Мысли о Церкви и Православии

 Всем известно, что люди, как правило с недоверием, а часто и враждебно относятся к переменам, происходящим вокруг, будь то смена власти или перенос автобусной остановки за углом.
Еще с большим недоверием мы относимся к переменам, которые происходят внутри нас. И хотя "перемен требуют наши сердца", но вместе с тем почти всегда "нам становится страшно что-то менять". Еще бы! Ведь перемены часто приводят к такому негативу, что мы "бьем себя ушами по щекам" от досады и горечи - чего не жилось? Менять что-то в себе, дело сложное и неблагодарное. Думаю, однако, что не бывает перемен, однозначно плохих и однозначно хороших. Даже такое, казалось бы однозначно позитивное решение человека, как "я завтра брошу пить", первое время довольно негативно отражается на окружающих. Понятно, что прежде чем что-то менять в мире или в себе, нужно думать, поскольку иные перемены необратимы. Так, прыгая из окна (то есть меняя жизнь на смерть), мы должны понимать, что "обратной дороги" уже не будет.
Думается, что многие перемены от того так и негативны, что толком не продуманы. И все же менять что-то в себе есть постоянная человеческая необходимость. Я уже говорил о сложности и неблагодарности этого занятия. Даже простая смена имиджа может вызвать столь бурную реакцию, что человек невольно задумается - стоило ли? Что уж говорить о таких серьезных переменах, как решение вступить в брак или развестись, уехать в другую страну, сменить политические или религиозные убеждения. Как говорил старина Мюллер: "отказ от своих убеждений всегда дурно пахнет". Пожалуй, где-то он прав, хотя странно слышать подобное от человека, который сам готов в любую минуту поменять все свои убеждения в пользу сильной стороны. Думается иногда, лучше все же отказаться от прежних убеждений, чем продолжать лгать самому себе.
В начале года я вызвал себя на откровенную беседу, в ходе которой выяснились мои расхождения с некоторыми(но не всеми!) положениями христианства вообще и православия в частности. Кроме того, мое отношение к русской православной церкви стало довольно противоречивым и неоднозначным а позиции ее представителей по некоторым вопросам удивляли или раздражали.
Представить себе Православие без церкви невозможно. Христианство,как философия либо как отношение к жизни вполне допустимо и таких примеров достаточно,но убрав из православия институт церкви  мы фактически упраздняем его.
Поняв это я решил оставить пока практику православного вероисповедания - хорош православный,решивший,что,установленые церковью таинства,правила и посты больше не являются обязательными! Хотя многие "православные" могут и не "парятся". Ну да Господь им судья!
Много раз,в дисскусиях с атеистами,коммунистами,буддистами,индуистами,гармонистами и разными другими "истами",я горячо и убедительно доказывал,что православие есть единственная истинная религия и кто не покреститься в церкви,тот не спасется. И вот,наконец пришел к дерзскому выводу,что это не так. Не совсем так.
Почему так случилось?
Спроси я об этом священника,он бы просто и понятно мне обьяснил,что я польстился на лживые посулы врага рода человеческого. Такую возможность ведь тоже нельзя исключать,тем более,что творческие люди всегда были прекрасным объектом для искушения. Простое объяснение,не требующее доказательств.
Поразмыслив,я решил,что главную роль здесь сыграл все же не злобный дух,а обыкновенная критичность мышления,нежелание закрывать глаза на противоречия явные и скрытые,неприязнь к "слепой" вере и вдобавок накопившаяся усталость от постоянного "вежливого диктата".
События я из этого делать не стал. Я вообще не слишком понимаю людей,"громко хлопающих дверью перед уходом". Молился,крестился,и вдруг начинает вопить на "всю Ивановскую",что ноги его больше в Церкви не будет и что "религия есть опиум для народа"(точнее -"опиум народа",но таким крикунам обычно не до точности.). От того,что ты перестал быть участником некой религиозной системы никому,кроме тебя ни тепло,ни холодно не стало. Тем более,что всегда существует вероятность твоего возврата в данную систему и значит горделивые заявления типа:я больше никогда в жизни" и смешны и неразумны. А вдруг ты заблуждаешся? Вдруг,та самая практика,от которой ты отказался,однажды снова "по новому" войдет в твою жизнь? Что за скверная привычка -отказываясь от какой-либо практики,сразу же начинать болтать о ее совершенной безполезности и вредности! Словом "никогда не говори никогда".
Если ты долгое время был последователям какой либо религиозной(или иной) системы и умудрился вынести оттуда только негатив,то это скорее говорит о твоих недостатках,нежели о недостатках системы. Глупо и смешно отказываться от какой-то части своего духовного опыта только потому,что ты перестал быть приверженцем религиозной системы,в рамках которой этот опыт был приобретен.
Я довольно быстро разобрался с типичными комментариями("Ну ты даешь"! Я в шоке! "А че так?") родных и близких. Обьяснил все своим православным знакомым,у которых мой шаг вызвал понятное огорчение,но они постарались меня понять.Да и  не собирался я становиться грозным гонителем. Учение Христа вовсе не стало мне совсем чуждым или враждебным.
А что вообще значит быть Православным? Разве перестав быть участником некой религиозной системы я обязательно должен прекратить "славить"Бога? Кто,кроме самого Бога может мне сказать,что я ныне неправильно "славлю" Его? А если вы самовольно взяли себе монополию на правильное славление,так это ваше дело!
В современном Православии параллельно с постоянным подчеркиванием собственной исключительности имеет место мысль о том,что и неправославные могут быть помилованы Богом.Судиться по закону совести. Значит ли это,что для того,чтобы Бог тебя помиловал достаточно просто быть хорошим и добрым человеком? В Великую Отечественную,к примеру,многие шли в бой и умирали не "за царя, веру и отечество",а "За Родину"! "За Сталина"! Многие были не просто неверующими,но и воинствующими атеистами.Общая беда всех сплотила.
 Церковь всегда может поведать нам о погибших на войне священниках,которые,несмотря на разногласия с режимом,как один встали на борьбу с врагом,помогали войскам красной армии и партизанским отрядам.Таких действительно было немало и остается только склонить голову перед мудростью и силой духа этих людей.
Вместе с тем,Церковь не любит рассказывать о некоторых своих священниках,которые воспринимали немецкое вторжение как долгожданное освобождение от безбожного режима большевиков,просили помощи в скорейшем восстановлении статуса Церкви на окуппированнных территориях.  А митрополит Русской Православной Церкви за границей,Серафим Лукьянов и вовсе предлагает:
«благословить великого вождя германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога… Да исчезнут с лица земли масонская звезда, серп и молот».
Вообще я заметил,что Церкви свойственна политика избегания трудных вопросов,замалчивание либо уход от них. А если уж приходиться отвечать,то ответы эти часто туманны.непонятны,богаты какими-то обобщениями, образами и цитатами. Словом,под конец ответа,даже забываешь о чем спрашивал. Имеется и другая тактика. Тебе на твой вопрос дают ясный и конкретный ответ,без альтернатив. И даже если ты,разобравшись,увидишь,что ответ не совсем верен,а то и вовсе лжив,все равно будут стоять на своем. Сейчас ,например любят подчеркивать,что религия и наука не противостоят друг другу и вполне совместимы. Как пример,приводят множество людей науки из разных исторических периодов,которые были глубоко верующими людьми. "Церковь никогда не мешала науке" - утверждает один священник. Ага,не мешала! Это сейчас она не мешает,поскольку приходится на уступки идти,а раньше за какую-нибудь научную теорию могли и на костре сжечь. "Это католики"! - воскликнет Православный. А вы что думаете у нас ученым от церкви не доставалось? Вот как комментируют представители православной церкви один из первых проектов строительства метро в Москве:"Не унизит ли себя человек, опустившись в преисподнюю?" Если такие комментарии имели место в конце девятнадцатого - начале двадцатого века,то я могу себе представить,что творилось в прошлые века. Что там предлагает церковная цензура в "Кормчей Книге"?(1284г):
 "Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь».
Можно возразить,что сие про еретиков писано. Ну и что с того? Если можно так поступать с еретиками,то почему нельзя с учеными? Один волхованию поверил и его прокляли,книги на голову положили и подожгли. Другой "крылья сделал",так и его легко можно в колдуны записать.
Что же касается совмещения научных и религиозных взглядов,то это не только не невозможно,но пожалуй даже здорово. Однако,человек,решивший совместить мировозрение научное и мировозрение религиозное стоит перед очень непростой задачей,поскольку мировозрение научное всегда предполагает самостоятельность мышления,а религиозное мировозрение предлагает набор готовых "истин". И если в науке первое место отдается знанию,то в религии - вере. Впрочем данное замечание не всегда справедливо,поскольку существуют религиозные и философские системы,где главное место отводиться именно духовному поиску(Будда,к примеру,учил не верить ему на слово,но проверять все на собственном опыте). Наконец,можно быть человеком науки и просто верить,не причисляя себя к какой-то конкретной религии.
Когда я начал активно изучать и практиковать Православие,то вскоре обнаружил,что Православных еще надо поискать. Мне было мало просто повесить на себя крест(он и так был на мне,я ведь крещенный),вспомнить "Отче наш" и на досуге забежать в ближайшую Церковь. Я решил,что уж если я назвал себя Православным,то мне нужно знать и принимать для себя основные положения этой религии,отмечать праздники и соблюдать посты,читать правила и Ежедневные каноны,исповедоваться и причащаться,хотя бы раз в месяц,ходить каждую неделю на воскресную службу. И я старался соблюдать все это.
Потом,правда оказалось,что это еще далеко не все. Почитав православных авторов и послушав "беседы о жизни православного христианина,я узнал,какие мне можно смотреть фильмы и какую музыку слушать,каких авторов читать и что нельзя делать в постели. Китайская гимнастика и русский рок,телевизор и либерализм,театр и изучение языческой мифологии -все это,не то,чтобы прямо запрещалось(за редким исключением),но должно было постепенно отходить на второй план,уступая главенствующее место церкви.Правда,всегда подчеркивалось,что глава церкви -Христос,но Христос,в отличие от Церкви просто был рядом и не вмешивался в мою жизнь. Христос не был соглядатаем,он скромно, ненавязчиво и с любовью делился со мной своей мудростью.Христос остался со мной.
Я спросил однажды у одного священника(своего ровесника),что собственно такого,жутко дьявольского можно найти в песнях Цоя и Гребенщикова. Он ответил,что рок-музыкой не увлекается,в вопросах этих плохо разбирается и посоветовал обратиться к другому батюшке. Удивительно,но этот же молодой священник,на одной из бесед,когда кто-то заговорив о музыке,упомянул Константина Кинчева,пренебрежительно махнул рукой и заявил: "А! Как был сатанистом,так и остался"!. И сразу заговорил на другую тему. Ради красного словца сказал или вправду так считает?
 
Чтобы избежать упреков в однобокости суждений,скажу что поговорив с другим священником я не только остался доволен,но и был чрезвычайно рад,что в Церкви,к которой я себя причисляю есть такие мудрые люди. Вот что он сказал мне(цитирую так,как запомнил): "В любом музыкальном стиле можно найти исполнителей от Бога и от дьявола. Даже в классике найдутся исполнители,которых послушаешь - ну бесовщина! А рок с его поиском,пожалуй лучше постоянно развлекающей поп-музыки. Я вот,временами люблю Цоя послушать. А насчет гимнастики я тебе так скажу -главное понимать,чем занимаешся. Есть ведь йога как религиозная философия,а есть,как простая система упражнений"...
Так что не следует верить тем,кто утверждает,что церковь-это сплошное сборище мракобесов. Может когда-то так оно и было,но сейчас все изменилось.
Оглядевшись вокруг я увидел,что очень многие православные успешно совмещают свое "Православие" со всеми прелестями жизни,не заморачиваясь на молитвы,посты,службы и таинства. Другие вполне могут выдержать весь Великий пост,но на Пасху отрываются так,что становится непонятно,для чего они мучили себя сорок дней. В разговоре с одним православным я между делом спросил давно ли он исповедовался. Он с икренним удивлением посмотрел на меня и сказал что ему это неинтересно. То есть как же,думал я - можно носить крест,уверенно говорить о своей религиозной принадлежности и одновременно,совершенно не нуждаться в религии,к которой ты сам себя причислил? Не замарачиваться!  И ведь начнешь такому что-то доказывать,он либо возмутится,либо отмахнется - не грузи!
  Люди ходили одновременно к гадалкам и в Церковь,верили в одного Бога и домовых, читали заговоры,молились и плевали через левое плечо. Став Православным я,помниться запретил себе читать гороскопы. Ну логично ведь,если я знаю,что на все воля Божья,чего мне копаться в предсказаниях какого-то доморощеного астролога? Тем более,что большинство современных астрологов,магов,гадалок.целителей - обыкновенные шарлатаны.  Может есть православие народное,живое,там и погадать не считается особым грехом,а есть православие строго догматическое? И еще неизвестно,что ближе людям. Стоит ли выкорчевывать из сознания народа последние остатки былой культуры,как призывают к этому иные борцы за чистоту православия?(при этом следует различать остатки культуры от банального "бардака" в собственной голове).
Покрестили тебя в детстве,крестик надели. "Отче наш" ты знаешь,пара Икон в доме имеется. На Пасху яички покрасишь,сбегаешь,кулич осветишь,свечку поставишь - ну и будет с тебя! Поженишся - обвенчаем,ребеночек будет - окрестим. Ну что поделаешь - традиция. Типичный околоправославный.
У меня тут знакомый ребеночка покрестить решил. Ну куда деваться - пришлось "Символ Веры" зубрить,узнавать,как правильно исповедоваться и причащаться(!). А с крестного папы за разьяснительные беседы в Церкви целую тысячу содрали. Ну да ладно,святое дело! Только зачем крестить,если покрестили и забыли? Хотя,если соблюдение обряда успокоит,почему нет.
Стою как-то на причастие и старикан  без очереди пролез. Так одна раба Божья его так облаяла -дальше некуда. И спокойно пошла причащаться. Выхожу из Храма - она уже стоит с подругой и (даже не выйдя за церковную ограду!) рассуждает,чего лучше в магазе взять и так далее. Ну понятно,службу отстояла,причастилась,возросла,так сказать духом,можно и делами заняться. Что-то сомневаюсь я,что Причастие для таких -таинство.
Вера некоторых похожа на страховку. Мол,понятно,что нету там ничего,"химия все",но на всякий пожарный подстрахуемся. Я сам,одно время(что греха таить!) таинство исповеди принимал только как средство для облегчения совести - ну согрешил -тяжело,пошел на исповедь,грехи отпустили - все путем. И по новой.
А с чем только не мешают Православие в наши дни! Чего только туда не пытаются засунуть! Я тут с православным коммунистом беседу имел и ничего,вроде  так понятно обьяснил,как у них все это совмещается. Интересно,чтобы Ленин про это сказал? Или Маркс? Или тов.Сталин? А с другой стороны,если я коммунист по политическим убеждениям и Православный - по Религиозным,почему бы мне и не искать компромисс? Все лучше,чем Храмы взрывать.
Одно время я думал забросить всю эту Церковную практику. Просто жить,молиться,читать Новый завет и быть Православным. Но и тут я понимал,что в таком случае уже не могу называть себя Православным.Вернее могу,но с точки зрения РПЦ я уже таковым являться не буду. Трактовать писание не так,как его трактует церковь? Да ты братец - еретик!. Церковь в Православии претендует на роль вечно необходимого и вечно правого института,неизмеримо более важного,чем личный духовный поиск человека. Церковь ненавязчиво,но методично продвигает везде одну и ту же идею - Иди в Церковь! Без Церкви ты не спасешся! Все твои самостоятельные попытки придти к Богу обречены на провал! Без посредника ты никогда не придешь в "Церковь небесную"! Любая альтернатива становится не только недоступной,но и греховной.Я готов признать Церковь желательной для спасения,помогающей спасению.Но признать то,что вне церкви нет спасения я никак не могу. "Пробки перегорают".
Между тем, в любой почти статье любого православного автора явно или неявно,к месту или не к месту проходит через весь текст эта идея. Читал в одном Православном журнале статью о Карле Марксе и его творчестве. Довольно толковая,кстати статья и написана неплохо,но и тут автор заканчивает тем,что хоть Маркс и был очень талантливым человеком,но всем нам следует чаще ходить в Церковь и так далее."Любая правильная пуля любит свой пулемет".
Понятно,что думающему человеку подобное рано или поздно надоедает. Однако пискнув что-нибудь вольное,он рискует обрушить на себя волны "гнева праведного". Одним удается впихнуть все это в голову,другие впихивают сами,третьи ничего не понимая,продолжают кивать головами.
Сегодня конечно Церковь не спрашивает с человеков так строго,как в прежние времена. Человекам есть теперь куда уйти и черезчур строгие требования могут оттолкнуть людей от церкви. А так приходят,свечки ставят,на поднос для подаяний кладут понемногу,в церковной лавке закупаются.  Справедливости ради скажу,что в Церкви никто у тебя денег прямо просить не будет -хочешь давай,хочешь нет. Но все обычно дают. Это я к тому,что не следует слушать дешевых критиканов,утверждающих,что "церковь разводит нас на бабло". Подобных дураков,обвиняющих церковь во всех смертных грехах сейчас во множестве развелось и своими воплями они только мешают формированию разумного,критического отношения к церковному институту. Не будем забывать,что в нашем больном обществе инвалиды,одинокие люди и старики часто находят поддержку,утешение и смысл жизни именно в Церкви.Не будем забывать,что очень многим именно редкие походы в Церковь позволяют избежать полной духовной деградации. Не будем забывать о тех,кому Церковь помогла "возрасти духом".
Пойдем дальше,как говорил Энгельс в "Антидюринге".
Прочитав Ветхий завет я увидел,что многие действия Бога удивляют меня. Временами Бог ветхого завета совсем не похож на Бога любви,он может быть капризным и жестоким. "Избраный" народ тоже часто ведет себя не слишком прилично. Заповеди,данные Богом,если убрать из них религиозный аспект являются типичными правилами почти для любого человеческого "общежития". Словом я прочитал историю Еврейского народа и его отношений со своим Богом.
Новый завет был воспринят мной,как учение Христа,его "философия жизни". Эта философия была интересной,разумной,"прекрасной в своей сострадательности". Она снимала национальные и иные ограничения("нет ни Эллина,ни иудея"). Читая,как Христос разговаривает с блудницей и осуждающими ее,я вижу пример замечательного и мудрого отношения человека к человеку. Я вижу обьект для подражанния,но не для поклонения. Вопрос о том,существовал ли Христос на самом деле или это вымышленный персонаж отходит на второй план.
 "Никто не приходит к Богу,как только через меня" - говорит Христос. Так и правильно! Разве могу я придти к Богу не зная любви и сострадания?
Читая,о хождении Христа по воде я понимаю,что вера может творить чудеса,я вижу высокодуховную личность,над которой уже не властны законы материального мира. Я вижу пример,говорящий о том,что каждый может достичь всего,если "не усомнится".
Когда Христос говорит о том,что "царство Божие внутри вас есть" и "ищите прежде всего царствия небесного"  я начинаю понимать,что менять нужно самого себя,уметь отличать главное от второстепенного,приходящее - от вечного. Умение идти до конца,терпение,сострадание,неприятие лицемерия,сила духа и уверенность в его бессмертии,любовь к людям,несмотря на все их мерзости,наконец скромность,столь редкая в наш "наглый" век - вот чему учит меня Христос.  Однако,рассуждая так,я уже не смогу относится к другим религиям,только как к скопищу человеческих заблуждений или проискам какого-то злого духа. Я уже не смогу до конца принять пренебрежительный тезис о том,что и в других верах есть крупицы истины.(Ладно уж! И вы в чем-то правы,но правы во всем только мы!).
Я никогда не склонялся к классическому монархизму. Формула "Православие.Самодержавие.Народность" не была для меня привлекательной. Несмотря на то,что в церкви я встречал людей разных политических взглядов,а часто и вовсе таковых не имеющих(что для самой церкви,говорящей о непротивлении власти не так уж худо),симпатия к монархии налицо. И сколько бы не говорили о ереси царебожников,я думаю Русское православие и церковь всегда не против возвращения царя-батюшки,статуса государственной религии,церковных податей и разных других прелестей. Но так ли будет терпима церковь к инакомыслящим и неверующим,когда будет в союзе с государством? В истории религии полно негативных примеров таких союзов(крестовые походы,инквизиция,колонизация,уничтожение народов,дикая эксплуатация,гонения на еретиков - почти один сплошной негатив!) и русская церковь вовсе не является исключением,как это порой хотят показать.  Кстати,возвращаясь к вопросу критике церкви. Многие пытаются критиковать церковь,приводя в пример псевдоправославные профашисткие организации. Думаю - это не лучший вариант и церковь к таким группам никакого отношения не имеет. Православие и фашизм вообще настолько различны,что остается только вздохнуть о степени идиотизма некоторых,пытающихся найти в этих двух системах что-то общее. Хотя ведь поддерживали католики итальянских фашистов. Собственно то,что у нас светское государство и "никакая религия не может устанавливаться к качестве обязательной" - это нормально. Нормальна и политика невмешательства государства и церкви в дела друг друга. Не будем однако забывать,что политика невмешательства в дела друг друга чрезвычайно легко превращается в политику закрывания глаз на грязные дела друг друга. При такой политике чаще закрывает глаза тот,кто слабее.
Многие сейчас говорят о том,что Православная вера и Церковь способны обьединить общество,народ. Что же,я знаю вполне позитивные примеры обьединения людей. А вот общество по прежнему разобщено. Церковь нуждается в реформах столь серьезных,что она врядли в ближайшее время решится на них,а возожно,что и никогда не решится. Православие для Русских вовсе не то же самое,что Иудаизм для Евреев. Способна ли вообще религиозная система стать одним из "столпов" подлинного обьединения общества? Нуждается ли не только церковь,но и Религия  в обновлении? Думаю,что положительный ответ на первый вопрос предполагает такой же ответ на второй.

В Христианстве отношение к язычеству не всегда было враждебным,но всегда негативным. Статус "языческих" здесь получают все нехристианские верования. Лучшим достижением современности считается межрелигиозный диалог. То,что это достижение -это бесспорно,но вот лучшее ли? - спорный вопрос.
Русское Православие очень настороженно относится к Славянскому Язычеству и Неоязычеству. То ли от того,что видит в нем серьезного конкурента,то ли - это осадок давней вражды. Патриарх даже назвал неоязычество "одной из главных угроз" или как-то так,не слишком дружелюбно вообщем. Патриарх Кирилл,между прочим очень разумный человек и довольно смешно слушать,когда его обвиняют в фанатизме. Правда,кроме разумности Господь одарил его еще и хитростью,но думаю Патриархам так и полагается. В данном случае это качество пожалуй можно назвать позитивным,ведь и президенты - простаки встречаются редко.
Так вот Православие постоянно выставляет неоязычников каким-то сборищем диких сектантов,молящихся на "пиписьки",постоянно практикующих групповой секс и "носящих свастики на рукавах" - вообщем извращенцы,сатанисты,фашисты.
Неоязычники тоже в долгу не остаются и называют православных предателями,отступившими от веры предков.
Ну понятно,что долбославов, фанатиков,недалеких людей и просто психопатов хватает везде.  Приведу цитаты из двух разных книг,автор одной книги - неоязычник,а второй - православный.
"Антагонизм таких религий, как иудаизм, христианство и коммунизм носит чисто демагогический и видимый характер. Противоречие между этими религиями умышленно раздуваются.А на самом деле, эти три религии имеют одни и те же корни и одного хозяина – мировое еврейство, а ещё выше – оккультных сатанинских хозяев." (Истархов. Удар Русских Богов). Простите.господин хороший,а вы лечиться не пробовали? Вы попробуйте,иногда помогает. Тоже мне нашелся антисемит,нашел "хозяина"!
 "Мерзко пред Богом любое половое действо, не ведущее к продолжению рода, но тем более мерзко, когда лицо, уста человека, являющиеся образом Божиим, используются для удовлетворения скотской похоти. Оральный секс ведет к одержимости блудным бесом лиц, им занимающимся".(Алексей Мороз."Исповедую грех,батюшка"). Уважаемый,давайте мы сами с женой разберемся,чем нам в постели  заниматься! Вы же не сексолог.  И если вам секс нужен только для продолжения рода,то я не прочь заняться им и просто для удовольствия и ничего предосудительного в этом не вижу.А вы можете совсем не заниматься. Понятно,что если бы вы сказали так: "Я считаю оральный секс извращением",то это выглядело бы просто как ваше мнение. Куда солиднее начать так:"мерзко пред богом"...,да еще попугать народ "одержимостью блудным бесом".
А вот "Несвятые Святые" Архимандрита Тихона и "Волкодава из рода серых псов" Марии Семеновой я читал с удовольствием в любое время своей жизни. Даже в период юношеского максимализма,когда был убежден,что вообще ни во что не верю.
У меня был период увлечения неоязычеством и я знаю там довольно много хороших,мудрых,вполне адекватных людей,которые кстати (в отличие от церкви) всегда готовы к разумному диалогу. Понятно,что неоязычество -это не язычество наших предков,а смесь дохристианских верований,народных обычаев и обрядов,индуизма,шаманизма,окультизма,магизма,патриотизма и личных духовных возрений какого-нибудь современного волхва. Увы,довольно часто в эту смесь добавляются национализм(в самом плохом смысле),фашизм,экстремизм,антисемитизм. В результате получается то,что неоязычники называют "возрожденной религиозной традицией древних славян" с годовыми праздниками и пантеоном Богов. Такая "традиция" бывает грамотно построенной,красивой,интересной и вполне себе безобидной. Во всяком случае я не вижу ничего плохого в попытках(пусть и неуклюжих) познать духовные истоки своего народа,возродить культурную связь с предками,вернутся к некоторым их обычаям и обрядам. Бывает однако,что на свет выползает нечто враждебное и злобно-туповатое.
Думается,что Славянскому Неоязычеству и Русскому Православию давно уже пора перейти от взаимных обличений к диалогу,тем более,что они являются частью культуры одного народа. Дохристианская славянская культура вовсе не была такой убогой и неразвитой,какой ее часто стремится выставить Церковь(к слову сказать многое из той культуры безжалостно уничтожила она сама). Множество остатков этой культуры мы и сегодня можем видеть в Русском Православии. Что толку спорить теперь,было ли крещение руси актом насилия или христианство было добровольно принято? Я кстати,не очень верю в пролитые "реки крови",как впрочем и не верю в добровольное крещение Руси. Думается,"новая вера"насаждалась не только и не столько словом. Как это там в "Андрее Рублеве" - справляют люди свой красивый,мирный праздник,никого не трогают. И тут -на тебе! Прибегают,разгоняют,тягают куда-то...
На Православных сайтах я часто находил для себя большое количество нужной мне информации,с удовольствием читал мнения отдельных священников. Труднее было с вопросами. На многие я ответа так и не получил. Или получал,но они не были ответами,а были скорее поучениями -рассуждениями. Например,когда я написал,что не верю в вечные мучения грешников и верю в конечное спасение всех людей(поскольку Бог есть любовь и сложно представить что всемогущий бог-любовь может допустить вечные мучения),батюшка ответил,что надо за грешников молится,а будут их мучения вечными или нет,то нам неведомо. Но я все же верю,что всякая душа рано или поздно доберется до того состояния,которое в Христианстве зовется "царствием небесным"
Многие люди от чего-то любят задавать священникам такие вопросы,прочитав которые начинаешь думать,что они принимают церковь за какую-то тоталитарную секту,призваную упорядочить все сферы их жизни. Прямо рабская психология! Неужели люди действительно настолько разучились слушать себя,что им постоянно требуется одобрение/неодобрение внешнего авторитета? Откуда это? Очень хочется думать,что это ползет не из церкви.
Вот читаю,девушка спрашивает:"Батюшка. Мы с мужем после первого акта близости остаемся недовольными и нам почти сразу хочется продолжения. Не грех ли это"?  Родная,так ты это с мужем решай,а не с батюшкой! Или вот парень спрашивает: Мне нравятся романы Стивена Кинга. Позволительно ли православным читать его? И батюшка отвечает: "Нет сын мой нельзя. В печку его"!(было еще добавлено,что-то вроде "как говорил профессор Преображенский"). Ну что же. Парень теперь будет знать,что православие и Стивен Кинг несовместимы. Ну что за глупость! Ты что сам не в состоянии проследить,как на тебя книга влияет? Может она вере твоей и не мешает вовсе? Может тебе просто нервы охота пощекотать или стиль автора нравится? И подобных вопросов множество.
Кстати высказывая свое мнение в православных группах я часто сталкивался с такой искренней злобой,что даже было удивительно,как имея в себе столько злобы,можно  вообще верить в бога. Там вообще сложно обсуждать что либо - сразу вмешивается целая куча непрошенных собеседников с оскорблениями,осуждениями и радостными предреканиями "кары небесной еретику поганому". Например в одной группе был диспут:"Возможно ли спасение без церкви"? Предлагалось высказать свое мнение. Я написал что вполне возможно,и обьяснил почему я так считаю. Лишь немногие написали,что я заблуждаюсь  и вежливо обьяснили мне,почему они так считают. От остальных я узнал,что я : еретик(грубовато,но сойдет)и пофигист(почему автор не пояснил). В других группах я узнавал,что я "сатанист,сектант и подонок". Хочется спросить: Ребята,ну вы что,действительно считаете,что с таким отношением к ближнему(пусть и в борьбе за "чистоту веры"),вы становитесь ближе к Богу? Или хотя бы просто лучше,чисто по человечески?
А уж если затевается какая нибудь акция "Ураправославных"так тут вообще держись! Я помню несколко раз узнал,что уже "совершенно точно"(Вау!) буду гореть в аду за отказ подписать возвание о запрете фильма "Матильда". А если бы я подписал,то что,уже "совершенно точно" буду в раю? Сам я фильм не смотрел,но я сам выбрал не смотреть. Пусть каждый сам и выбирает - смотреть,не смотреть. Вот уж на кого я точно не буду смотреть,так это на дураков,призывающих "жечь кинотеатры". Церковь,кстати подобные призывы почти сразу осудила,так что если это была попытка компромата,то она не удалась,а вот попытка показать себя дураками - на все сто!
Я - червь и мой удел - могила.
Все прах и тлен,и неспроста,
Когда меня тошнит от мира
Я вспоминаю про Христа.
Вот такие строки,порой рождаются у меня в минуты отчаяния и скорби. Такие минуты знакомы каждому из людей. Кто-то переживает их и "благополучно" забывает. Кто -то находит "утешение",а кто-то УТЕШЕНИЕ. Кто-то продолжает скорбить и искать.
Человек видит,что в мире все приходит и уходит,он бессилен перед жестокими законами бытия. Вся история человечества - череда безумной жестокости и насилия с нечастыми периодами затишья. Уже не звучит "гордо" человек. Он всего лишь ничтожный участник бессмысленной и бесконечной борьбы за выживания,где рано или поздно все будут побеждены. Вся жизнь человеческая - череда забот и волнений. К чему мне прекрасное если в один прекрасный день я исчезну,разложусь на молекулы и атомы? Со мной можно будет сделать все что угодно - закопать,бросить в отвал,сжечь - да делайте,че хотите,мне все равно! Можете вообще ничего не делать! Я теперь всего лишь холодный кусок мяса,пища для червяков.
И общество,где всем на всех наплевать и лицемерие правит бал. Где все носят маски. Душа моя,бунтует и веселится,смеется и скорбит,надеется и не желает принимать того,что она - всего лишь животное,которое осознало себя,продукт работы мозга. Нет уж! Возьми тогда природа(Или кто там еще) обратно свое осознание! Не нужно мне оно,раз оно конечно! Отказываюсь! Хочу ничего не понимать и инстинктам только повиноваться!
Но во  все времена были те,кто говорил о бесконечности нашего бытия,давал надежду и успокоение,силы и желание жить,учил любить. "Будьте совершенны,как совершенен отец ваш небесный". "Во всем,как хотите.чтобы с вами поступали люди,так и вы поступайте с ними"."Прощайте врагов ваших и благословляйте проклинающих вас". Всегда есть надежда на другую реальность с другими законами.

Самые мерзкие преступники,насильники,маньяки,диктаторы,мучители и садисты - все когда-то были хорошими.   Не следует думать,что они стали такими,какими мы их знаем сами по себе. Они стали такими среди нас. В Создании каждого гитлера и каждого чикатило приняло участие общество.Это может вызвать протест и понятное возмущение. Но прошу понять меня правильно. Я не пытаюсь оправдать злодеев и поддержать дешевых критиканов и нытиков,привыкших винить во всех своих бедах общество,государство,родителей,Бога,черта и соседей. Понятно,что критиковать и обличать других всегда проще. Как там Скуперфильд говорил:"Сами пальцем не хотят пошевелить,а потом говорят,что богачи во всем виноваты! Провались они все на месте"! Я здесь говорю о другом. Сегодня мы проходим равнодушно,а завтра удивляемся - откуда! Сегодня мы закрываем глаза,а завтра возмущаемся - как они посмели! Забывая о тех,кому плохо сегодня,мы готовим себе плохих завтрашнего дня.  Но человек может и должен,независимо от того,верит он в другую реальность или нет изменять и улучшать реальность эту. И себя вместе с ней.
 "Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи" - так кажется говорит Серафим Саровский. Удивительно,но порой легче взяться за "устроение мира во всем мире",чем найти этот самый мир в собственной душе.
 
 Отбросив в сторону политические,национальные,религиозные и всякие другие предрассудки люди способны создать общество,где всякому найдется место и всякому будет удобно жить и свободно дышать. Там не будут уже слышны крики о собственной исключительности и люди будут изучать культуру друг-друга без боязни "запачкаться". Хочется думать,что люди когда-нибудь придут от единства мнимого к единству подлинному,а "религия будущего" будет не религией запретов а религией любви,истинной солидарности и бесконечного сострадания. А для кого-то она всегда была такой.

Я прохожу мимо Храма и вижу,что он красив. Я много раз заходил в него,могу и сейчас зайти. А что? "Мне вера дозволяет". Вокруг тусуются нищие и просят на хлеб. Я думаю,что это почти всегда алкоголики или "бизнесмены" и этот "бизнес" пора бы прикрыть,а не стимулировать подаяниями. Но сегодня настроение хорошее и я подаю кому-то. Выслушиваю благодарности и иду дальше. Из Храма выходят люди(служба кончилась). Какая-то девушка улыбается мне. Я улыбаюсь в ответ.(иногда хочется,несмотря на весь свой скептицизм,реализм и пессимизм рассказать о таких вот простых и приятных моментах.). Надо,пожалуй,зайти в Храмовый киоск,купить пирогов,там выпечка получше магазинной. Временами утром я с удовольствием и любовью читаю молитву "Оптинских старцев"("Дай мне с душевным спокойствием встретить все,что принесет мне наступающий день" - чудесный и мудрый пример обращения к Господу!). А Помнится в детстве я ездил с матерью на слеты туристов. Там были кришнаиты,которые угощали меня какими-то сладостями и мне весело и светло было поплясать с ними Хари-кришну(я,правда еще тогда и не предполагал,что для Православного это грех).

"Да не спрячешь души беспокойное шило.
Так живи - не тужи, да тяни свою жилу,
Туда, где пирог только с жару и с пылу,
Где каждому, каждому станет станет светло"...
(Александр Николаевич Башлачев).

 Ю.Г. 24 Мая 2018 года.


Рецензии
Почему верующие должны творить добро не из любви к людям, а ради спасения мистической шкуры своей души? В этом заключается истинность их духовности, лишённой нравственности?

Эльвира Константиновна Сазонова   24.05.2018 17:23     Заявить о нарушении
А кто, извините, не велит "творить добро из любви"?

Михаил Струнников   19.07.2021 15:20   Заявить о нарушении