Мои 5 метаной
Из древнегреческого: ;;;;;;;; metanoia — «сожаление о совершившемся, раскаяние», буквально «изменение мыслей», от приставки ;;;; meta-, обозначающей «изменение, перемена» и корня ;;;; noos, или ;;;; nous— «мысль, ум, разум; мнение, образ мыслей». Небольшие метанои происходят постоянно: сытый голодного не разумеет, и утро вечера мудренее. Большие метанои редки и знамениты: возвращение блудного сына, Савл обращается в Павла, Лев Толстой покидает Ясную Поляну.
Первую значительную метаною, которая по смыслу ближе всего к покаянию, я пережил в возрасте, кажется, 5 лет, когда подрался с мамой. Был плохой мальчик, а потом исправился — это превратилось в источник многолетней рефлексии. Мама еще долго показывала, что помнит это событие и понимает меня, пока годиков через 7 новые заботы не вытеснили заурядный, в сущности, эпизод из головы. Кому типичный, а "я у себя один", мне это — факт самосознания, как в байопике оператор сделал флэшбэк и поменял цветофильтры. Появилось второе измерение жизни, взгляд на себя со стороны.
Т.е. я был ярым обуревшим борзым младенцем, на которого не было никакой управы. Нет, конечно я не сразу дошёл до жизни такой: года в 3 мальчишки постарше из чужого дома отобрали у меня мой мячик, и смеялись над тем, что я показывал надпись "Саша", сделанную мамой, чтобы не перепутать-потерять, и чтобы я знал буквы. Гопники доказали, что кулаки важнее букв, и что мама такому не научила. Я стал учиться решать некоторые конфликты силой и со временем преуспел в детсаду. Приятно быть героем [см. герой (от др.-греч. ;;;; he'ro's, «доблестный муж, предводитель») — человек исключительной смелости и доблести].
В том достопамятном поединке с мамой дело разворачивалось так: мама шлепала меня раз, я давал сдачи, мамо другой, я в ответ, мама в следующий — я по нарастающей. Наконец бедная мамочка отвернулась и заплакала. Может быть искренне, сейчас не могу сказать. Вот тут-то осколок зеркала тролля выскочил из моего сердца; стало ужасно стыдно за всё своё поведение. Мама не разговаривала до вечера и кажется дольше, бабушка с дедушкой (мы были у них летом) тоже хмурились и отвечали отстранённо. Я в конце пообещал исправиться и отныне следил за собой. В частности выяснилось, что воевать и драться — это разные вещи. Немаловажно в эпоху, когда фильмы про войну главное зрелище, а игра в "войнушку" занимала под 90% времени мальчиков.
Вторая метаноя менее чётко определена, относится примерно к началу тинейджерства. Рос я правильным пионером, хорошо учился, читал книги, старался слушаться старших и вразумлять нерадивых друзей. Потихоньку наметился разрыв между заслуженными похвалами от взрослых и весьма спорным признанием у пацанов. Да и в педагогичской литературе иногда проскальзывало неортодоксальное одобрение пиратства Тома Сойера. В 6 классе я определённо выбрал малознакомое племя сверстников, и мечтал активно внедриться в воображаемую компанию. В качестве бонуса в отдалённой перспективе маячили призраки девочек.
Даваемая взрослыми картина мира явно была с двойным дном. Откуда берутся все дети - молчок, но это аккурат связано с гадкими словами. Строить коммунизм - святое дело, но настоящих коммунистов никто не видел, и в стране бардак. Стыдно проигрывать и уступать сильному, но плакать и звать на помощь - ещё стыднее, засмеют и девочки, и взрослые, и даже друзья. И те, за кого ты заступишься, предадут тебя, и ты предашь тех, кто за тебя заступился. А возможно, ничего не существует, и всё относительно. Я уже почти с маму ростом, со спины как большой.
Сочетание ряда общих причин (переходный возраст, успехи в учёбе, кризис советского общества, захолустье etc) привели к особой метанои: скромному чувству своей уникальности. Какое-то получилось "покаяние по Ницше", но иначе не знаю, как сказать. Нет, ну драться с мамой я больше конечно не буду, но обидеться теперь я сам могу, и даже оказаться прав. Мы не из евреев, но избранничество стало конструирующей частью моей личности. Хоть гадким утёнком, хоть белым лебедем, но ты оторвёшься от коллектива. Это обозвали индивидуализмом [мировоззрение, подчеркивающее свободу и значение личности (от лат. individuum — неделимое) в противовес коллективизму], но парадокс — в этом был шанс серьезно обогатить общение. Карьера же дело десятое, "взападло".
Насыщенное мальчишество продолжалось до третьих петухов, которые также можно обозначить "психологическая травма армии". Слава Богу, ничего фатального, но мало не показалось. Метаноя размером от Москвы до Владивостока. Теперь вдобавок к мессианству всегда готов вспомнить, что сам я никто, и звать меня никак; соответственно, остальную взрослую жизнь я живу в качестве «человека ниоткуда». После школы-то я поступал аж в МГУ, но габитусом не вышел. Потом семестр поучился-потусовался вокруг-около столицы, расширяя кругозор, пока не упёрся в военкомат. Кстати, из всей армейской прозы выделяю В. Примоста, погуглите.
Ещё перед службой я зарёкся участвовать в тех безобразиях, о которых был наслышан, но лучше б был как все, "грёбаный ты интеллигент". Вообще, мы люди стыдимся не столько грехов, сколько ло(поу)хости. Что-то я себя приукрашиваю? — неважно, проехали. Ни в одном фильме никакие фашисты не были так бесчеловечны, как отдельные "защитники Отечества". Казалось, если не угроза тюрьмы, орки готовы сжигать людей для потехи. И неделимость атома(зачеркнуто) индивидуума ещё требует доказательств. Прям "сентенция", помню момент: на политзанятия нам раздали тетради и ручки, а я забыл, как пишутся буквы. Вот и гадай, как живут солдаты по правилу: одна нога здесь, другая там.
Взрослых не бывает на свете; космос благий поразительно слаб и слеп перед злом. Страусиное вытеснение [по Фрейду (лат. repressio) — подавление] рулит миром. Нормальные с виду парни возвращаются на гражданку как с гуся вода; девчата строят глазки садистам, куя щастье себе и потомству. Меня стращали убить после дембеля; наверно, я трус. Москва виделась Меккой (иль Палестиной) непуганных имтеллигентов, там можно и затеряться, и реабилитироваться, и развиться. Ветер перемен по дороге разочарований; 9 лет бомжуя по друзьям, я кроме прочего неосознанно подражал Сыну Человеческому, который не имел, где главу преклонити. Господь довёл меня до воцерковления.
Точнее, наступило смирение (др.-греч. ;;;;;;;;;;; tapeinotuta) после того, как я получил от Него доказательства, что веровать можно и нужно. Это покаяние номер №4, оно как несгораемая сумма при игре. К тому же не совсем честной с моей стороны игре, ведь я воспользовался подсказкой. Было сверхъестественное событие — разговор с умершим человеком наяву. Так что веры как волевого усилия у меня мало; просто факты. Абсурд. Всё поменялось за считанные месяцы: женитьба, рождение сына, обращение ко Христу, переезд в Саратов. Уже больше 20 лет ношу рясу на службах, но на улице полиция иногда принимает за хиппана. Поп без мерседеса — позор духовенства ;). Вот с женой мне повезло!
И последняя на сегодня метаноя — болезнь, инвалидность, некоторое количество страданий. Умирание? Я-то знаю, что смерти нет, но боюсь Страшного Суда, а наипаче адских мук. Если сейчас временами бывают тяжелые состояния, что будет после смерти? Господи, помилуй! (40 раз)). В больницах я насмотрелся на пациентов с ампутированными конечностями — ноги нет, а она болит! так ведь и со всем телом может быть?! Я вряд ли успею сделать открытие, написать что-нить великое, воспитать чадушек по-хорошему, заслужить орден etc . Суета и томление духа. Чуть не забыл: св.князь Александр Невский не похож на полотне Корина. По моему сведенью, у него широкое приятное лицо, точнее лик.
И маленькая птичка пропела: пьюти-фьют...
Свидетельство о публикации №218052401661