Монахиня Екатерина Чичерина

День памяти:
8/21.07 – день кончины (1997 г.)

Монахиня Екатерина (Чичерина Елена Владимировна) родилась 9 октября 1908 года в городе Самаре. Из известного дворянского рода Чичериных, ведущего свое начало от Афанасия Чичери (Чичерини), приехавшего в Москву в 1472 году в свите Софии Палеолог – невесты Великого князя Ивана ІІІ.

Перед революцией жила в Кисловодске, потом в Туапсе.

После революции переехала в Москву, где училась в различных школах нового образца. Девочка очень страдала от своего несоответствия "духу времени".
В 1923 году окончила школу.
Стала прихожанкой Свято-Даниилова монастыря.
После знакомства с архимандритом Георгием (Лавровым) для нее началась новая жизнь...

В 1928 году отца Георгия власти отправили в ссылку – в поселок Кара-Тюбе Уральской области в Казахстане. Лена добровольно последовала в ссылку в Казахстан, чтобы облегчить своему духовному отцу жизнь в далеком заброшенном поселке. Позже, на допросе в ОГПУ в 1933 году, она показала, что прожила в Кара-Тюбе около полутора лет.
Вместе со Старцем и Еленой в ссылке добровольно была и другая духовная дочь отца Георгия – Татьяна Мельникова.

В 1932 году, годом позже срока, разрешили отцу Георгию вернуться из ссылки – без права проживания в Москве и еще двенадцати городах с прикреплением к определенному месту в течение трех лет.
Решено было остановиться в Нижнем Новгороде. Отец Георгий был тяжело болен и через несколько дней по приезде скончался от рака горла. В Нижнем Новгороде его и похоронили на Бугровском кладбище. После похорон Елена вернулась в Москву.

Остаток 1932 года и начало 1933-го жила в Москве.

25 января, в день Ангела ее подруги Татьяны Мельниковой, в квартиру ее нагрянули чекисты и арестовали именинницу и всех ее гостей, среди которых была и Елена.
В период следствия Елена содержалась под стражей в Бутырской тюрьме.
На допросе заявила: "Я категорически отказываюсь называть своих знакомых, посещавших нашу квартиру, так как не хочу их выдавать. Нелегальные собрания молодежи в квартире моего брата были несколько раз. Кто на них присутствовал, я говорить не буду".
10 апреля 1933 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР она была осуждена по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР по групповому "делу членов кружка христианской молодежи. Москва, 1933 г." как "член контрреволюционной организации христианской молодежи, участник нелегальных собраний, проведение антисоветской агитации".
Приговор: 3 года концлагерей.

В 1933-36 годах содержалась в Сиблаге, Чуйское отделение – город Бийск Алтайского края.

В 1936 году, после освобождения из лагеря, Елена Владимировна не могла вернуться в Москву и поэтому поселилась сначала в Воронеже, потом в Костроме. Она осталась верной Церкви и всю жизнь связала с Церковью.

В Костроме окончила художественную школу. Тогда она могла служить Церкви на новом поприще: после войны стали открывать храмы, требовались художники для их устроения.

С 1948 года жила в Загорске (ныне Сергиев Посад). Там встретилась с архимандритом Гурием (Егоровым), первым после открытия наместником лавры, и монахиней Серафимой (Ниной Сергеевной Яковлевой), с которой они стали неразлучны до самой кончины матушки Серафимы.

Отец Гурий после хиротонии во епископа уехал в Ташкент, куда потом приехала и Елена Владимировна вместе с матушкой Серафимой. Там они занимались благоустроением храмов.

Владыку часто перемещали с кафедры на кафедру, и они следовали за ним: сначала в Саратов, затем в Чернигов, в Днепропетровск... Наконец, в Крым.
Во второй половине 1950-х годов, во времена так называемой «хрущевской оттепели», снова стали закрывать храмы. Когда в Алуште хотели закрыть единственный храм, Елена Владимировна, теперь уже монахиня Екатерина, поехала в Москву хлопотать о нем. В это время умерла матушка Серафима. Это была тяжелая утрата.

В 1963 году матушка Екатерина жила в городе Покрове Владимирской области.

В последующие годы более двадцати лет проработала в канцелярии Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Там, наряду с другими обязанностями, она должна была отвечать на приходящие в лавру письма от верующих, часто обездоленных, скорбящих, томящихся в темницах. На протяжении многих лет она заботилась о тех людях, с которыми когда-то переписывалась. Связи со многими из тех, кому отвечала, не прекращались. Она до последнего времени заботилась об этих людях, опекала их духовно, помогала материально из своих скудных средств. Всегда умела помочь человеку, ободрить его. В матушке Екатерине поражала истинная церковность. Она знала и любила церковные службы. Старалась не пропускать их. Никогда не унывала, всегда была радостной. Умела радоваться малому.

Матушка Екатерина написала воспоминания о преподобноисповеднике архимандрите Георгии (Лаврове), которые составили основную часть книги  «У Бога все живы».

Будучи восьмидесяти семи лет, страдая тяжелой болезнью ног, переехала во Владимир, в Княгинин монастырь. Там она молчаливо свидетельствовала о вере и крепости Христовой в безропотном терпении изнуряющей болезни.

21 июля 1997 года в Княгинином Свято-Успенском монастыре во время литургии, накануне причастившись Святых Христовых Таин, скончалась.
Место захоронения: Владимирская область, деревня Арбузово.

Литература:
1. Даниловский благовестник. 1998. Вып. 9. С. 111-116.
2. Даниловский благовестник. 1996. Вып. 8. С. 57.
3. Житие преподобноисповедника Георгия, Даниловского Чудотворца. М., «Даниловский благовестник». 2001.
4. http://www.msdm.ru
5. http://pstbi.ru

Документы:
ЦА ФСБ РФ. Д.Р-40232.


Рецензии