Потом он оглядел всю улицу. Зимнее солнышко светило очень ярко, в воздухе потеплело, и сосульки начали капать. На улице появились люди; вначале это были подвыпившие мужчины, которые возвращались домой после застолья. Потом стали проходить разнаряженные пары, собравшиеся навестить своих родственников. Они кланялись и поздравляли дядюшку Якова с Рождеством.  Ведь он все еще стоял на пороге своей мастерской. «С Рождеством Христовым вас, дядюшка Яков!» – поздравляли они его. И старый сапожник кивал, улыбаясь им в ответ. Он их знал очень хорошо. Он уже собрался было захлопнуть дверь, как что-то привлекло его внимание. Прижимаясь к стене, мимо проходила плохо одетая молодая мать с завернутым в одеяло ребенком на руках.
Д. Я. Зашла бы ты, милая, ко мне согреться в моей комнатке.
Женщина. (испуганно смотрит, успокаивается и проходит к нему) Как вы добры!
Д. Я. (смущенно) Ну что ты, мне показалось, что ты очень замерзла. Далеко ли тебе идти?
Женщина. В соседний городок. Около восьми километров. Я снимала здесь комнатку у мельника, но у меня больше нет денег, чтобы платить за нее. Поэтому я иду к своей двоюродной сестре просить, чтобы она меня приютила.
Я — солдатка, мужа вот уже восьмой месяц угнали далеко, и слуха нет. Жила в кухарках, родила. С ребенком не стали держать. Вот третий месяц бьюсь без места. Проела все с себя. Хотела в кормилицы — не берут: худа, говорят.
Д. Я. Садись, деточка, к печке ближе — погреешься и покормишь младенца.
Женщина. Молока в грудях нет, сама с утра не ела.
Д. Я. (качает головой, наливает ей щей и дает хлеба) На-ка вот, покушай щей, а я с младенцем посижу, свои дети были, умею с ними нянчиться. (Она крестится и ест, Д. Я. берет ребенка, он начинает плакать) Чистую тряпочку в молоко окуну и дам пососать. (дает и ребенок умолкает). А где одежа теплая твоя?
Женщина. Да вот, вчера платок последний за двугривенный заложила. Есть было нечего. (Д. Я. приносит старую поддевку).
Д. Я. На вот, возьми, хоть и старая, а пригодится. (достает монету)
И двугривенный возьми, платок свой выкупишь.
(Она смотрит на поддевку, на монету, на старика, берет и плачет)
Голубушка ты моя, голубушка… (качает головой) У бедненького малыша нет обувки.
Женщина. (с горечью) Мне не во что его обуть.
(Д. Я.  достает коробку, открывает и дает ей)
Д. Я. Вот твой сынок и обут. На вырост будут.
Женщина. (сквозь слезы) Как мне вас за это отблагодарить?
(Ребенок плачет, она берет его на руки и поет колыбельную песню):

Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Машеньку качать,
Стали Машеньку качать,
Стала Маша засыпать.

(Д. Я. Стоит у окна и смотрит в него)
Женщина. Вы кого-то ждете?
Д. Я. (подходит к ней и садится рядом) Видишь ли, как тебе сказать, вчера вечером я слышал голос Иисуса Христа. Он должен ко мне сегодня прийти в гости (смотрит на нее). Он Сам мне обещал.
Женщина. (внимательно глядя на него и улыбаясь, гладит его по руке) Я надеюсь, что ваши мечты сбудутся. Жаль, если вы пропустили Христа в то время, когда кормили моего ребенка. Храни вас Господь!
Д. Я. И тебя спаси Господь, милая! (Женщина уходит. Он видит группу людей с узлами и возчика Тимофея)
Что случилось, Тимофей?
Тимофей. Да вот, погорельцы из Сосновки. Ищут, где остановиться.
Д. Я. А ну-ка, давайте-ка заходите ко мне на чаек. (все заходят в дом, П.П. разливает чай)
Как же все вышло-то?
Ольга. У нас родственники с детьми гостили, дети случайно лампу керосиновую разбили и елка загорелась.
Анна. Погасить не смогли, вот все, что успели взять.
Глеб. Нам бы на первое время где-то остановиться, мы все отработаем.
Д. Я. Что же делать-то, у меня места нет…(чешет голову) Знаю! На днях я видел лесника Федора, у него дом от родителей на опушке остался, сейчас пустой стоит. Нате-ка вам часы, передайте ему от меня, очень они ему понравились. А еще скажите, что сапоги ему справлю. Тимофей, кожи раздобудь, знаю, ты можешь, и тебе за полцены сделаю, свези их к Федору.
Ольга. Ох, спасибо вам, молиться за вас будем.   
Анна.  Пусть в вашем доме всегда достаток и счастье будет.
Глеб. Как обустроимся, бочонок вам сделаю, я умелец.
Д. Я. А я вот, Иисуса Христа в гости жду, зайти сегодня обещал. Голос мне Его с неба был. (Все переглядываются)
Ольга. Ну, дай вам Бог дождаться Его! Спасибо вам за все!
(Все уходят)
Рассказчик. Дядюшка Яков закрыл дверь, разогрел себе щей на обед и вновь принялся смотреть в окно. Время бежало, а люди по улице все шли и шли. Дядюшка Яков внимательно вглядывался в каждого прохожего, но Иисус так и не пришел. И тогда он почувствовал страх. Наверное, Иисус приходил, но он так и не узнал своего Спасителя. Вероятно, Он прошел мимо окна в ту минуту, когда дядюшка Яков папаша Панов разжигал огонь  или разогревал себе щи! Он подошел к двери, открыл ее и в последний раз посмотрел на улицу.
Мимо проходили самые разные люди: дети и старики, нищие и богатые, довольные жизнью люди и разочарованные в ней. Каждому из них старый  сапожник дарил либо улыбку, либо поклон, а нищим – монету или кусок хлеба.
Но Иисус Христос так и не пришел.
Вновь стало темнеть, и декабрьский вечер наполнил мастерскую. Старый сапожник разочарованно зажег свечу и утомленно опустился в кресло. Он вновь начал читать книгу, но на сердце у него было слишком тяжело, глаза слипались, и он уже не мог различать слова на странице.
Д. Я. Да, по-видимому, это был всего лишь сон. Я так верил в это; я хотел, чтобы Спаситель все-таки пришел ко мне!
(Все по очереди начинают идти мимо него со словами)
Дворник. Разве ты не видишь меня?
Женщина. Разве ты не видишь меня, дядюшка Яков?
Погорельцы и Тимофей. (наперебой) А меня, а меня? Видишь ли ты меня, дядюшка Яков?
Д. Я. (вскакивает) Кто же ты?! Кто ты такой? Скажи мне.
Голос Иисуса. Я был голоден, и ты дал Мне есть; Я жаждал, и ты дал Мне пить; Я был бездомным, и ты приютил Меня. Когда ты помогал сегодня всем этим людям, ты помогал Мне!
Д. Я. Голубушка ты моя, голубушка… Значит, наш Спаситель все-таки приходил ко мне. (Все поют)

                Дядюшка Яков.

Шил башмаки одинокий старик,
Как-то в сочельник к окну он приник,
Голос вдруг ясный услышал сквозь грусть:
Жди, к тебе завтра придет Иисус…

Чудно мерцала звезда  в вышине,
Ясени в снежном стояли во сне,
Так в Рождество расцветает мечта, -
Дядюшка Яков ждал в гости Христа.

Многим заботу свою подарил,
Всех обогрел, накормил, напоил,
И, привечая, не ведал о том,
Что у него каждый гость был Христом.

Доброе сердце – основа основ, -
Нет одиночества там, где любовь.


Рецензии