Отпуск в деревне

    
  За годы жизни и работы я много где побывал, повидал много разных стран и городов, купался в морях и океанах, загорал под палящими лучами южного солнца, оценивал нереальную красоту цветущей тундры, лазил в кратеры и пещеры, нырял и любовался подводным миром. Наверно, про меня можно сказать, что я – человек, пресытившийся экзотикой. Потому что этим летом мне вдруг нестерпимо захотелось в родную деревню, на родные луга, под крыло родного очага, к счастью, он ещё теплился.

 Друзья назвали это старческим ностальгическим кризисом, но отговаривать не стали, и я, собрав нехитрые пожитки в сумку, уже катил по пыльной грунтовой дороге в родные края. «В конце концов, – думал я, – если наскучит, машина под руками, махну куда-нибудь ещё».

  Родной дом встретил приветливо теплом и уютом, запахом хлеба и окрошки. Я люблю окрошку до одури, особенно мамину, и не могу ей наесться. Кажется, кладёт она туда то же самое, что и все, но вкуса такого, как у маминой окрошки, я больше нигде не встречал.Она знает мою слабость, и к встрече окрошка уже на столе.

  Мама в белом платочке, в лёгком летнем платье, как пушинка лёгкая и быстрая, мелькает туда-сюда, не зная, как угодить мне.
Я, конечно, бываю иногда дома, но редко, и то – на денёк другой. А так, чтоб в отпуск, – это впервые.

  Отец с утра наработался во дворе (они всё ещё держат хозяйство), прилёг отдохнуть к тому времени, как я подъехал.

  Мы сидели за столом и молчали, только ложки стучали о края тарелок. Когда долго не видишься, тогда не о чем говорить. Рассказывать о чём-то глобальном – не время, а житейские мелочи кажутся никчёмными в сравнении с временем.
 
 Насытившись вволю окрошкой с горячей картошкой да холодцом, я упал в сенях в холодок прямо на пол и заснул крепким сном младенца. Это странно, я уже не раз замечал, что в доме родителей для меня любой уголок желанный, я засыпаю здесь мгновенно, ещё, кажется, не коснувшись подушки, в отличие от других мест на Земле, в том числе и в собственной квартире. Сплю без снов и просыпаюсь сразу с ощущением блаженства. Лежу какое-то время с закрытыми глазами, продляя удовольствие от сна. Подо мной кинутая наспех старая отцовская фуфайка, под головой маломальская подушечка, которую мама подложила, когда я уже был в плену Морфея, а мне кажется, что я на пуховой перине, так хорошо и мягко мне!

  Проспал я всего ничего, а как выспался!  Сразу стало легко и беззаботно. А сознание того, что я никуда не тороплюсь, что я здесь надолго, вообще привело в раж! Я обнял и закружил подошедшую справится о сне маму. Она хоть и заворчала, но это были милые сердцу ворчалки, которые ровным счётом ничего не значили, а наоборот умиляли.

  Она повела меня похвастать хозяйством, огородом и всё приговаривала, что не чаяла дождаться.

  Всё-то у них с отцом было улажено, уделано. Всё имело своё место. Я с сожалением отметил, что не в родителей – у меня и в квартире, и на рабочем столе, и в жизни вообще вечно хаос. А у них всё по порядку, чин-чином.
 
 Отец уже затопил баню, хотя на улице стояла жара, но баня – это святое. Веники он уже наготовил свежие, ладные, ловкие, сами в руку ложатся.

Я сорвал с грядки огурец. Боже, что мы в городе едим!? Вот откуда мамина вкуснотища. Огурцы сладкие и хрустящие, яйца жёлтые и ароматные, лук зелёный и тот особенный, а о квасе и говорить нечего – его мама сама ставит, долго «колдуя» над ним.

  На небольшом участочке краснела крупная и сочная клубника, оставленная специально, чтоб я «попасся». Вкуснотища! Во рту тает просто! Раньше плантации ягод были значительно больше, и мне их приходилось обрабатывать и лакомиться с них, конечно, но ягоды не были такими сладкими – это точно.

  Побродив без дела по двору и огороду, я вернулся в прохладу дома. Дом, надо сказать, был небольшой, всего-то две комнаты, но, сколько помню, места хватало всем: и своим, и гостям, и даже случайно забредшим. Удивительно, но факт! Нам сейчас почему-то никак не хватает, причём чем меньше семья, тем места требуется больше. А нас в этом доме выросло четверо, это не считая друзей, которые толклись тоже тут.

  Охолонув, я был готов помочь отцу в делах, но он не принял от меня помощь, сказав, что сегодня я гость и должен отдыхать, а завтра посмотрим. Отец ревностно относился к порядку в своём хозяйстве, и редко кого туда допускал. Вот и меня, зная мою несобранность, притормозил так, чтобы не обидеть. Доверил поливку огорода.

  Я, как в детстве, закатав штаны, босиком ринулся спасать овощное хозяйство от жары, хотя жара уже заметно спала, солнце садилось, слышалось коровье мычание – стадо пришло.

 Управив хозяйство, пошли мы с отцом в баню. Он хоть и в возрасте, а крепче меня на жар – привычка. Я тоже, когда жил дома, гораздо дольше выдерживал на полке, а сейчас уступил отцу. Мы-то сейчас в саунах всё больше или под душем «банимся», а это не то удовольствие. Совсем не то. Отец ещё, жалеючи меня, сам походил по мне веничком туда-сюда и всё – я сдался.
 
  Божья благодать! Вот как можно определить ощущение после такой бани, кажется, паришь где-то. Не зря есть поговорка, что так парился «аж душа вон!»

  Кваском охладились, посидели на лавочке около двора и на ужин. Ужин в деревне всегда поздний, пока управишься. Я-то от безделья и не проголодался, но пропустить мамины вареники с клубникой, творогом, щавелем – это же просто невозможно.

  И вот я уже уплетаю за обе щёки утонувшие в домашней сметане вареники и думаю: «Есть рай на Земле – это родительский дом, мамина кухня!»

  Чтобы улеглись вареники, решаю пройтись по ночной деревне пешком, подышать ночной прохладой, вспомнить юношеские ночные похождения.

Улицы слабо освещены, но почти в каждом доме ещё горит свет, так что есть вероятность не попасть в крапиву или коровью лепёшку. Тишина. Угомонились уставшие за день на пастьбе животные, птицы. Редко кое-где всхлипнет во сне кто-то или ухнет филин и опять тишина. Свет в окнах то здесь, то там гаснет – люди тоже, уморившись, идут на покой. Темнота охватывает кругом.

  Когда я был мальчишкой, мы вовсю куролесили по улицам на мопедах, мотоциклах в летние ночи. А то пешком, гурьбой, бродили до утра, и темнота нам не мешала, а только радовала. Сейчас же, очутившись в темноте, я как-то съёжился. Не от испуга, конечно, просто от одиночества. Одному темнота не в радость. И я повернул домой.
 
  Не готов я с ходу, с первого дня пребывания к переменам в деревне, в себе.
Молодёжи-то сейчас почти нет. На лето ещё приезжают погостить, попить парного молочка да подышать свежим воздухом. И то не все. Я вот за сколько лет впервые беззаботно бреду по забытым улицам. Скверно. Бежим куда-то, ищем чего-то необычного, новых ощущений, а нам бы вернуться к старым. Вот эта темнота так меня пробрала, что не помню, ощущал ли я такое на дне моря.

 Иду и думаю: «Ну что вот лично я получил для себя, исколесив полмира? Конечно, увидел много нового, но сейчас оно не в диковинку – только телевизор включи; знакомства, увлечения, еда заморская… Себе-то могу признаться, что нигде душе не было так уютно, как здесь, нигде не зацепило, чтоб заныла она или запела. А здесь на все голоса поёт и ноет по ушедшим зря годам, пустым встречам в суете. Так ведь это ещё на рыбалку до свету не ходил, в поле на сенокос не выезжал, в свежей копне не ночевал, да и вообще только переступил порог.
 
  Одного отпуска, пожалуй, будет мало, надо бы на всё лето. А зимой работать надо, пенсию зарабатывать. (Дожить бы ещё до неё).
 
 Родители всю жизнь копошатся, без отдыха, ни на каких Кипрах и Канарах сроду не были, и пошли – не поедут, а поедут – через два, три дня заголосят без дела. Хоть и трудная жизнь у деревенских, а здоровее и счастливее они нас, тех, кто по курортам отдых ищет.
Некогда им, шибко, выяснять отношения, без заботы друг о друге не выжить, и сразу видно: где она любовь, а где так, лишь бы время убить.

  Что же нас гонит-то от земли, от простого человеческого счастья. Отрываемся от корня в надежде где-то в другом месте прирасти, а не получается, хоть не признаёмся в этом. Душа, она там приручена, откуда исток, где основной корень.

 Но я уже отвык от этого уклада, привык к суете и благим условиям быта, и верни меня насовсем сюда – как покажется?
Чтоб жить в деревне, надо трудиться и душой, и телом без передыха на отпуск, а это не всем дано, тяжело это.
  Но пока я в отпуске. Под родным кровом. И, слава богу!


Рецензии
По рассказу вопросов нет. Хороший рассказ. Есть, по жизни. Не хочется отвечать рассказом на рассказ, но позитив не оправдан. Всё, сейчас, не так. Вымирает деревня. Просто плакать хочется. Но это совсем не значит, что требуется изображать реализм. Любое повествование - фантазия, даже если нарисован с натуры. Это ведь не фотография.

Валерий Столыпин   03.07.2018 18:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий за отзыв. Знаете, по поводу деревни как- то не фантазируется. Я знаю деревенскую жизнь не по рекламе "домик в деревне". И трагедия, в которую вогнали деревню, к сожалению, не имеет уже точки возврата. Но я ее люблю и уважаю людей, живущих там. А сказочников много и без меня. Наши внуки скоро только в зоопарке увидят корову и петуха. И это не просто печально.

Галина Заковряшина   12.07.2018 13:36   Заявить о нарушении
Согласен. Мои хоть огород видят. Живу в своем доме и выращиваю все, что растет в нашей зоне. В молодости работал зоотехником. После перестройки мои знания никому не стали нужны. А в деревне, где я начинал вою профессиональную деятельность, не осталось ни одного человека. Это Архангельская область. В той местности редко кто доживает до пятидесяти.

Валерий Столыпин   13.07.2018 15:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.