Бурлюки

        Гнездо Бурлюков было в Крыму - отец и два сына, рисовали, писали стихи.
В последствии преуспел в славе сын - Давид Бурлюк.

        В сентябре 1983-го года я купил в Ростове-на-Дону книгу <сумасшедшего> Антона Сорокина, 1967 года издания. Некоторые его рассказы очень хороши и напоминают рассказы Андрея Платонова. Есть у него рассказы о деятельности Давида Бурлюка в Сибири. Написаны они с юмором, через которой легче понимать сущность футуризма:
               
                Скандал четвёртый

                (Бурлюк доволен)

         Футуризм это жульничество, я вам докажу. Если я скажу, что стихи могут быть бессмысленными и заменять музыку, живопись заменит скульптуру, а скульптура должна стремиться, чтобы зафиксировать слово, вы, развесив уши, будете слушать, но если же такие глупости я буду говорить о вещах, вам   знакомых, вы будете хохотать.
          - Антон Семёнович, вы прекратите вашу клевету, или я вышвырну вас.
          - Футуризм - это жизнь, без футуризма вы не сможете сделать ни одного шага. Посмотрите на ваши сапоги и на французские каблуки ваших жён, вместо копыт. Футуризм создаёт дамские туфельки с высоким каблуком. Молоток делается не в виде кулака, а футуристической формы. Глаз - фотографический аппарат, уши - телефон. Соловей обращается в рояль, видите, как футуризм искажает всё из природы, чтобы создать... лучшую жизнь.
            Аплодисменты. Давид Бурлюк доволен.

           в одно время картина Бурлюка была в зале импрессионистов в ГМИИ. Хорош был Пастернак кисти Булюка на выставке <Москва - Париж, 1930>. В августе 2007 года я видел выставку его картин в Тамбовской художественной галерее, 26 картин. В основном это были семейные портреты Бурлюков с характерными чертами их национальности.

           Давид Бурлюк энергично продвигал футуризм, приобщил к нему Маяковского, чьи поступки в ту пору не ограничивались хождениями в желтой кофте. В Книжном обозрении № 50 помещены воспоминания сестры Бурлюка Марианны Давыдовны Фиаловой - <Маяковский, прочтите стихи>:

          < Я жила в Сытинском переулке. Это было недалеко от подвала (помнится, он назывался <Привал комедиантов>), который расписывал мой брат, Маяковский, м.б., ещё кто-нибудь. Была там эстрада, буфет, ходило туда много народу. Публика была разная. Много было, я бы сказала, буржуазной накипи, которая приходила ради шуток и забавы. Давид там был конферансье. Маяковский иногда читал стихи. И вот, помню, голос: Маяковский, прочтите стихи! Маяковский сказал:- Не хочу.- Опять начали кричать: - Маяковский, прочитайте что-нибудь нам!- Тогда Маяковский рассердился, вышел на эстраду и прочитал:

                Вот вы, мужчины, у вас в усах
                капуста
                Где-то недоеденных жирных щей.
                Вот вы, женщины, на вас румяна
                густы,
                Все вы смотрите устрицами
                из раковин вещей.
                И все вы грязные,
                в калошах и без калош,
                Взгромоздились на бабочку
                поэтова сердца.
                И если сегодня мне, грубому гунну,
                Не захочется кривляться, и вот
                Я захохочу и радостно плюну,
                Плюну в лицо вам,
                Я - бесценных стихов транжир
                и мот!

            И, действительно, плюнул. Можете себе представить, что после этого было! Полетели стаканы, поднялся страшный крик, и был довольно порядочный скандал.>

          P.S. Приведенные строчки из стихотворения <Нате> в полном собрании сочинений Маяковского выглядят несколько иначе.



















 

      
 


Рецензии