В усадьбе князя Андрея Гагарина на Псковщине

    
        Одно время часто выступала в санатории "Карачарово" с программой "Легенды и реальность рода князей Гагариных".
        Признаюсь, о князьях Гагариных прежде знала мало, почти ничего. Но вот  на территории санатория увидела старинное здание с мемориальной доской "Здесь жил и работал художник Г.Г. Гагарин". С этого княжеского флигеля в итальянском стиле все и началось!
        Выступления мои носили познавательный  и слегка развлекательный характер. У меня в то время было несколько таких программ:"Я - Анастасия Романова", "Отец Федор Кузьмич" и др.

        Но постепенно все отошло на второй план, а на первом остался князь Григорий Григорьевич Гагарин, человек  с удивительной биографией, художник, архитектор, общественный деятель, вице- президент Императорской академии художеств. И чем больше я узнавала о нем, тем более оказывалась в плену этого ярчайшего представителя славного княжеского рода Гагариных - родовод  от самих Рюриковичей!

       В результате  на свет появилась моя книга "Наш князь" с прекрасным к ней предисловием, написанном Германом Беляковым. Не грешу против истины и не кривлю душой, когда на презентациях говорю, что предисловие мудрее и интереснее, чем сама книга.

      Читатель простит  меня за некоторые уже прежде изложенные факты, но я должна была повторить уже сказанное и вот почему ( возвращаюсь к выступлениям в санатории, которые всегда сопровождала слайдами). Я уже писала о том, что показывая на экране изображение главного здания усадьбы князя Андрея Григорьевича Гагарина, сына Григория Григорьевича Гагарина, в Холомках Псковской области, сетовала на его удручающее  состояние.

      Прошло несколько лет и вдруг нахожу в интернете официальный сайт " Усадьба князя Гагарина А. Г. "Холомки", из которого явствует, что усадьба князя Андрея восстановлена и сделано это силами  студентов и преподавателей СПбПУ Петра Великого, первым директором и создателем которого был князь Андрей Григорьевич Гагарин.
      Это его студенты уважительно называли "Наш князь"  и это он "дал" название моей книге.
       Не погрешу  против истины, что  все глубже погружаясь в гагаринскую тему,  я приникалась глубочайшим уважением к каждому из представителей этого славного рода и потому для меня каждый из них - НАШ.

      Первым движением души, когда я узнала о том, что усадьба в Холомках восстановлена было -  провести там исторический бал, о чем я и написала в Холомки. 
        И  предположить тогда  не могла, что пройдет немного времени и я приеду в Холомки с презентацией  своей книги, о которой раньше и не помышляла,  для участия  в научно-практической конференции «Холомковские чтения» на тему: "Северо-Запад России в начале XX-XXI века. Историческая память. Идеи. Образы", что выступлю здесь с докладом и попытаюсь силами  участников конференции провести хотя бы эскиз  исторического бала...
       И вот в апреле нынешнего  года мы с Г.В.Беляковым, автором предисловия к книге, по официальному приглашению побывали на "холомковских чтениях". 
       Бывают в жизни такие события, которые становятся для нас знаковыми, они как бы подводят итог определенному периоду жизни и ,может быть, даже обозначают начало нового. Именно такой стала для нас поездка в псковские Холомки.

       Мы были единственными участниками, приехавшими из Москвы. Все другие – это  петербуржцы, псковичи (псковитяне - мне так нравится больше).
       На порховском вокзале нас встретили гостеприимные хозяева отеля «Усадьба князя Гагарина А. Г. "Холомки».  Наше сказочное пребывание на псковской земле началось!
       Первые впечатления были ошеломляющими - по обеим сторонам дороги один за другим попадались поражающие  своей вековой мощностью деревья, никогда и нигде больше не встречала живых "патриархов" в таком количестве! Шагами обмерила одного такого великана- оказалось 12 шагов!    
        И еще - то тут, то там нагромождение или рассыпаны по одиночке древние валуны, оставшиеся здесь с ледникового периода!
       Временные пространства  на псковской земле  кажутся никому не нужными условностями.
        Но вот за поворотом, за  соснами и неправдоподобно высокими елями, мелькнуло знакомое по фотографиям главное здание княжеской усадьбы и меня охватило волнение ну просто до слез!
        Об истории этой усадьбы я знала так многое, задолго  срослась с ней душою -  и вдруг вот она, предо мною! Это надо было осознать до конца и пережить...
        С волнением помогли справиться последовавшие бытовые вопросы- оформление, заселение, завтрак...

       Герману предоставили ни много ни мало - ректорский номер на втором этаже с выходом на ту великолепную круглую ротонду, которая является главным украшением величественного здания.    

       Контраст потрясающий - спаренные колонны ротонды и  открывающийся вид  - сквозной лес, проглядывающие сквозь него проселочные дороги с непросохшими еще лужами - (снега зимой здесь было еще больше, чем у нас в Москве), разрушенные остатки строений из того же валуна и ...пасущаяся невдалеке  стреноженная лошадь, с которой я тоже была уже заочно знакома.

     Поезд из Москвы прибывает в Порхов около семи утра, поэтому мы были первыми приехавшими участниками конференции.

    До Питера от Холомок 300 км, некоторые приехали на машинах, в общем, во второй половине дня собрались все, и главное, подъехали потомки князя Андрея – княжна Мария Андреевна Гагарина, правнучка и очаровательная малышка Дашенька, праправнучка князя Андрея (самые теплые и солнечные минуты  в Холомках связаны именно с ней).    Встреча с потомками, знакомство  с ними - для меня лично очень значимое событие, оно не  может и не пройдет бесследно.

       В день приезда посетили могилу князя Андрея в Бельском Устье. От Холомков к селу Бельское Устье  раньше вела прекрасная березовая аллея. Впрочем, она проглядывается и сейчас. Здесь на старинном  кладбище при храме Вознесения Господня, когда-то очень величественном, и похоронен князь Андрей Григорьевич Гагарин.

       С шестидесятых годов прошлого века храм бездействует. Несколько лет назад начались было восстановительный работы, но выделенных средств не хватило. И опять инициативу по возрождению храма проявил  Санкт-Петербургский политехнический университет, заключив соглашение с  администрацией региона и епархией. Хочется надеяться, что и это начинание  СПбТУ будет таким же успешным, как восстановление усадьбы в Холомках.

         Конференция состоялась на следующий день.
 
         В своей жизни я побывала на множестве подобного рода мероприятиях, по крайней мере, тоже называемых "конференциях", но на такой, где любое выступление - праздник, событие, спектакль - впервые.

        Каждый, поднимавшийся на трибуну,  сам по себе - личность, имеющая что сказать собравшимся в этом историческом месте. 
 
        С первых минут стало ясно, что это уже  сообщество, сообщество единомышленников, давно знакомых и постоянно общающихся, объединенных  бесконечно уважительным отношением к тому из рода Гагариных, кто в 1912  году вместе с сыновьями заложил первый камень в будущую усадьбу, а именно - к  князю Андрею Григорьевичу Гагарину.
    
        Спокойных и счастливых лет их жизни семь Гагариных на берегу Шелони можно перечесть на пальцах одной руки, увы...
        Меня бесконечно радовало и   волновало присутствие потомков князя, не говоря уже о последовавшем личном знакомстве. Каким счастьем было подарить Марии Андреевне Гагариной свою книгу... 

        Выступающим  было отведено  по15 минут времени, поэтому я, зная свою увлекающуюся натуру, вышла на трибуну с восемью страницами отпечатанного текста, дав себе слово от него не отрываться - не дай бог не хватит времени, и я не успею рассказать самое главное - о трагической  судьбе захоронения князя Григория Григорьевича Гагарина.
        Но судите сами, как можно было удержаться и не поделиться информацией, которая мне стала известна уже после выхода книги благодаря Ирине Александровне Бутурлиной (находится в родстве с Гагариными через Оболенских).

        Ирина Александровна поделилась со мною кое-какими материалами, она собирает их много лет для будущей книги.
       С ее разрешения приведу несколько особенно меня заинтересовавших строк из письма одной из ее подруг, поскольку речь в нем шла об одном из потомков Гагариных – Григории Григорьевиче о русских балах  в Вашингтоне!
       "В Вашингтоне, - пишет подруга Ирины Александровны Людмила Сергеевна Оболенская-Флам, - я была знакома с Григорием Григорьевичем Гагариным, прямой потомок художника... родился он в Париже в 1922г... я получила от Г.Г. приглашение на очередной русский бал в Вашингтоне с репродукцией бальной сцены с картины Г.Г.Гагарина... Балы всегда устраивались в каком-нибудь шикарном вашингтонском отеле на русский новый год ... Наш дальний родственник, покойный Алексей Оболенский, приходил в боярском одеянии, как и его американская супруга, наряженная боярыней, ни дать ни взять с картины Маковского на радость и удивление американской прессы...."

         Буквально перед моим  выходом на кафедру Мария Андреевна сообщила о кончине в Вашингтоне Григория Григорьевича  Гагарина, упомянутого в письме. Он - сын того самого Григория Андреевича Гагарина (1895-1963), который был приговорен к расстрелу и которому удалось спастись. Теперь в Википедии будет указан и год кончины Г.Г.Гагарина (1922- 2018)…

        У князя Андрея, кроме Григория, было еще четыре сына: Андрей (1886—1937), Сергей (1887—1941), Лев (1888—1921)  Пётр (1904—1938)  и дочь Софья (1892—1979. Петр Григорьевич приходится дедом Марии Андреевне Гагариной, с которой мы познакомились в Холомках.

      Петр Григорьевич, как и его брат Андрей  после революции не покинули Россию, оба были арестованы и расстреляны: Андрей в 1937, а Петр в 1938 году (его сыну Андрею, отцу Марии Андреевны, в 1938 году исполнилось пять лет…)
     Первый серьезный арест Петра Андреееича произошел в марте 1935 года. В главе «Наш князь» я уже приводила содержание «охранной  грамоты», подписанной В.Ульяновым и касающейся князя Андрея Григорьевича.

      А вот  в связи с арестом Петра Андрееича в одной из справок, составленных по его делу, содержалась еще следующая  информация: ««Дополнительно выяснено, что отец ГАГАРИНА П.А. – ГАГАРИН А.Г. в прошлом наряду со своим социальным происхождением (дворянин, князь, помещик и др.) имел революционные заслуги, т.е., будучи первым директором Императорского Санкт-Петербургского Политехнического института им. Петра Великого, спас от казни в 1905 году т. ФРУНЗЕ, был лично известен - В.И.ЛЕНИНУ, который считал его работу для республики полезной».
      Так вот  в чем подоплека  необычной «охранной грамоты» и  разрешение «давать ему (князю А.Г.Гагарину - А.Ж) необходимое количество керосина»!...
      
       Сергею и Льву, как мы уже говорили, и Григорию удалось уехать из России. Андрей Петрович Гагарин, отец Марии Андреевны, 25 лет жил под чужой фамилией : «…сказать не мог, кто мои предки - о них было просто опасно вспоминать » -  писал он.
 
      В общем, отведенных  пятнадцати минут мне не хватило, говорила более получаса, и,  самое главное, слушатели активно соучаствовали - народ ведь собрался компетентный, как сейчас говорят – в теме!

 А когда перешла к разговору о потомках, в частности, о французской киноактрисе и писательнице Маше Мериль (псевдоним Марии Владимировны Гагариной), в возрасте 74 года обвенчавшейся с  82-хлетним Мишель Леграном, принявшим ради этого брака православие, Мария Андреевна с места добавила: "Мы были на их свадьбе в Париже!" - это было принято с восторгом, а я даже зааплодировала!
 
     Вечером  собрались в большом холле с выходом на ротонду и провели, как задумали, эскиз - бал, как продолжение темы моего выступления "Карачаровские балы на Волге. Возрождение исторической традиции в усадьбе князя Григория Григорьевича Гагарина".
      
        Из Холомок мы уехали отягощенные бесценными подарками - книгами, изданными университетом, среди них: «Первый директор, Мемуары. Письма. Документы» к 160-летию со дня рождения А.Г.Гагарина, «Григорий Гагарин. Художник и общественный деятель», издание Российской Академии художеств и Русской Православной Церкви, великолепный альбом «Рождение Политехнического»…
      Особенным счастьем было взять в руки «Дневник княгини Марии Дмитриевны Гагариной, урожденной Оболенской, 1864-1946».
       Как написано в предисловии к книге, написанном губернатором Псковской области А.А.Турчаком: «Это не просто личный дневник. Это… взгляд изнутри на то, что происходило сразу после крушения  монархии…Революция глазами матери и жены. Удивительное свидетельство, немой укор всем нам, в беспамятстве своем преуспевшим…»

      Книга "Наш князь" была написана мною не только для того, чтобы рассказать о  связи  Гагариных с удивительным по красоте местом на верхней Волге - с Карачарово, но и для того чтобы привлечь внимание к дальнейшей судьбе могилы Григория Григорьевича Гагарина, чей прах сиротливо и неухожено покоится сейчас на высоком берегу Волги.  Меня очень тронуло  и обнадежило то, что присутствовавшие  на конференции  гагаринские потомки серьезно отнеслись к  этой теме.   
 
      Псковская земля – удивительное место, где русское кажется особенно русским, вечное  дышит вечностью, древность смотрит на тебя  мудрыми глазами  древнего псковитянина.  Все исконно родное, первородное, без современной пошлости и суеты.
   Отныне –в моих помыслах только  Псков, все сравниваю с Псковщиной.

 


Рецензии